Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Каждый второй военный готов вернуться с востока в Киев и сначала там навести порядок, - старший лейтенант 51-й бригады

Наталія Сколоздра
Каждый второй военный готов вернуться с востока в Киев и сначала там навести порядок, - старший лейтенант 51-й бригады
Фото с архива Александра Серватовича
Начальник медицинской части 51-бригады, старший лейтенант Александр Серватович в мирное время работал директором волынской радиокомпании. Когда в Украину пришла война, через 12 лет после окончания медицинского университета он стал военным медиком. После Волновахи, Иловайска и Луганска он без купюр рассказывает о судьбе своей бригады, разговоре с президентом, об отношении к выборам, о работе волонтеров и о патриотах, которые живут на Донбассе.

Еще совсем недавно вы были успешным бизнесменом. Что вас подтолкнуло покинуть мирный Луцк и пойти на войну?

Все просто - пришла повестка, я взял и ушел.

На передовой вы военный медик, а до событий на востоке имели медицинскую практику?

Я 12 лет назад закончил Львовский медицинский университет имени Данила Галицкого. Медицинская специальность - анестезиолог. Уже в Луцке закончил интернатуру и после этого понял, что в нашем государстве врачом быть невозможно, потому что надо или быть "просителем" и воровать у людей деньги, или надо идти "на свои хлеба". Я плюнул и стал работать "на своих хлебах".

На сегодня - директор радиокомпании "Микс", которая представляет различные информационные радиоканалы в Волынской области.

Насколько тяжело было привыкнуть морально подготовить себя к участию в войне? Были ли с вами люди, которых вы знали до отправки на восток?

Я знал и понимал, что я еду на реальную войну. Там довольно много было людей с Волыни. После проведения мобилизации 51-я бригада стала крупнейшим военным формированием со времен создания Вооруженных Сил Украины.

С 300-350 реальных солдат и офицеров сделали бригаду численностью 4700 человек.

Мобилизовывали, в основном, из Волыни и других западных областей: Львов, Тернополь, Ровно, Ивано-Франковск, несколько людей из Киевской и Житомирской областей.

Недавно, когда вы вернулись из зоны АТО в Луцк, вы привезли домой нескольких бойцов которые находились в плену. Расскажите, как это происходило, как обменивали пленных?

Как происходил обмен двух бойцов, которых обменяла СБУ - я не знаю. А одного мы сами вытащили из окружения. Я с подполковником Иванющенко ездил в Донецк на встречу с "министром обороны" ДНР, мы сами настроили ту связь и с помощью адекватного русского добровольца нам удалось вытащить из плена одного украинского офицера.

Вы с бойцами 51-й бригады имели встречу с президентом. Расскажите, о чем договорились во время этой встречи, что вам пообещал Президент, что из обещанного уже начали выполнять?

Когда президент Порошенко шел к нам на встречу, он уже имел много информации по ситуации с 51-й бригадой, он готовился, но очень много информации, которую ему предоставили, была искажена.

Он не знал, что наша 51-я бригада должна была быть бригадой резерва и, соответственно, мобилизировалась, как бригада резерва. Как она оказалась на передовой в полном составе, не оставшись в резерве - такой вопрос надо задать много кому.

Президент утверждал, что, якобы, мы сбежали, а не отступили по приказу. Вместе с тем, 51-я бригада была первым военным формированием, которое приняло Саур-Могилу и не отошло от нее, закрепилось там, сделало базовый лагерь вместе с другими подразделениями вооруженных сил. Был там и "Правый сектор", и это не единственное место, где лично для меня "Правый сектор" "засветился" в положительном свете. Там также была и бригада Нацгвардии, но в результате уже четвертого или восьмого штурма Саур-Могилу взяла именно 51-я бригада.

К сожалению, Порошенко не докладывали, что 51-я взяла высоту, а доложили, что 51-я сдала, хотя она не сдавала, а отступила и оставила оборону 30-й бригаде вследствие того, что разбили очень много нашей техники и было потеряно очень много наших людей.

Президент подтвердил решение, что 51-я бригада будет расформирована и на ее месте будет сформирована новая 14-я бригада. Но нашей основной задачей на этой встрече было отстоять честь ребят 51-й бригады, которые достойно воевали. Мы президенту доложили, на какую линию фронта была выведена наша бригада, где она находилась во время боевых действий, в каких боях участвовала и где сделала настоящие боевые подвиги.

Мы просили, чтобы он сохранил нам офицерский актив, а кроме офицерского, еще и солдат, которые достойно прошли эту войну. Также попросили, чтобы сохранил боевой путь и награды 51-й бригады, потому что у этой бригады 75-летняя история. Попросили, чтобы передал новому формированию флаг, награды и тому подобное, хотя там есть и ордены Ленина, и "звезды", но, мне кажется, что просто так прятать историю нельзя.

Встреча Петра Порошенко с бойцами 51-й бригады. Фото: president.gov.ua

Говорили с президентом также о военнопленных. Депутаты передали список, попросили, чтобы помог вытащить наших собратьев из плена. Порошенко пообещал, что поможет. Просили также, чтобы сохранил нам командира Владимира Яцкива, который формировал нашу бригаду.

Президент нам тоже рассказал кое-что такое, чего мы не знали. Говорил и едва не прослезился, когда рассказывал про своего сына, который очень просился на войну.

В общем наша встреча в Администрации Президента длилась примерно полтора часа.

Лично мое мнение таково, что из того, о чем мы общались, скорее всего, ничего так и не начнут выполнять.

Военных же из бригады, с которыми я вернулся домой, часть отправили в отпуск, часть офицеров и солдат оставили для расформирования организации и поддержания порядка в подразделениях. Лично я сейчас не в отпуске, я служу.

А в целом как вы оцениваете эту встречу? Вы ею довольны?

Я буду доволен тогда, когда будет выполнено хотя бы 30% из того, что пообещали. Если президент не разгонит офицеров, оставит кадровый резерв, сохранит историю и достижения 51-й бригады и поможет формированию новой боеспособной структуры, тогда я скажу, да, нормально съездили. А если мы поговорили, а результата никакого - то что ездили, что то радио слушали. Будет досадно.

Когда решит, скажу, что молодец, не решит - скажу, что лжец, как и все остальные "слуги народа", которые приходят к власти.

К теме внеочередных парламентских выборов. В этом году вы в них, как кандидат, участия не принимаете, а как относитесь к комбатам, бойцам, которые решили баллотироваться в народные депутаты?

Это их право, думаю, они знают, что делают.

А как оцениваете проведение выборов во время войны?

Очень отрицательно, потому что эти выборы проводятся на крови ребят, которые гибнут на востоке. Я считаю, что президент Украины должен был бы, как гарант Конституции, взять всю полноту власти и ответственность на себя, ввести временную власть президента, для этого прописаны различные законные и подзаконные акты. А не хоронить наших ребят под каждые выборы, потому что нам сначала надо было выбрать президента, теперь парламент, потом еще кого-то надо будет выбирать, а все то время гибнут люди.

Когда властям надо - закон работает, когда не надо - не работает. По состоянию на сегодня все законы, которые Рада принимала после того, как президент распустил парламент, должны быть нелегитимными. Тогда у меня вопрос: как нелегитимные решения будут порождать легитимные решения? У нас Конституция нарушается ежедневно.

Как тогда, по вашему мнению, надо менять депутатов в парламенте?

Иногда складывается впечатление, что они хотят довести украинский народ до такой точки кипения, что он придет и будет их сносить с оружием в руках. Да, это будет незаконно, да, это будет вопреки европейским нормам морали, но это будет единственным возможным решением. Они доиграются до того, что народ возьмет автоматы.

Мои собратья, которые проливали кровь, защищая территориальную целостность Украины, вернутся домой и не захотят жить в таком государстве, которое будет не государством, а сборищем коррумпированного зброда, тогда они поставят нормальную легитимную власть, только с оружием в руках.

Я думаю, что власть этого боится, потому что она это понимает. Каждый второй или каждый третий из тех, что были на фронте, готовы вернуться в Киев и сначала в столице навести порядок, а тогда вернуться на восток. Единственное, что люди порядочные, все же, считают, что сначала надо отстоять границу, а тогда идти на Киев. И эта тема, думаю, будет намного интереснее, чем судьба 51-й бригады.

Вы знаете, что Вооруженные силы Украины не имеют права принимать участие в войне, если она необъявленная, кроме двух случаев: защита границы или чрезвычайное положение. АТО - это же абсолютно СБУ-шная, милицейская операция, то какого милого на передовой делают Вооруженные силы Украины? Надо Европе, чтобы мы были демилитаризованы и просто расстреляли свой боекомплект? Или надо, чтобы мы просто своих патриотов похоронили? У меня вопросов больше, чем ответов.

Есть то, что я видел на свои глаза: есть Володя Путин, который профинансировал сепаратистов, ибо без добра-дива они бы не могли собраться, качественно сплоченные, организованные, которые сделали эту всю бучу и сделали так, что эта война стала гражданской. Теперь это уже не просто война, не просто АТО - там куча убежденных людей, граждан Украины, которые воюют с другими украинцами. Их в основном возглавляют граждане России и эта операция является четко подготовленной.

ЧИТАЙТЕ: Под Иловайском было 14 Камазов тел воинов, а не 100 погибших, как отчитывалось военное руководство государства, - боец бригады 51 

Зашло несколько тысяч россиян, которые фактически и образовали так называемый "иловайский котел" - все это видели, но все об этом молчат. Это, что, Украина должна объявлять, что Россия на нас напала, такие решения должен принимать Евросоюз?

Ребята, которые там погибли своей кровью фактически остановили агрессора и не ввели нашу страну в состояние войны. Для себя я четко понимаю, что когда в Украине будет объявлено военное положение, тогда надо определить страну, которая на нас напала, когда мы назовем страну-Россию агрессором, то мы сами озвучим что мы в России объявили войну, этого она от нас и требует. Я это четко понимаю, но разве этого не понимают евродепутаты, Америка? Они сами не могут признать, что война уже идет? Чтобы потом обвинять, якобы, Украина первая начала войну.

Фото из архива Александра Серватовича

Вы говорили о поддержке изнутри, расскажите, пожалуйста, немного подробнее, как вам помогают волонтеры и что на сегодня для солдат является самым необходимым?

Если бы не волонтеры, то мы не были бы обеспечены вообще ничем. От них мы получали все, начиная от еды, заканчивая носками, ремонтом танков, артиллерии и тому подобному. Государство делает мизер, основную часть делают волонтеры и деньги спонсоров.

Когда я говорил о работе с жителями восточных областей, то я говорил о тех, которые остались там и хотят жить в государстве Украина. Такие есть тоже. Их там немного - 5-10%, так же, как и немного тех, кто против. В основном, проблему на Донбассе создало равнодушие. Равнодушие и безумная коррупция.

Если вы думаете, что Донецкий регион бедный, то вы все глубоко ошибаетесь. Я так же думал раньше. Донецкая земля богата, там практически ходишь по деньгам. Если сравнивать с Волынью, Львовом, Закарпатьем, то мы в финансовом плане являемся нищими. Там - под землей, на земле и в воздухе - везде деньги. Единственное, что всегда делало этот регион убыточным, это то, что в богатом регионе миллиарды легче воровать. Поэтому и появлялись Ахметовы, Таруты, Януковичи.

Под Донецком есть такое местечко Докучаевск, там, оказывается, первый уран добывали, благодаря которому в космос запускали первые спутники. Также там есть уголь, железная руда, много других минералов, там есть плодородный грунт, на котором без севооборотов растет подсолнух, там арбузы, как сорняк, сами растут. Я был очень удивлен, насколько, это богатый край - вот поэтому он кому-то и нужен.

Основой ведения любых боевых действий есть связь. Сепаратисты, в отличие, от украинской армии имеют прекрасную связь: а) спутниковые телефоны; б) цифровые радиостанции.

Когда каждый боец снабжен радиостанцией и стоит радиоточка, когда оператор может давать связь любым подразделениям с любой частью - у них это есть, а у нас этого нет вообще.

Относительно использования мирового боевого опыта то нам надо пригласить двух-трех офицеров, которые прошли не одну войну, то ли из Америки, из Израиля, или из Англии, то есть из стран, которые вели или ведут реальные боевые действия. Потому что Украина принимала участие только в определенных миссиях и этот вопрос до сих пор не было столь острым. Так же, как футбольные команды покупают за миллионы игроков, так же и мы можем потратить несколько миллионов... Нам не надо каких-то генералов или высоких военных чинов, дайте простого капитана, майора, который участвовал в реальных боевых действиях и он может рассказать, что нам надо, потому что он видел, как это в мощных милитаризированных странах, которые используют ту или иную технику и тактику и с ней воюют. Для штаба нашей армии такой человек сможет сформировать логику действий и сказать, что необходимо и в каком количестве.

Надо четко осознать, что все эти батальоны теробороны, милицейские, нацгвардейские - что это все маразм высшей пробы. Идет война артиллерии, тяжелого и высокоточного вооружения, а мы берем добровольцев, отправляем их на фронт со стрелковым оружием и у нас гибнут герои, которые готовы защищать границы Украины.

До сих пор все делалось с одной целью: мол, военное время не объявлено и надо удержать ситуацию до выборов. Сколько еще ради выборов парней погибнет? После выборов на востоке не изменится ничего. Там уже произошли такие изменения, что хуже, чем есть уже точно не будет, а будет просто тяжелая, холодная и голодная зима. Эти выборы для востока ничего не изменят.

Тем более, наша власть играет в демократию, иногда путая демократию с анархией.

Большую часть украинского населения не интересует, что происходит на востоке, что там идет война, они собираются себя защищать уже тогда, когда войска Путина придут к ним в дом. Но если войска Путина придут к ним домой, то уже защищать будет нечего, а их патриотизм ничего не стоит.

Я такой вывод делаю после того, как езжу по восточным областям и вижу, что нам нечем рыть окопы, а в нескольких километрах тонны современной зарубежной техники с шикарными грузовиками и экскаваторами строят дорогу Киев-Харьков. А ребята себе руки срывают, потому что постоянно окопы роют, потому что инженерную технику им "не положено".

Есть штатная военная техника, а есть военная техника, которую забирают из гражданского хозяйства. И по "гражданке" забирают то, что хуже всего, то, что завод или фабрика не жалеет отдать. А потом солдаты сами должны это ремонтировать, иногда в поле и на ходу.

Люди не осознают уровень опасности. Да, они осознают гибель, сильно переживают за родных, близких, знакомых, соседей, но, что это можно предотвратить, своевременно не думают.

Фото из архива Александра Серватовича

Проезжая с востока на запад, чувствуется, как отличаются настроения мирных жителей, живущих в прифронтовых областях и, например, на вашей родной Волыни?

Я был в Днепропетровской области, которая граничит с линией фронта и война там очень чувствуется. Несмотря на то, что у них там нет этих "западенских" настроений, но патриотизма немного больше, чем у многих западников, потому что они чувствуют непосредственную близость опасности, в отличие от Волыни. Недаром и мобилизованных там больше, и волонтеров не меньше, и погибших у них тоже больше... кстати, следующая область, где больше всего погибших - это Волынь.

С точки зрения человека, который находился в самом эпицентре горячих событий на востоке, каким, по вашему мнению, должно быть решение этого военного конфликта?

Этот конфликт решить практически невозможно, его можно заморозить. Думаю, для того, чтобы его решить надо годы, потому что погибло очень много людей, в том числе, и граждан Украины, среди которых много невинно убитых. Повторю, что по состоянию на сегодня, можно этот конфликт заморозить, но полностью его устранить невозможно.

Что еще можно сделать? Надо нарисовать для себя воображаемую линию фронта и закрепить ее, сделать безопасный границу, чтобы у них не было возможности залезть дальше на территорию Украины, поскольку такие планы у них есть.

Еще один вопрос - это Донецкая и Луганская области, которые остались без никакой власти, у них уже за эту зиму появятся проблемы с организацией быта, охраны, с питанием, с теплом... Я считаю, что их надо оставить на откуп самим себе, чтобы они почувствовали, что такое пожить без власти.

Третий вопрос - им помогают местные жители, а с другими местными, которые поддерживают Украину практически работа не ведется. Надо заниматься не только армией, но и патриотами, общественными организациями, общественными движениями, активистами, активно их финансировать, потому что не имея поддержки изнутри, ты никогда не защитишься и никого не завоюешь.

И последнее - нужно чистить саму власть. Потому что если власть и военное командование останутся такими же, как и были до сих пор, такими, которые предают сами себя, то выиграть войну будет невозможно.