RSS
ТЕХНОЛОГІЇ МЕДІА.ГОЛОВНЕ

Як почати бізнес з продажу насіння в 9 років та стати мільярдером до 40 років

Історія успіху інтернет-комерції Майкла Рубіна
Майкла Рубін розпочав бізнес в 9 років. Вже в 16 він здивував батьків тим, що придбав собі Porsche. Він нічого не винайшов, не розробив нову соціальну платформу або алгоритм пошуку і не відкрив чарівну інвестиційну стратегію. Він просто видряпувався до свого мільярду, керуючись радше безрозсудною пристрастю до ризику, пише Forbes.
Як почати бізнес з продажу насіння в 9 років та стати мільярдером до 40 років Майкл Рубін. Фото: blogs.forrester.com

В беседе c Forbes Рубин признается: "Мое хобби — это моя работа".

Майклу Рубину везет. Чертовски везет. В прошлом году eBay предложила $2,4 млрд за его убыточную компанию GSI Commerce, которая занимается развитием онлайн-магазинов крупных розничных сетей вроде Toys "R" Us и Timberland. Цена, которую заплатила eBay, была на 51% выше рыночной капитализации GSI. Чем обусловлена такая премия? Все дело в войне eBay с Amazon за рынок электронной коммерции.

40-летний Рубин отличается от сегодняшних молодых миллиардеров. У него приветливый, открытый взгляд и беглый филадельфийский акцент. Он не страдает мессианством: у него нет цели изменить этот мир. Он ничего не изобрел, не разработал новую социальную платформу или алгоритм поиска и не открыл волшебную инвестиционную стратегию. Он просто карабкался к своему миллиарду, ведомый скорее безрассудной страстью к риску и бизнесу как таковому, чем какой-нибудь особенной идеей.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Як стати успішним підприємцем на eBay

"У этого парня только одна передача — вперед", — говорит Джефф Джордан, партнер в фонде Andreessen Horowitz, который инвестировал в один из проектов Рубина.

Рубин управляет собственными компаниями три десятилетия. Он начал бизнес с продажи семян, обходя дома по соседству. В 10 лет на него работали пять других детей, которые за деньги убирали снег с соседских лужаек. В 12 лет в родительском гараже он устроил мастерскую по настройке лыж. Дело приняло горячий оборот, когда Рубин начал оставлять свои флаеры на парковке молла, где уже работал лыжный магазин.


GSI Commerce. Фото: articles.philly.com

Владелец магазина позвонила отцу Майкла и пригрозил сдать мальчишку в полицию. Отец Рубина ответил: "Моему сыну всего 12 лет. Неужели он представляет настоящую угрозу для вашего бизнеса?" Майкл продолжил разбрасывать свои флаеры.

В 14 лет Рубин убедил отца подписать вместе с ним договор об аренде, чтобы открыть лыжный магазин Mike’s Ski Shop в ближайшем торговом центре. В магазин Майкл вложил собственные $2500, полученные в качестве подарка на Бар-мицву. В десятом классе Рубин открыл второй магазин.

Когда ему было 16 лет, рассказывает Рубин, к отцу подошел член лыжного клуба и спросил: "Ну, как тебе новый Porsche твоего парня?". Отец пришел домой и сказал: "Ты купил новый Porsche?". Я говорю: "Ага". Он: "Красивый?". Я: "Да, красивый". Он: "Пойди маме расскажи". Его мать не очень этому обрадовалась. "Она наговорила такого, что я не могу повторить", — улыбается Рубин.

Мать помнит эту историю очень хорошо.

"Это было совсем не смешно — для меня это была ужасная история. — вспоминает она. – Мы всегда знали, что сына ждет успех, но я не предполагала, что он будет таким большим".

Зима того года была теплой. Как и другие владельцы лыжных магазинов, Рубин оказался в тяжелом положении — у него был долг на $120 000. "Мне не было страшно, — утверждает он. — Я просто думал, что это очередной шаг в моем развитии". Чтобы не допустить банкротства, отец согласился одолжить ему $37 000 для решения проблем с кредиторами, если Майкл пообещает поступить в колледж.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Корови в Кремнієвій долині

Но Рубин быстро нашел схему, чтобы отдать деньги отцу… и избавиться от обязательства ходить в колледж. Он зацепился за распродажу лыжного оборудования стоимостью $200 000 со скидкой в 90%. Но как за него заплатить? Сосед согласился дать в долг деньги ($17 000) по ростовщической ставке — процент составлял $1000 в неделю.

"Это были большие деньги, — вспоминает Рубин. — Но я был уверен в себе, поэтому взял деньги без колебаний".

За четыре недели он продал оборудование за $75 000, заработав около $50 000 чистыми.

После выплаты долга отцу, Рубин начал скупать излишки спортивного инвентаря по всей стране, продавая их через собственную сеть из трех лыжных магазинов, которые у него были еще до окончания школы. Он все-таки отучился один семестр в Университете Вилланова, но потом окончательно бросил учебу, чтобы заняться своим бизнесом.

В 1995 году он купил 40% акций Ryka, производителя спортивной женской обуви. Рубин, которому тогда было всего 23 года, стал генеральным директором компании с продажами в $50 млн. В 1997 году он объединил свой бизнес с Ryka и создал компанию Global Sports, которая в следующем году удвоила выручку до $130 млн.

Затем произошло событие, которое перевернуло жизнь Рубина. В ноябре раздался докучливый звонок от аналитика Майкла Конна.


Майкл Рубін. Фото: Forbes.ru

"Я поднимаю трубку, а он говорит: что ты собираешься делать с интернетом? — вспоминает Рубин. — А ему говорю: не трать мое время на этот дурацкий интернет, и вешаю трубку".

Но этот недолгий разговор все-таки зацепил Рубина. Он позвонил главам Sports Authority, Modell’s и других розничных сетей, продающих спортивные товары. Все, с кем Рубин поговорил, думали примерно одинаково: электронная коммерция открывала большие возможности, но никто не знал, как к ней подступиться.

"Тогда я увидел шанс стать лидером рынка, и это меня действительно завело", — рассказывает он.

К Рождеству Рубин нанял команду для онлайн-проекта, а месяц спустя предложил рынку модель, по которой Global Sports брала на себя все риски и все операции по электронной торговле, получая взамен 92,5% выручки. Он созвонился с Мэри Микер из Morgan Stanley, и она устроила ему встречу с основателем японского SoftBank Масайоши Соном. Через 30 минут переговоров с Рубином Сон вложил $80 млн в новый бизнес, получив 30% акций.

После схлопывани пузыря "доткомов" для компании Рубина настали тяжелые времена — только что образованная GSI Commerce потеряла в совокупности $155 млн. Однако бизнесмен увеличил продажи с $5,5 млн в 1999 году до $335 млн в 2004 году, когда компания перестала быть убыточной. К 2010 году, через 12 лет работы в сети, GSI была прибыльной только в течение четырех лет, достигнув восьмизначной цифры чистого дохода лишь однажды, в 2006 году.

Но цифры не беспокоили Рубина. "Бизнес работал с хорошей EBITDA и денежным потоком, а убытки были связаны с амортизацией — говорит он. — Пусть будут прокляты акционеры. Я никогда не считал, что моим делом является поддержка курса акций".

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: 16 способів вибрати ідеальне ім'я для стартапу

Приобретение комании Rue La La в 2009 году разочаровало инвесторов, и после объявления о сделке акции упали на 12%. Рубин, не обращая внимание на акционеров, запускает в 2010 году ShopRunner и покупает в 2011 году Fanatics за $277 млн.

По мере того, как продажи приближались к $1 млрд, компания, как признает сам Рубин, потеряла фокус, увлекшись потребительским бизнесом.

"Если мне предстояло сделать все заново, то компания занималась бы только b2b-бизнесом", — говорит он. К счастью поступило предложение от eBay, которая захотела купить GSI Commerce, за $2,4 млрд.

Рубин продал компанию, а затем выкупил недавно приобретенные Fanatics, Rue La La и ShopRunner, объединив их под зонтичным брендом Kynetic (в Rue La La и ShopRunner у eBay осталось по 30% акций).

Выручка Fanatics в этом году приближается к $1 млрд, а рентабельность по EBITDA оценивается в 15-20%. Компания управляет онлайн-магазинами NFL, NBA, MLB, NHL и Nascar, а также 60 профессиональных спортивных клубов. В июне 2012 года 10% Fanatics купили фонды Andreessen Horowitz и Insight Venture Partners, заплатив $150 млн. Выходит, что доля Рубина (90%) в Fanatics стоит $1,35 млрд.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: "У гонитві за зростанням". Правила стартапів від Пола Грема

Rue La La – компания с выручкой $400 млн, которая специализируется на распродажах одежды, предметов интерьера и туристических путевок, закончит этот год с небольшим убытком. Но Рубин не переживает. По его прогнозу, сайт с 6 млн зарегистрированных пользователей увеличит выручку на 35% в следующем году; он также ожидает большого роста мобильных продаж. Шон Милн, аналитик Janney Capital Markets, который анализировал GSI в течение десять лет, отмечает, что сайты распродаж обычно оцениваются в 1-1,5  выручки, то есть цена Rue La La составляет как минимум $500 млн.

ShopRunner является темной лошадкой в портфеле Рубина, но он настаивает, что эта компания может стать золотым дном. 500 000 подписчиков сервиса платят $79 долларов в год за двухдневную доставку, бесплатный возврат и доступ к скидкам 65 электронных магазинов, включая такие, как PetSmart, GNC и NFLshop.com. Милн утверждает, что сервисы PayRunner (позволяет клиентам совершить покупку в два клика) и Pickup Points (помогает получить выбранную вещь из любого магазина сети) своего рода защита и конкуретное преимущество розничных сетей в борьбе с Amazon. Но пока ShopRunner несет убытки в десятки миллионов долларов.

Летая между Филадельфией, Нью-Йорком, Бостоном и Флоридой, Рубин признается: "Мое хобби — это моя работа". В прошлом году он развелся и свободное время проводит со своей шестилетней дочерью Кайли. Кроме того, когда позволяет расписание, Рубин приезжает на игры баскетбольной команды Philadelphia 76ers, совладельцем которой он является.

В завершении беседы Рубин рассказывает об одном своем коллеге, которому 70 лет: "Это человек сказал мне однажды: я буду заниматься бизнесом пока мне не стукнет, по крайней мере, лет сто. Я думаю точно так же. Я даже не понимаю, что значит пенсия".

Оригінал: Forbes

Підписуйтесь на iPress.ua в соціальних мережах Twitter, Facebook та Google+. Будьте в курсі останніх новин. Якщо ви помітили помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити редакцію
Розкажіть друзям!

Читайте новини також російською мовою.

НОВИНИ ПАРТНЕРІВ
НОВИНИ ПАРТНЕРІВ

КОМЕНТАРІ (0) +

Додати коментар

21 11 2012 10:42
МЕДІА
iPRESS РАДИТЬ