Вимкніть гаджети
Уильям Стакли, автор первой биографии Исаака Ньютона, как-то проводил вместе с ученым время в праздности: они долго обедали, потом беседовали на досужие темы, после чего отправились в яблоневый сад, где неторопливо пили чай. И тогда Ньютон поведал другу, что упавшее яблоко подсказало ему гениальную идею.
Чтобы мозг работал продуктивно, человеку необходим досуг, избыток свободного времени, даже праздность время от времени. У нынешнего представителя креативного класса день расписан по минутам, в его расписании нет места "прогулке в ожидании озарения", особенно если время поджимает, а решение никак не приходит. Какое там! Вместо этого он взнуздывает себя еще сильнее.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Як планшети можуть допомогти сучасній діловій людині
Озарения посещают нас в минуты покоя и всегда неожиданно. Именно поэтому, кстати, утро вечера мудренее. Можно попытаться вызвать озарение искусственно: психологи советуют для этого чередовать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением. Подойдут сон, танцы, езда на велосипеде или разглядывание картин. Главное – сначала максимально напрячь серые клеточки, а потом их полностью расслабить. "Полностью" – ключевое слово.
Детский психолог Катерина Мурашова провела недавно эксперимент, который описала в своем блоге. Она попросила 68 подростков от 12 до 18 лет побыть восемь часов в одиночестве, не включая никаких электронных гаджетов: можно было читать, музицировать, рисовать, лепить, плести макраме, петь, ходить на голове. Восьмичасовую "пытку" выдержали лишь трое подростков: остальные сдались.
Фото: bitrebels.com
"Двадцать мальчиков и семь девочек описывали физиологические симптомы недомогания: болела голова, дрожали руки, появилась сухость во рту, тошнота, озноб, – пишет Мурашова. – Почти все чувствовали неопределенный страх, в голове крутились "дурацкие мысли". Дети переживали что‑то похожее на ломку. "Подростки не просто не умеют занимать сами себя. Оставшись без привычных гаджетов, они начинают испытывать жесточайшую сенсорную депривацию", – заключает психолог.
Три года назад много шума наделала статья в Newsweek, посвященная исследованию креативности у детей. В 1958-м психолог Элис Пол Торренс с помощью собственной методики протестировал 400 малышей, и на протяжении 50 лет исследователи следили за их достижениями, фиксируя каждый полученный патент и научную публикацию. Эти исследования подтвердили точность разработанных Торренсом тестов на креативность. Регулярные замеры с помощью тестов Торренса больших групп детей показывали, что творческий индекс неуклонно растет, но в 1990 году все изменилось. Детский IQ продолжил движение вверх, а вот индекс креативности начал снижаться. Дети становятся все более нацеленными на достижения, но все менее креативными, рассказал Newsweek Кенг Хи Ким из исследовательского центра William & Mary. И виной тому те самые гаджеты и блиц‑сознание.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: 5 ґаджетів, які здивували світ
Нечто новое обнаружилось и в поведении взрослых. У них массово проявляются признаки синдрома дефицита внимания. До сих пор его считали подростковой проблемой, но теперь она ударила и по взрослым, которые не в состоянии дочитать не то что толстую книгу, но даже длинную статью. У некоторых развивается что-то вроде фобии: они постоянно проверяют почту, никогда не отключают телефон.
Желание одновременно усвоить несколько потоков данных делает нас тупее. Кристин Розен опубликовала в журнале The New Atlantis результаты исследования, проведенного британскими учеными: информация, обрушивающаяся на служащих в виде электронной почты и телефонных звонков, наносит их интеллекту больше вреда, чем марихуана.
В стремлении к эффективности мы перемахнули через вершину холма и начали терять если не в количестве, то в качестве. Пора осмыслить происходящее. Если работа требует продуктивного мышления, а перегрузки и зависимость от гаджетов налицо – с этим надо что‑то делать.
Оригінал: Forbes.ua