Вакцина от коронавируса: кто над ней работает и почему так долго

Американська фармацевтична компанія Moderna Therapeutics, яка спеціалізується на біотехнологічних дослідженнях і розробках, почала випробування вже через 42 дні після того, як розшифрували послідовність молекули РНК коронавірусу Фото: Moderna Therapeutics
Объясняем как действуют вакцины, кто сейчас пытается разработать вакцину от коронавируса и почему мы ждать нее еще долго.

Как действует вакцина?

Коронавирус имеет молекулу, передает генетическую информацию, и белково-жировую оболочку. На отдельные белки реагируют иммунные клетки организма - они сигнализируют иммунной системе о том, что в тело попал инородный элемент. В биологии такой элемент называют «антигеном».

В ответ организм человека начинает вырабатывать антитела, которые «хватают» антиген, а затем иммунные клетки его «уничтожают». Так работает специфический иммунитет - на каждую болезнь организм вырабатывает особые антитела.

Вакцина, которую вводят в организм человека - это ослабленные или «мертвые» антигены. Они не могут повредить, а лишь заставляют организм синтезировать антитела так, будто к клеткам действительно попала серьезная инфекция. Так иммунная система «тренируется» и становится готовой к настоящей угрозы. Ведь когда вирус действительно проникнет в тело человека, оно уже будет для него готовые антитела и сможет себя защитить.

Кто работает над разработкой вакцины и лекарств?

В настоящее время около 35 компаний работают над разработкой лекарств, вакцины или «иммунных коктейлей» против коронавируса SARS-CoV-2. Среди них - китайские, европейские и американские компании.

Например, компания из США Gilead Sciences, занимающейся поиском лекарств от СПИДа и гепатитов В и С. Препарат «Ремдесивир», ранее разработанный Gilead Sciences против болезни Эбола, планируют использовать для облегчения лихорадки у пациентов с COVID-19. Его уже испытывают на тысячи добровольцев.

Также над лекарствами работает японская компания Takeda - за основу служат антитела из крови людей, уже переболели коронавируса.

Поскольку все коронавирусы содержат как материал для самовоспроизводства молекулы РНК, то и вакцины имеют в основе эти молекулы. Над такими РНК-содержащими вакцинами работают китайская CanSino Biologics, американская Arcturus Therapeutics, немецкие CureVac и BioNTech. А Фонд Билла и Миранды Гейтс спонсирует работу над вакциной американских Inovio Pharmaceuticals и китайской Beijing Advaccine Biotechnology.

Но пока всех опережает Moderna Therapeutics из США - они начали испытания уже через 42 дня после того, как расшифровали последовательность молекулы РНК коронавируса.

Сколько это будет продолжаться?

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен заявляла, что немецкая компания CureVac может создать вакцину уже осенью - и пока это самый оптимистичный прогноз. Остальные компании ожидают запустить вакцину или лекарство в производство как минимум за год-полтора - например, Takeda.

Процесс осложняется еще и тем, что большинство разработчиков не имеют достаточно мощности, чтобы изготовить большие объемы вакцины.

Почему нельзя быстрее?

Для совершенствования большинства вакцин, которые человечество использует, понадобилось от 5 до 15 лет. Поэтому столь длительный процесс - это нормально.

Перед запуском в производство вакцина проходит несколько этапов испытаний - лабораторное тестирование на животных и три испытания на добровольцах. Сначала тестируют на небольшом количестве здоровых людей, потом - на несколько большем количестве людей, живущих в зоне распространения вируса, и тогда в случае успеха - в тысячах инфицированных в зоне распространения.

Без подтверждения безопасности и действенности вакцины ее не могут производить и использовать. Но для создания вакцины против коронавируса этап тестирования на животных пропускают, чтобы ускорить процесс.

В США уже начали тестировать вакцину на людях.

А вакцина точно будет действенной?

Коронавирусы - это отдельная семья, в которую входит более 30 вирусов. Против одного из них не существует вакцины. Вспышки коронавирусных инфекций случались в 2002 и 2015 годах, ученые брались за создание вакцины или лекарства, но поскольку вспышки миналися, дорогостоящие исследования замораживали.

Елена Мошинець, кандидат биологических наук, работает в Институте молекулярной биологии и генетики НАНУ, отмечает: никто не дает гарантий, что антитела, сформированные в результате вакцинации, будут иметь профилактический эффект.

«Нет однозначного понимания, как реагирует организм на коронавирус, почему возникает пневмония и за счет каких звеньев иммунного ответа наступает выздоровление. В литературе пока что нет убедительных данных, поствакцинальные антитела действительно могут помочь в борьбе против коронавируса - такая вакцина может и не подействовать. Неизвестно, насколько сильной будет иммунный ответ после введения вакцины, поэтому необходимо тщательно все тестировать», - говорит Елена Мощинець.

Ученый считает, что следует учитывать тот факт, что большинство людей переболели в легкой форме и всего за несколько дней. Часто это означает, что подействовал неспецифический иммунитет, организм использует для борьбы с любыми антигенами.

«Вакцину сделать не проблема - проблема в том, будет ли она эффективной. А ее разработка и массовая иммунизация будет стоить очень дорого», - добавляет Елена Мощинець.

Можно использовать другие методы?

Ни вакцины, ни лекарств, ни профилактических преперата против COVID-19 пока не существует.

В качестве возможных вспомогательные препараты тестируют лекарства против гриппа или туберкулезаТакже проверяют эффективность хлорокину, который используют в борьбе с малярией. В действенности хлорокину уверен, в частности, президент США Дональд Трамп. Одни исследования утверждают, что значительного результата использования хлорокину не имелоЗато гидроксохлорокин, его менее токсическое производную вещество, считают эффективным при лабораторных тестирований.

Ученые ожидают результаты испытаний на добровольцах уже летом. Хотя хлорокин уже начали применять для лечения в отдельных случаях, нужную дозу и способ применения покажут только дальнейшие исследования.

Автор статьи:  Оксана Расулова   журналист "Общественное".