Космический туризм от Брэнсона, Безоса и Маска: чем они отличаются и когда подешевеет билет в космос

Космический туризм от Брэнсона, Безоса и Маска: чем они отличаются и когда подешевеет билет в космос
Фото: Экономическая правда
С чего начался космический туризм, при каких условиях были созданы три ведущие частные космические компании, чем они отличаются и что ждет человечество в ближайшие десятилетия.

40 лет понадобилось человечеству, чтобы после Юрия Гагарина отправить в космос первого туриста, и еще 20 лет ушло на то, чтобы частные компании научились отправлять туристов в космос.

Взрывная смесь из детских мечтаний, таланта, настойчивости, доступа к высоким технологиям, рынка капитала и государственно-частного партнерства позволила трем американским инноваторам в 2021 году начать в США эру частного космического туризма.

"Когда я был ребенком, мечтала, глядя на звезды. Сейчас я взрослый на космическом корабле со множеством других замечательных взрослых, которые смотрят на нашу прекрасную, прекрасную Землю. Следующее поколение мечтателей, если мы можем сделать такое, только представьте, что можете сделать вы ", - сказал миллиардер Ричард Брэнсон 11 июля во время полета до предела космоса на космопланы VSS Unity.

На 20 июля запланирован еще один туристический полет, на этот раз - по границу космоса. Компания американского миллиардера Джефф Безос Blue Origin запустит экипаж на борту своей ракетно-капсульной системы New Shepard.

За два дня до полета Брэнсона в Blue Origin не удержались от "шпильки" в сторону конкурента, их опередил, и назвали полет космопланы VSS Unity полетом в атмосфере Земли, а не в космосе.

Третий и самый амбициозный мечтатель Маск активно разрабатывает многоразовый космический корабль SpaceX Starship. По замыслу инноватора, Starship будет осуществлять через космическое пространство сверхбыстрые коммерческие рейсы между удаленными деловыми столицами мира, туристические полеты вокруг Луны и на Луну, а также колонизационные полеты на Марс.

Итак, в 2021 году наступила новая эра в освоении космоса - эра космического туризма. Частные компании получили доступ к космическому пространству, между ними обострилась конкуренция, а цена билета на полеты в космическое пространство снизилась в сто раз.

Швейцарский финансовый холдинг UBS в отчете за 2019 подсчитал, что суборбитальный (Virgin Galactic, Blue Origin) и орбитальный (на Международную космическую станцию. - ЭП) космический туризм имеет потенциальный рыночный объем 3 млрд долл до 2030 года.

В консалтинговой компании Northern Sky Research, которая специализируется на космической отрасли, ожидают, что в 2028-2038 годах общий доход рынка достигнет 10,4 млрд долл.

С чего начался космический туризм, при каких условиях были созданы три ведущие частные космические компании, чем они отличаются и что ждет человечество.

20 млн долларов за восемь дней в космосе

Первым космическим туристом стал американский миллионер Деннис Тито, заплативший за полет на Международную космическую станцию ​​20 млн долл. 60-летний турист прибыл на орбиту Земли 30 апреля 2001. Это стало кульминацией его юношеской мечты.

"Карандаши начали плавать в воздухе, и я видел черноту космоса и кривизну земли. Я был в эйфории. Это был самый яркий момент в моей жизни - осуществление мечты всей жизни. Тогда я знал, что ничто и никогда не сможет превзойти это событие", - радостно описывает Тито момент, когда ракета вышла на орбиту.

NASA долгое время выступало против идеи отправить гражданских в космос. Первым туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф, однако она погибла во время запуска шаттла "Челленджер" в 1986 году. После этого инцидента правительство США приняло закон, который запретил непрофессионалам полеты в космос.

Однако в 1991 году, незадолго до распада СССР, Тито заговорил с Советским Союзом о присоединении к космической миссии как обычного гражданина, который заплатит за билет.

Переговоры шли много лет. В конце 1990-х космическая программа России остро ощущала нехватку финансирования, поэтому Тито активизировал переговоры и они оказались успешными.

28 апреля 2001 американец на российском космическом корабле "Союз" вместе с двумя российскими космонавтами поднялся с космодрома "Байконур" в Казахстане на орбиту Земли. Следующая неделя Тито провел на борту МКС.

"Это были восемь дней эйфории. Мне нравилось смотреть в окно, снимать на видео Землю. Это было в десять раз лучше, чем я ожидал. Это был лучший опыт во всей моей жизни, эти восемь дней", - рассказывал он.

После Тито на МКС летали еще шесть туристов, среди которых была одна женщина. В последнее туристом в 2009 году стал основатель и руководитель компании Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Он заплатил за билет 35 млн долл.

Именно в годы полета первого космического туриста в США появились три частные компании, которые за 20 лет научились отправлять людей в суборбитальные и орбитальные полеты.

В 2000 году основатель Amazon Джефф Безос создал на своем ранчо в Техасе аэрокосмическую компанию Blue Origin для развития космического туризма.

В 2002 году бывший соучредитель и акционер PayPal Маск создал аэрокосмическую компанию SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation. - ЭП) со штаб-квартирой в Калифорнии. Его цель была более абийцина: сократить расходы на полеты в космос и открыть путь к колонизации Марса.

В 2004 году британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон создал в США компанию Virgin Galactic. Предприниматель планировал организовывать туристические суборбитальные космические полеты и запуски небольших искусственных спутников.

Как частные компании попали в космос

Развитие перечисленных компаний, особенно SpaceX, в значительной степени обязан поддержке со стороны правительства США, в частности, NASA.

Министерство обороны США и NASA задолго до 2000-х годов интенсивно сотрудничали с частными аэрокосмическими корпорациями Lockheed Martin, Northrop Grumman, Boeing, North American Aviation. Последняя создала экспериментальный ракетоплан X-15, который в 1963 году из-под крыльев самолета-носителя поднялся на высоту 107 км, что на 7 км выше границы космоса.

Однако это сотрудничество происходила преимущественно в пределах тайных военных проектов.

Все изменилось в начале "нулевых". 1 февраля 2003 произошла катастрофа шаттла "Колумбия", после которой США временно прекратили программу пилотируемых полетов. Это событие стало началом конца программы "Спейс шаттл", закрытие которой состоялось в 2011 году с последним полетом шаттла "Атлантис".

После 2004 года американскую космическую программу лихорадило несколько лет, а финансирование некоторых перспективных направлений сократилось.

В 2009 году была создана "Комиссия Огустина", которую возглавил бывший директор компании Lockheed Martin Норман Огустин. Она изучала состояние дел в сфере пилотируемых космических полетов.

Комиссия рассмотрела пять вариантов развития космической программы США. Приоритетным стал вариант привлечения коммерческих предприятий для полетов на околоземную орбиту, тогда как NASA должна была сконцентрировать усилия на развитии техники для полетов за пределы земной орбиты. Эти предложения в 2010 году были зафиксированы в проект бюджета на 2011 год.

В течение 2011-2015 роцив правительство США выделило коммерческим предприятиям более 6 млрд долл на создание пилотируемых космических кораблей.

Между тем, еще раньше, не дожидаясь глобальных решений от руководства страны, NASA начало на конкурсной основе финансировать перспективные частные проекты по доставке грузов на околоземную орбиту.

Так, в 2006 году SpaceX провалила первый запуск ракеты-носителя Falcon 1.

Однако через несколько месяцев компания стала одним из победителей в конкурсе программы NASA Commercial Orbital Transportation Services (создание ракетной системы для доставки грузов на МКС) и получила около 396 млн долл для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и грузового корабля Dragon.

Через два года SpaceX и NASA подписали контракт на 1,6 млрд долл на транспортировку грузов на МКС.

Blue Origin в 2012 году на базе NASA испытывала двигатель для ракеты-носителя многоразового использования New Glenn. В 2020 году стало известно, что многократная ракета New Glenn присоединится к флоту коммерческих ракет-носителей NASA для полетов в середине 2020-х годов. Blue Origin и NASA подписали соответствующий контракт.

Суборбитальный туризм

Руководство Virgin Galactic надеется, что массовые суборбитальные космические полеты начнутся до 2022 года. Компания уже несколько лет продает билеты на такие полеты по 250 тыс долл.

Virgin Galactic получила задатков более чем 80 млн долл, а количество желающих превышает 600 человек.

Задаток в размере 10 тыс долл внес Маск. Украинцы в списке тоже есть. Мэр Днепра Борис Филатов заявил, что купил билет в 2009 году за 200 тыс долл.

Как Брэнсон совершил первый космический полет

"Уже 11 июля, как и обещал Ричард Брэнсон, он первым в нашей команде Virgin Galactic летит в космос, чтобы личным примером показать успех нашего проекта. Мой номер - 146-й", - заявил недавно Филатов.

Схема суборбитальный полет туристов Virgin Galactic

ИСТОЧНИК: WIKIPEDIA.ORG

Одним из космических туристов, которые 20 июля вместе с Безосом полетят в суборбитальный полет на многократном космическом корабле New Shepard, станет 18-летний голландец Оливер Деймен.

Планировалось, что в космос полетит его отец Джо Деймен, основатель и глава компании Somerset Capital Partners. Он оплатил билет стоимостью почти 28 млн долл. Однако Джо Деймен сообщил, что не сможет полететь в космос из-за "слишком плотный график" и передает место сыну. Компании Деймену составят Джефф Безос, его брат и 82-летняя пилотесса Мэри Фанк.

Полеты New Shepard предназначены для перевозки пассажиров по прямой вверх-вниз, которая на короткое время превышает 100 км. 100 км над уровнем моря - это так называемая линия Кармана, которая является условной границей между атмосферой Земли и космосом.

New Shepard высотой 18 м и шириной 4 м является многократным космическим аппаратом. Бустерная установка поднимает герметичное пассажирское судно на высоту около 76 км. Импульс преподносит капсулу вверх в космос. После этого она опускается на землю под тремя парашютами. Ракета-носитель тоже возвращается домой.

Продолжительность полета New Shepard составит всего 11 мин, а управление им будет дистанционным. В летательном аппарате даже не будет органов управления, которые позволяли бы его пилотировать.

По оценкам экспертов, в будущем билет на полет в New Shepard будет стоить 200-250 тыс долл. Стоимость билета Деймена обусловлена ​​тем, что он продавался на аукционе.

Орбитальный туризм на МКС от NАSA

В середине 2019 NASA анонсировало открытие своей секции на Международной космической станции для туризма и других деловых мероприятий. NASA планирует отправлять туристов на МКС за 58 млн долл.

По словам заместителя директора МКС Робина Гейтса, в год будет две короткие частные миссии. Частным астронавтам будет разрешено оставаться на МКС на срок до 30 дней, путешествуя на американских космических кораблях Crew Dragon (SpaceX) и CST-100 Starliner (Boeing, Bigelow Aerospace).

Первый корабль уже прошел сертификацию NASA и стал первым коммерческим космическим лайнером лицензии. Испытания второго корабля - CST-100 Starliner от Boeing - задерживается. Запуск запланирован до января 2022 года.

По данным американского производителя модулей и компонентов орбитальных станций Axiom Space, в экипаж войдут вице-президент Axiom Space, бывший астронавт NASA Майкл Лопес-Алегриа (он будет пилотом и командиром миссии), американский предприниматель Ларри Коннор, канадский инвестор и меценат Марк Пати, израильский инвестор и филантроп, бывший пилот ВВС Израиля Эйтан Стиббе.

Станция вращается вокруг Земли на высоте около 400 км. Предполагается, что участники миссии проведут на борту американского сегмента МКС восемь дней. Космические туристы будут участвовать в научно-исследовательских и благотворительных проектах.

По данным Голоса Америки, каждый турист заплатит за путешествие 55 млн долл.

Космические перелеты на Земле, полеты вокруг Луны и на Марс

Наиболее впечатляющие перспективы для космического туризма открывает многоразовый космический корабль Starship, который тестирует SpaceX.

В 2017 году Маск представил видеопрезентацию транспортной системы с использованием прототипа Starship для дальних перелетов на Земле. Ракета должна летать со скоростью 6,9 км / сек через космическое пространство. Это означает, что из Нью-Йорка в Лондон можно будет добраться за 20 минут, а из Лос-Анджелеса в Токио - за 40 мин.

По словам Маска, цена суборбитальный полет на ракете сравнится с ценой путешествия бизнес-классом на самолете. Предполагается, что Starship в такой конфигурации будет рассчитан на перевозку ста пассажиров.

Уже продан первый туристический полет вокруг Луны на корабле Starship. Полет, запланированный на 2023, приобрел японский миллиардер Юсаку Маедзава. Он собирается взять с собой от "шести до восьми деятелей искусства" со всего мира.

"Их попросят создать какие-то произведения по возвращении на Землю. Эти шедевры вдохновят мечтателей во всех нас", - пояснил бизнесмен, состояние которого оценивается 3 млрд долл.

Сумма, которую он заплатил за полет вокруг Луны, не разглашается.

Билеты в космос будут стоить тысячи долларов?

Космических полетов по четырехзначными и даже пятизначными ценам в ближайшее время не будет.

Сейчас невозможно сказать, когда космические полеты станут доступными для широких масс, но специалисты считают, что это произойдет через десятки лет. Проблема в том, что космические корабли рассчитаны лишь на несколько человек.

"Первые самолеты перевозили очень мало людей. Представьте, какими были бы тарифы на авиаперевозки, если бы самолеты до сих пор перевозили всего несколько человек", - объясняет владелец американской космической консалтинговой фирмы Astralytical Лаура Форчик.

"Если вы хотите снизить цену с 250 тыс долл в четырехзначных цифр, как авиакомпания, вы должны распределить расходы на значительно более лиц", - добавляет аэрокосмический аналитик Bank of America Рон Эпштейн.

Сейчас доставить много людей в космос одним рейсом чрезвычайно сложно.

"Эти усилия требуют огромного количества горючего и энергии, чтобы поднять каждый фунт. Соответствующие технологий не существует. Также нужно иметь значительный спрос на космические путешествия, чтобы заполнять эти места независимо от цены. Единственный способ получить такой объем клиентов - сделать космический туризм частью транспортной сети ", - констатирует Эпштейн.

Источник: Экономическая правда

Автор: Всеволод Некрасов