Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Профессия, которая возвращает к социуму после травмы. Чем будут заниматься эрготерапевты в Украине?

Ірина Наумець
Профессия, которая возвращает к социуму после травмы. Чем будут заниматься эрготерапевты в Украине?
Саманта Шанн, віце-президент Всесвітньої федерації ерготерапетів
У людей, которые после травмы прикованы к коляске, появляется ряд ограничений - не в каждый дом можно зайти, не в каждом магазине - закупиться. Знакомое среда становится недоступным. Проблема возникает даже в домашних условиях. В своей квартире теперь не проходишь на тележке через узкие двери ванной комнаты или туалета. Уже не можешь дотянуться до полки с хлебом. Сложно поднять чайник с водой или завязать шнурки. Везде нужна помощь семьи или друзей. Приспособить окружающее пространство с потребностями и научиться после травмы жить по-новому пациенту помогает эрготерапевт.

В Европе Эрготерапия развивается еще с тридцатых годов. В 2017 году в соответствии с статистики WFOT общее количество эрготерапевт среди стран-членов организации - 527,997. Наибольшее количество этих специалистов в США (141 тыс 971), Японии (74 тыс 615), Германии (59 тыс). 

Рис.1_Количество эрготерапевт в странах-членах WFOT

В Канаде 80% эрготерапевт работают в городах, 20% - в сельской местности, 46% - в больницах, 32% - на уровне общины, 13% - профессиональная практика и 9% - в учреждениях длительного ухода. В Украине Эрготерапия появилась лишь 2 года назад, когда ее внесли в Государственный классификатор профессий. Частично работу эрготерапевт в Украине выполняли физические терапевты, но они не имели достаточно знаний. 

Разработкой требований и международных стандартов качества образования в сфере эрготерапии занимается Всемирная Федерация эрготерапевт (WFOT), с которой МЗ Украины подписало Меморандум о сотрудничестве, что позволит использовать нормативные документы и официально привлекать иностранных экспертов к развитию новой специальности в Украине.

Сейчас одной из первых является магистратура по физической терапии и эрготерапии, которая будет соответствовать международным стандартам WFOT и готовить дипломированных эрготерапевт, открывают в Школе реабилитационной медицины Украинского католического университета во Львове. 

С 9 июля по 26 июля под сопровождением Всемирной Федерации эрготерапевт здесь состоялся второй модуль учебной программы Train the trainers. В ней приняли участие 25 специалистов из 7 областей Украины, которые станут одними из первых сертифицированных преподавателей, тренеров и клинических супервизоров с эрготерапии. Они смогут обмениваться опытом с будущими украинскими специалистами и распространять полученные знания. 

Среди преподавателей этого курса вице-президент Всемирной Федерации эрготерапевт Саманта Шани. Она рассказала, в чем заключается работа эрготерапевт, как он может помочь и что может изменить в жизни пациента после травмы.

Эрготерапевты возвращают пациенту независимость и самостоятельность

Не стоит путать работу физического терапевта и эрготерапевта. Это разные специалисты, которые дополняют работу друг друга, отмечает 'ксперт. Физический терапевт работает над тем, как восстановить функции опорно-двигательнe. системe пациента, его подвижность, координацию движений.

Эрготерапевт наблюдает за эмоциональным и физическим состоянием пациента, оценивает его активность после травмы - любая деятельность его больше интересует, каково его хобби и как это можно использовать в пользу терапии. Краеугольным камнем в профессии есть понимание связи между лицом, занятием и средой, в которой она находится. Каждый специалист понимает, что активность поддерживает благополучие пациента. 

Важно понимать, что Эрготерапия - это не трудотерапия, которая была в Советском Союзе. Любую моторику надо разрабатывать в реальных бытовых условиях и при реальных потребностях. Тогда человек будет мотивировано и такая деятельность будет осознанной, а не механической. Поэтому в эрготерапии каждая заняттева активность имеет конкретную цель.

Если человек учится спускаться или подниматься по лестнице, то не ради того, чтобы бесцельно ходить, а чтобы разрабатывать двигательные функции и ходить самостоятельно. Если такое хождение не влияет на разработку нужных групп мышц, тогда занятия следует заменить другим. Кроме того, надо учитывать, какая деятельность больше привлекает пациента. К примеру, если нужно развивать моторику рук, то ребенка можно заинтересовать игровыми пазлами, а не давать ей скучное задание - перебирать горох.

В основном эрготерапевты помогают облегчить пациенту такие ежедневные процессы, как: вставание с постели, уход за собой, прогулка в магазин. Все ради того, чтобы вернуть пациенту независимость и самостоятельность. 

Основой эрготерапии является оценка активностей пациента и план интервенций - разработка и выполнение индивидуальных программ ерготерапевтичного вмешательства (занятий), к которым стоит поощрять человека с инвалидностью, чтобы достичь максимальной реабилитационной цели.

Эрготерапевт работает не только с пациентом, но и с его семьей

Физический терапевт и эрготерапевт часто работают вместе и помогают пациенту достичь долгосрочных целей. Они являются равноправными участниками мультидисциплинарной команды в процессе реабилитации пациента. В работе эрготерапевт очень важно постоянно коммуницировать с медсестрами, социальным работником, врачом и другими терапевтами, которые помогают больному.

Эрготерапевт может оказывать услуги как детям, взрослым, так и людям преклонного возраста, имеют физические нарушения (инсульт, ожоги, ортопедические травмы, поражения кисти, травмы позвоночника), когнитивные нарушения (аутизм, обучения лиц с ограничением жизнедеятельности, синдромом дефицита внимания и гиперактивности , инсульт) и эмоциональные поражения (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, тревога, зависимости).

К тому же, в отличие от физического терапевта, задача эрготерапевт - работать не только с пациентом, но и с его семьей как с первым средой, куда пациент попадает после травмы и проводит там больше времени. Поэтому очень важно, чтобы семья правильно реагировала на его потребности.

К примеру, когда пациент получил очень тяжелую травму или когда ему диагностировали тяжелую болезнь, семья может проявлять чрезмерную заботу. Так они хотят ему помочь, но такое чрезмерная забота может больше навредить процессу реабилитации и замедлить процесс выздоровления.

Эрготерапевт помогает пациенту и его семье найти баланс, чтобы он смог позаботиться о себе, почувствовав самостоятельность и независимость.

Это вселяет веру в то, что все получится, и барьеры можно преодолеть без посторонней помощи. Эрготерапевт учит членов семьи и делает их более осведомленными в том, как вести себя, когда нужно предлагать свою помощь, а когда следует не вмешиваться и дать возможность родном решить проблему самому.

В одной семье муж пережил инсульт. Он тратил много времени, чтобы одеться, поскольку подвижность ног и рук ослабла. Сначала ему помогала жена, но если бы она это делала постоянно, он не научился бы сам. Эрготерапевт посоветовал удобную одежду и показал варианты, как можно одеться самому, без посторонней помощи. Да, этот человек одевался медленно, но делал это самостоятельно. В это время женщина жаловалась, мол, с ее помощью он это сделает гораздо быстрее. Тогда эрготерапевт начинал работать с ней, объясняя, что побудить пациента к большей подвижности - это также часть терапии, утверждает его достоинство и веру в свои возможности.

Эрготерапевт работает с пациентом до тех пор, пока они вместе достигнут поставленной цели. Он может приходить в отдельные дни недели или каждый день в определенное время. Все зависит от желания самого пациента.

Научиться эрготерапии можно только от сертифицированных эрготерапевт

Чтобы получить образование эрготерапевт, надо завершить магистратуру. Часто спрашивают, может ли физическое терапевт стать эрготерапевт после курсов повышения квалификации или краткосрочных тренингов. Нет, этого недостаточно, ведь во время обучения важно не только усвоить ерготерапевтични практики, но и научиться мыслить, проникнуться новой образовательной философией. Это является фундаментом в будущей работе эрготерапевт.

В некоторых странах есть 3-летние или 4-летние бакалаврские программы. Но наиболее распространенной формой является 2-летние магистерские программы по эрготерапии, во время которых студенты должны получить не менее 1000 часов учебной практики в реабилитационных центрах, больницах.

Научиться эрготерапии можно только от дипломированных эрготерапевт, а таких в Украине немного. Потому что не всем удалось учиться заграницей на программах, сертифицированных WFOT.

"В этом году мы решили провести в Школе реабилитационной медицины УКУ 3-модульный учебный курс для преподавателей по эрготерапии Train the trainer. Он разработан для обмена международным стандартам профессии и соответствует требованиям Всемирной Федерации эрготерапевт. Мы подготовили людей, которые смогут преподавать предметы по эрготерапии и передавать свой опыт другим. Таким образом мы помогаем Украине создавать учебные программы, образовательные стандарты которых будут соответствовать требованиям WFOT. Ждем того момента, когда после завершения магистратуры в Украин и появятся первые дипломированные специалисты " , - рассказывает Саманта Шани.

Главный принцип эрготерапии - пациентоцентричнисть

Эрготерапевты изучают предметы, связанные как с физическим, так и с психическим здоровьем человека. Среди основных предметов - функциональная анатомия, социология, психология, педагогика, философия эрготерапии и другие. В отличие от физической терапии, Эрготерапия классифицирует клиентов не по нозологиям, а по возрасту. Поэтому во время курса учат, как работать с детьми, взрослыми и людьми пожилого возраста. 

В учебном процессе отводится время на тренировки, во время которого изучают возможные состояния человека с инвалидностью и барьеры во внешней среде, с которыми такой человек сталкивается. 

К примеру, во время курса Train the trainers участники изучали, как помочь людям с нарушением моторики рук, незрячим и людям, которые передвигаются на коляске. Это делается для того, чтобы помочь пациенту с травмой приспособиться к новым условиям жизни. Участники учатся коммуницировать с пациентом, анализируют его поведение и подбирают перечень активностей, которые нужны для его реабилитации.

Кроме, специального образования, эрготерапевт важно иметь такие профессиональные качества, как: навыки эффективной коммуникации, умение слушать и мотивировать пациента, творческий подход к решению проблем, умение мыслить креативно и адаптироваться и быть гибким в условиях стресса, а также способность сочувствовать.

Эмпатия - это одно из важнейших качеств такого специалиста. Очень важно чувствовать потребности пациента, быстро сориентироваться, чего он хочет, а чего не стоит предлагать.

Главный принцип эрготерапии - пациентоцентричнисть. Эрготерапевт вдохновляет пациента найти в себе силу решить проблему самостоятельно.

Кто и как проверяет качество образования по эрготерапии?

 

Качество ерготерапевтичнои образования зависит не от страны, а от соблюдения стандартов

По словам Саманты Шани, за последние 10 лет количество студентов на магистерских программах по эрготерапии увеличилась на 28%. Спрос на таких специалистов растет. Поэтому стоит увеличивать количество учебных программ, соответствующих международным стандартам качества. Их устанавливает Всемирная Федерация эрготерапевт - единственная организация, которая разрабатывает стратегию развития эрготерапии и возглавляет эволюцию профессии во всем мире. 

Наибольшее количество сертифицированных образовательных программ по эрготерапии в США - 235, Японии - 164, Германии - 131, Великобритании - 55, Австралии - 55, Индии - 30 и Франции - 24. 

Рис. 2_ количество сертифицированных образовательных программ

Есть и обратная статистика образовательных программ, которые пока не сертифицированы WFOT: Украина - 60, Германия - 56, Корейская республика - 48, Япония - 27, Бразилия - 22.

Рис.3_ количество несертифицированных образовательных программ

Независимые мировые эксперты контролируют качество образовательных программ по эрготерапии на соответствие стандартам, ведь их соблюдение является обязательным для всех стран-членов WFOT. Эти стандарты разработаны на основе уважения к достоинству и правам человека, продвижения здоровья и профилактики болезней и могут быть адаптированы под особенности местной культуры. 

Одна из ключевых международных требований к учебным программам - достаточное количество и качество учебных баз и продолжительность учебных практик (минимум 1000 часов), а также привлечение сертифицированных эрготерапевт в качестве преподавателей специальных учебных предметов.  

Если эти требования не соблюдаются, то выпускников такой программы нельзя считать эрготерапевтами. Интересно, что в Уганде с населением 60 млн. Первый выпуск программы составлял 15 человек и обеспечивался четырьмя зарубежными эрготерапевтами и командой учебных супервизоров.

"Качество образования по эрготерапии не зависит от страны и от того, как давно профессия там развивается. Так, в 2017 году Американская ассоциация отметила свой 100-летний юбилей, но это совсем не значит, что их образование лучше образование в других странах. Такие организации существуют только для того, чтобы задавать минимальные стандарты качества. Если учебный курс соответствует минимальным стандартам, то он является качественным независимо от того, где он выкладывается - в Украине, Великобритании, Филиппинах или Индии " , - отмечает Саманта Шани.

В отдельных странах открывают последипломные курсы, в частности, такие есть в США и Великобритании.  

Украина сделала большой шаг вперед, подписав Меморандум о сотрудничестве с Всемирной Федерацией эрготерапевт (WFOT). Полноценной страной-членом этой организации она сможет стать только после того, как здесь заработает первая учебная программа по эрготерапии, которая соответствует международным стандартам, и появляются первые дипломированные специалисты с профессиональным ерготерапевтичним мышлением. Следовательно, на это уйдет не менее 2 лет. 

"В Украине уже есть много отделений по эрготерапии, которые делают весомую работу, хотя и не все работники этих учреждений смогли учиться заграницей или побывать на стажировке. Часть этих работников учились на 3-модульном курсе Train the trainers. Это мотивированы, активные и открытые специалисты , которые стремятся учиться новому. Они изучили специфические методики по анализу и оценке активностей и смогут обучать других. Я уверена, что их энергия, упорство и профессионализм менять Украине", - отмечает Саманта Шани.