Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu
19 08 2014 15:29

Не выдержит двоих

Начинаясь сценой в духе болезненного немецкого писателя-декандента Гансе Гейнца Эверса, «Враг» является экранизацией книги Нобелевского лауреата португальца Жозе Сарамаго.
Враг Канада, Испания, 2014
Афиша

Режиссер — франкоканадец Дени Вильнев, который совсем недавно уже снял Джейка Джилленхола в триллере "Пленницы". Но та картина была реалистичной, а новая - мистический триллер. Очень мистический, мы бы сказали. И зрителю заранее лучше приготовиться к тому, что никто ему ничего объяснять не будет.

Джейк Джилленхол, актер с самыми странными во всем Голливуде глазами, в который раз, начиная с «Зодиака» Финчера, взваливает на себя ношу триллера, но теперь это триллер магический, иррациональный. Чудесное поджидает нас и среди серой, забетонированной, обрыдшей повседневности. Вот только никто не обещал, что чудеса будут добрыми.

Фильм замечателен своими пустынными городскими пейзажами, где массовая застройка кажется вымершей, и вроде бы населенный город представляется опустевшим городом-призраком. И приглушенными, сепиевыми, охряными цветами и тонами съемок. Вилнев вновь показывает себя мастером атмосферности и настроения. Но герою, преподавателю-гуманитарию в этой атмосфере бетонной ежедневной рутины жить уже невмоготу. И тут коллега рекомендует ему посмотреть какой-то художественный фильм.

Выясняется, что где-то в этом пустынном бетонном городе живет абсолютный двойник героя, его полная копия. В похожей квартире, с беременной женой, киноактер. Зачарованный стопроцентным сходством преподаватель ищет знакомства с двойником. Прозаические и реалистические объяснения феномена кажутся недостойными факта, перед которым герой замирает как перед чудом.

Это неправдоподобно и нелогично с точки зрения обычного житейского здравомыслия, но отгадка того, как так вышло, занимает обоих гораздо меньше, чем обоюдная загипнотизированность. Быстро перерастающая во враждебность, по крайней мере, со стороны «второго», актера, более агрессивного и решительного. С последующим побуждением поменяться местами со своим «отражением». Каковое побуждение оказывается взаимным.

"Враг" - новелла в классическом значении этого слова, где главное — это неожиданный финал. В противовес англосаксонской культуре, которой требуется все разъяснять и докапываться до дна, «латинянин» Вильнев с подачи собрата по романскому культурному ареалу Сарамаго напоминает, что католическому мироощущению присуще чудо, то есть загадка без разгадки. Здесь открытым остается не только финал, весь фильм — открытый. И под “After the Lights Goes Out” the Walker Brothers в конце фильма мы понимаем, что в этой необъяснимости и заключалась его магия.

Расскажите друзьям!

Читайте новости на Украинском языке.

КОММЕНТАРИИ (0) +

Добавить комментарий

Новости кино