Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Як виганяли Coca-Cola

Як виганяли Coca-Cola
Фото: prmaster.su
Факт, що у вигнання Coca-Cola з Болівії повірили (причому, деякі з радістю), говорить про те, що хмари над компанією згущаються. До недавнього часу споживання напою росло, проте останнім часом стали приходити все більше тривожні новини, говорять про те, що настає дійсно переломний момент, йдеться в статті Slon.ru.

Забавная новость появилась на прошлой неделе: Правительство Боливии заявило о том, что Сoca-Сola перестанет существовать в этой стране "в соответствии с календарем майя", то есть с 21 декабря 2012.

СМИ сразу же восприняли это как официальный запрет на деятельность компании, ведь совсем недавно президент Боливии Эво Моралес уже высказывался на тему того, что Coca-Cola – напиток вредный для здоровья, вызывающий инсульты и инфаркты, и пора бы его изгнать подальше из такой тщательно заботящейся о здравоохранении страны, как Боливия.

Хотя растиражированная цитата министра иностранных дел Боливии Давида Чокеуанка должна была навести на мысль, что что-то тут не так. Ну как можно серьезно воспринимать: "21 декабря 2012-го – это конец эгоизма, разделения. 21 декабря должно стать концом Coca-Cola. Планеты выравниваются после 26 000 лет – это конец капитализма и начало коммунитаризма"? Однако новость появилась – все поверили.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: 5 цифрових трендів, що формують досвід споживача

К величайшему разочарованию СМИ, власти Боливии опровергли информацию о запрете Coca-Cola – оказалось, что Чокеуанка выражался фигурально, да и фраза была вырвана из контекста. Оказывается, он дословно заявил, что 21 декабря 2012 года должно стать "концом" для Coca-Сola и началом мокочинче – местного напитка на основе не то абрикоса, не то персика.

По официальной версии, слова министра означали, что необходимо положить конец мировому доминированию Coca-Сola, но запрещать компании работать в Боливии никто не собирается. Однако сам факт, что в изгнание Coca-Cola из Боливии поверили (причем, некоторые с радостью), говорит о том, что тучи над ней сгущаются.

То, что Coca-Cola может не самым лучшим образом влиять на здоровье (как почти любая газировка или напиток, содержащий кофеин), было известно давно. Но какая разница Coca-Cola, сколько человек ее ругает, главное – сколько человек ее пьют. До недавнего времени потребление этого напитка росло, однако в последнее время стали приходить все более тревожные новости, говорящие о том, что наступает действительно переломный момент.

В одном Чокеуанка был прав – этот бренд действительно стал символом эпохи, конечно, не 26-тысячелетней, но, по крайней мере, последних лет пятидесяти. И за это время поводов не любить его накопилось несколько, хотя компания тщательно поддерживает свой дружелюбный образ.

Фото: peterslarson.com

В этом году впервые началась массовая компания борцов за здоровье – онкологи обнаружили, что один из ингредиентов красителя Coca-Cola вызывает рак. Его включение в соответствующий перечень заставил бы компанию писать предупредительные надписи на бутылках, что могло бы быть даже более действенно, чем в случае с сигаретами, – зависимость от газировки все-таки не такая сильная, как от никотина.

Coca-Cola поспешила просто заменить спорный ингредиент, одновременно опровергая все обвинения, однако онкологи – ребята упорные – наверняка скоро еще что-нибудь раскопают.

Потом подвели вести с родины – по данным аналитиков Beverage Digest, потребление газированных напитков в США в 2011 упало до уровня 1996 года, то есть шестнадцатилетнего минимума. Американский народ стал переходить на воду, соки и чай. От компании начали отворачиваться и друзья, и враги. После многолетнего получения денег от Coca-Cola Олимпийским комитет вдруг задумался о том, что негоже ей, MacDonald's и шоколадкам Cadbury выступать спонсорами спортивного события.

Даже неожиданная смена стратегии основного, точнее, единственного конкурента Coca-Cola – компании PepsiCo – бросила некоторую тень: та внезапно заявила, что перестанет гоняться за Coca-Cola и будет позиционировать себя как производителя продуктов питания, в том числе здорового (в ее портфеле несколько брендов снэков, соков и пр.). А в данном случае, когда тебя перестают преследовать, – это плохой признак.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Акції компанії продаються краще, якщо нею керують жінки

Ну и, конечно, определенный негатив внес и кризис – во многих странах он привел к некоторому разочарованию в международных "пришлых" брендах и вызвал желание вернуться к истокам. Coca-Cola же в глазах многих была "корпорацией зла", достаточно вспомнить, что рекламная компания одной из самых популярных марок кваса в России строилась на противопоставлении коле (используя давнюю идею Виктора Пелевина).

Да, есть много вещей, куда более вредных, чем сладкие газированные напитки: алкоголь, сигареты, кокаин, оружие и т.д. Но никто из их производителей не продает свою продукцию во всем мире кроме двух стран: Северной Кореи и Кубы. Coca-Cola Company стала нарицательным именем транснациональных корпораций, нелюбовь к которым все ширится.

По финансовым показателям у нее пока все выглядит более или менее спокойно, хотя и не идеально – во втором квартале 2012 года компания показала рост выручки на 4%. Да, у нее не очень идут дела в Европе (падение продаж на 5%, несмотря на рекламную компанию перед Олимпийскими играми), но все это пока компенсируется растущими рынками – Индией, Китаем, Россией и прочими.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Налагодити зв'язки

Хотя даже в том же Китае рост не оправдывает ожиданий, не дотягивает до двузначных темпов, на которые надеялась Coca-Cola. Фактически компания дошла до стагнации, а значит, в дальнейшем возможно скольжение вниз, скорей всего, плавное и медленное.

Стратегию компании предсказать трудно, но скорей всего, она найдет отдушину в других сегментах напитков, благо их немало. Причем ставку будет делать как раз на национальные напитки, с которыми вроде бы "конкурирует". К примеру, когда в России начался рост рынка бутилированного кваса (вызванный в том числе разгоном кваса разливного), Coca-Cola начала его производство под маркой "Кружка и бочка".

Когда пошла мода на холодный чай, появилась марка Nestea. Ну и конечно, у нее остается портфель соковых марок (в России это "Добрый", Nico, Rich и пр.), вода BonAqua и, уж если пошла мода на здоровый образ жизни, спортивный напиток Powerade.

Так что, возвращаясь к теме: если боливийцам действительно так дорог их персиковый морсик, что они даже готовы его пить вместо Coca-Cola, то рано или поздно та просто сама начнет его производить. Изгнать Coca-Cola не так уж и просто, только если только ей самой уйти не захочется. Но это – только если за дело берутся власти, а не потребители.

Оригінал: Slon.ru

Нема причин поки радіти оголошенню про американську допомогу. Що дозволяє росіянам просуватися – Том Купер
Нема причин поки радіти оголошенню про американську допомогу. Що дозволяє росіянам просуватися – Том Купер
Багато дрібних дій. росіяни продовжують наполегливо атакувати українські позиції за підтримки авіації та артилерії – Дональд  Гілл
Багато дрібних дій. росіяни продовжують наполегливо атакувати українські позиції за підтримки авіації та артилерії – Дональд Гілл
російська загроза не щезне. Без європейського переозброєння НАТО прирікає себе на поразку – Ендрю Міхта
російська загроза не щезне. Без європейського переозброєння НАТО прирікає себе на поразку – Ендрю Міхта
Проросійська фракція Республіканської партії програла. Тепер Україна має перемогти – Енн Епплбом
Проросійська фракція Республіканської партії програла. Тепер Україна має перемогти – Енн Епплбом
Чортівня закінчилася і ми повинні виграти цю битву. Як відбувалося результативне голосування в Конгресі – Філліпс О'Брайен
Чортівня закінчилася і ми повинні виграти цю битву. Як відбувалося результативне голосування в Конгресі – Філліпс О'Брайен
Рахунок за втрати під Авдіївкою. росіяни активно пробиваються для обходу лінії оборони на захід під Бахмутом – Том Купер
Рахунок за втрати під Авдіївкою. росіяни активно пробиваються для обходу лінії оборони на захід під Бахмутом – Том Купер
Повітряно-ракетна війна. Успіхи українців та атаки росіян по цивільних об'єктах – Том Купер
Повітряно-ракетна війна. Успіхи українців та атаки росіян по цивільних об'єктах – Том Купер
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute
Стратегія мужності. Наступна фаза російсько-української війни – Hudson Institute