Когда Россия аннексировала Крым, и Лукашенко, и Назарбаев вели себя очень осторожно – несмотря на то, что у них были возможности повлиять на ситуацию и высказать свою позицию. С Назарбаевым тогда разговаривали лидеры ведущих стран мира, он воспринимался как реальный посредник между Москвой и Киевом, как человек, способный удержать Путина от резких движений – но в результате президент Казахстана выбрал позицию фактической поддержки России. Что же произошло потом?
А произошло продолжение эскалации. И в Минске, и в Астане знали о навязчивой идее российского руководства относительно Крыма. С этой идеей носился еще предшественник Владимира Путина Борис Ельцин, пресс-секретарь которого Павел Вощанов озвучил территориальные претензии к Украине 24 августа 1991 года. Россия не присоединила к себе Крым и Севастополь просто потому, что тогда опасалась создания прецедента для собственных республик. Ну а потом было президентство Кучмы, соглашения по Черноморскому флоту, совместный “дерибан”. Словом, получилось, что Крым присоединили как раз тогда, когда совместный “дерибан” окончился.
Фото: AFP
Но Путин на Крыме не остановился. Появление проекта “Новороссия”, засылка диверсантов в Донецкую и Луганскую область стали для Лукашенко и Назарбаева куда более опасным симптомом, чем Крым. Лукашенко вряд ли забыл “приглашение” Путина белорусам – присоединяться к Российской Федерации областями. Назарбаев не может не понимать, что северный Казахстан ничем в глазах российских шовинистов от “Новороссии” не отличается. Недаром еще Александр Солженицын писал о “раздутом” Казахстане.
Поэтому успокоение ситуации в Украине – в интересах обоих президентов. И Путин не может с этим не считаться просто потому, что не заинтересован в потере союзников. Но самое важное – так это то, что и Лукашенко, и Назарбаев правы в своих опасениях.
Когда в России говорят о “восстановлении справедливости”, обиде на Запад и прочих причинах, побудивших Кремль начать войну против соседней страны, в качестве политической цели подразумевается вовсе не членство Украины в Таможенном союзе. Таможенный союз – это ерунда, промежуточный этап. Ну и то, что позволяет удержать бывшие советские республики от подписания таких соглашений с Западом, которые заставили бы ЕС и США защищать их от попыток поглощения Россией. Именно поэтому Россия так боролась с соглашениями об ассоциации с ЕС и заставила Сержа Саргсяна и Виктора Януковича отказаться от их подписания.
Для Кремля весь бывший Советский Союз – это и есть Россия. Украина, Беларусь, Казахстан и все остальные бывшие советские республики должны стать провинциями новой империи Владимира Путина, а вся постсоветская интеграция – это всего лишь средство для ликвидации их “придуманной” государственности. То, от чего Кремль на сегодняшний день готов отказаться – так это от стран Балтии, которые успели вступить в ЕС и в НАТО. Но эти страны, наряду с другими государствами центральной Европы, должны войти в сферу влияния новой империи. В Москве уверены, что стоит создать государство, по территории и военной силе не уступающее Советскому Союзу – и Литва с Латвией или Польша с Венгрией никуда от него не денутся. Конечно, эти страны никто не станет лишать государственности – но политические решения лидеры этих государств, как и в советское время, будут согласовывать в Кремле.
Коллаж: durdom.in.ua
Это и есть “справедливость” по-российски – то, что сегодня особо уже и не скрывается представителями спецслужб и черносотенными экспертами, становясь определяющим настроением власти. И стоит ли удивляться тому, что Лукашенко и Назарбаев пытаются удавить процесс в зародыше и заставить Путина договорится с Порошенко еще до того дня, как российское руководство организует мятежи в Беларуси и Казахстане или двинет танки в сторону Минска и Астаны.