Поиграем в Игру
В одной из своих книг Зарецкий вывел пять правил для решения творческих задач:
- чтобы решить задачу, нужно иметь желание его решить,
- чтобы решить задачу, надо верить, что его решение возможно,
- чтобы решить задачу, надо его решать,
- чтобы решить задачу, надо понять, что мешает этому решению,
- чтобы решить задачу нужно увидеть в препятствовании путь для его решению.
Во время своего "предыдущего" жизни шоумена, новоизбранный Президент Зеленский неоднократно садился за круглый стол "ЧтоГдеКогда", правда, с переменными успехами. Помогут ли законы игры и опыт "знатока" в его новом амплуа?
Брак политического опыта и профессионализма в вопросах государственного управления - то, в чем упрекают Зеленскому, по сравнению с Порошенко, который прогулялся не одним властным коридору. Внешняя политика экс-президента праву может считаться успешной, учитывая обстоятельства, в которых она формировалась.
Зеленский садится в кресло Банковой без историй за плечами, а соответственно может сконструировать свою. Удастся ли ее сделать успешному молодому "уже-политику" - вопрос времени. А пока вместо гадания на кофейной гуще, посмотрим на те направления внешней политики, где препятствия могут стать шансами.
Брак профессионализма и знания политических процессов должен компенсироваться профессионалами, которые хорошо понимают внутреннюю кухню и способны предлагать конструктивные решения. Поскольку международная политика - прямая компетенция президента, Зеленский должен сам выстроить ту командную конфигурацию, которая будет ему комфортной для быстрого самообучения в вопросах стратегического планирования и оперативной работы. За последние годы в дипломатической службе появились профессионалы, которые прошли ряд отборов, которые имеют опыт работы в аппарате и "поле", которых знают и уважают в иностранных столицах, так выбрать сильного игрока не будет слишком большой проблемой. В то же время привлечение фигур посторонних, но верных, без соответствующей поддержки в МИД станет лишь имитацией деятельности.
Отсутствие опыта, при соответствующих условиях, может положительно сыграть при определении основных приоритетов внешней политики на ближайшие пять лет. Зеленский должен признать, в первую очередь перед своим окружением и электоратом, что он не Брюс Всемогущий и не решит эти сложные задачи самостоятельно. Он также не справится с всем повесткой дня вызовов, угроз и возможностей, стоящих перед Украиной. Поэтому ему необходимо привлечь наработки экспертов, которые затем примут для разработки внешней политики. Кроме того, нужно сосредоточиться на тех вопросах, где можно сделать больше, углубиться. Ранжирование политических задач по приоритетности и стратегической необходимостью является традиционной проблемой для украинской политики, часто оказывается реакционной. Перераспределение финансовых, материальных и человеческих ресурсов в точки наибольшей эффективности и поиск формул "как меньшими усилиями сделать больше", и должна быть постоянной упражнением для мозговых команд и аналитиков. Иногда это будет означать отказ от традиционных направлений активной работы и усилий украинской дипломатии, но принцип Парето никто не отменял (Справка Ред .: Закон Парето (принцип Парето, принцип 80/20) - эмпирическое правило, в наиболее общем виде формулируется как "20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата" ...). В условиях гибридной и асимметричной войны, надо вооружаться гибридными и асимметричными методами.
Что делать с войной?
Во время предвыборной кампании вопрос войны с Россией и урегулирования конфликта на Донбассе звучало не менее взаимные личные обвинения. Избирательные предложения часто выглядели фантастически, а диапазон допустимых решений, высказанных случайно или из-за нехватки знаний, помимо прочего, продемонстрировали отсутствие четко очерченных красных линий в общественной дискурсе.
Президент должен использовать эти недостатки для консолидации украинских граждан вокруг принципиальных вопросов, которыми Украина ни при каких обстоятельствах не готова жертвовать, чтобы максимально снизить уровень любых внутренних спекуляций на эту тему (особенно перед выборами в парламент). Эти же маркеры нужно законсервировать в переговорах с Россией. И здесь для Зеленского складывается благоприятная ситуация, которой стоит воспользоваться.
Поддержка второго тура является территориально и структурно широкой, хотя и охватывает разноплановых избирателей, часть из которых голосовала больше "против", чем "за". Лозунги Зеленского были довольно нечеткими, хотя комуниковани идеи не выходили из диапазона восстановления целостности страны и евроатлантично- и евроинтеграционного выбора Украины. Сейчас настало время расставить точки над "и", связать эти позиции с теми сообщениями, которые понимает и поддержит его электорат, а соответственно большинство Украины, что голосовала.
К слову, Зеленский на посту Президента может оказаться уникальным ретранслятором про-западной риторики жителям Востока и Юга, которые все еще сомневаются в вопросах внешнеполитического выбора государства, используя понятную "местный язык" (и я здесь совсем не о русском или суржике). Россия также настороженно ждет "первое слово" Президента, значительно усмирив свою телевизионную вакханалию в стиле "Зеленский-наш". Пока словам Медвечука Кремль пытается почувствовать настроение нового Президента, нужно требовать максимум из возможного. Например, возвращение пленных, еще до того как все сядут за стол и мы назовем свои красные линии.
Содержание консолидированной поддержки западных партнеров является вызовом частично связанным с предыдущим. Украина долго держала линию в позиции просителя, справедливо апеллируя к категориям совести, справедливости и международного права. Однако полученный опыт во время войны, будущий опыт процесса урегулирования конфликта и реинтеграции оккупированных территорий - это наш потенциальный вклад на запросы многих других обществ, оказавшихся в подобных ситуациях. Президент должен переформатировать восприятия Украины как страны-вкладчика в региональную безопасность, обладающий всеми необходимыми знаниями и ресурсами, чтобы обеспечивать устойчивость своих красных линий и безопасности интересов наших партнеров. Для этого нужно эти интересы выявлять и по возможности учитывать в своей политической линии.
Западные союзники
Если современная пост-традиционная политика, больше о истории, то Трамп должен понимать анти-истеблишментском историю Зеленского как никто другой. В то же время американский президент требует внешнеполитического успеха накануне выборов 2020, и продвижение в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе вполне подходит для актива. Германия все еще держит обязательства по поддержке Украины, по крайней мере пока Меркель остается в кресле до 2021 года (хотя осенние выборы в некоторых федеральных землях могут поколебать действующую коалицию и как следствие сосредоточить внимание на внутреннюю ситуацию).
Макрона накануне второго тура приглашал тогда "еще кандидата" Зеленского в Париж для знакомства. И хотя успех двух президентов - это разные истории, но нахождение общих идеологических конструктов (что более характерно для французской политике), может быть хорошей упражнением для хранения поддержки. Великобритания сейчас находится в крутом пике Брекситу, что как минимум продлится весь летне-осенний сезон. Однако после того, как Лондон нормализует свою повестку дня, британцы безусловно активизируются на международной арене, а соответственно у нас будет возможность напомнить о себе.
В любом случае, Президенту Зеленскому нужно понимать интересы партнеров, готовить конкретные предложения и демонстрировать, что он стоит за бизнесом и экономикой, а не за олигархами и коррупцией.
Проблемные соседи
Напряженные отношения с Польшей и Венгрией - еще одно поле, где проблемы могут привести к решениям. Перевод фокуса переговоров с языковых и исторических вопросов, связаны с политикой Порошенко, к вопросам социальных и экономических, вопросам трудовой миграции может перезапустить длительное охлаждение отношений. Здесь следует учитывать и активизировать значительное количество украинский, которые проголосовали за Зеленского именно в полумесяцы Центральной Европы.
Как ни прискорбно, Зеленский вряд ли будет активно продвигать риторику "Украинские Украины", однако и этот вопрос может иметь свои красные линии как внутри страны, так и на международной арене. Если консолидация западных партнеров для давления на Россию, или оживление евроатлантической интеграции среди приоритетных задач, то новоизбранному Президенту стоит планировать визиты в Варшаву и Будапешт в числе первых.
Однако этим визитам должна предшествовать работа по дому. Слишком важными будут "первые слова" Зе-Банковой.
Внешнеэкономические стратегии
Внешнеэкономические сценарии наоборот могут стать точкой демонстрации как креативные подходы ускладняты и так хрупкую экономическую ситуацию, связанную с неизвестностью после выборов. Для иностранных инвесторов и кредиторов нужно превратить непредсказуемость "фактора Зе", хотя бы в относительной прогнозируемость, а значит нарастить доверие и доказать существование благоприятного бизнес-климата. Сегодня Зеленскому достался в наследство рейтинг "В- / В" с прогнозом "стабильный" относительно долгосрочных и краткосрочных суверенных обязательств в иностранной и национальной валюте, от международного рейтингового агентства Standard & Poor's, твердая тройка и максимальных пяти баллов от Европейской Бизнес Ассоциации и 38% иностранных инвесторов все еще недовольны бизнес-климатом. Это уже немало, сравнивая с данными 5-летней давности.
Вместе с тем на повестке дня остается новое соглашение с МВФ, будет следовать за значительными выплатами внешних долгов Украины в конце 2019 года. Для успешного маневрирования новому президенту не только придется тесно сотрудничать с нынешним и будущим правительством, но и подкреплять цифрами способность Украины наращивать темпы экономического роста, улучшать бюджетные и внешнеэкономические показатели. Если коротко - без реалистичного и положительного бюджета, МВФ не отважится предоставить любые средства, необходимые для поддержки экономики.
В условиях, когда нужно нарастить, и не потерять, Зеленский столкнется с четким графиком выплат долговых обязательств и выполнением рекомендаций МВФ. Если захочется сыграть в другую игру, нужно будет найти сложную ответ на простой вопрос - откуда взять альтернативные источники поступлений / поддержки.
***
Все эти препятствия могут трансформироваться в узкие и ограниченные во времени окна возможностей. Для этого нужно признать свои ограничения, оценить свои ресурсы, проаранжуваты приоритеты относительно стратегических потребностей и подобрать соответствующую команду. Иными словами, нужно решить ряд системных задач.
Справится с ними несистемный Зеленский? Станет на путь превращения недостатков в преимущества? Однозначного ответа пока нет, но существует немало сомнений, связанных с отсутствием четких предложений во время электоральных гонок.
Политика - дело параболическая и переменная, способная преподносить сюрпризы, как приятные, так и катастрофические. Мы входим в этап, когда украинская политика все больше будет напоминать игру "Что? Где? Когда", и если политическая рулетка выберет сектор "супер блиц", то Президент останется один на один перед тремя вопросами со временем 20 секунд на каждое. Но рулетка может выбрать сектор "блиц", и тогда перед тремя вопросами окажется вся команда, от качества которой зависит возьмут они раунд.
Вероятность выпадения других секторов, с одним вопросом, командной игрой и минутой времени на размышления в данных условиях достаточно невысока. Стоит только вспомнить о ведущем или даже ведущих. Они пока находятся за израильско-европейскими кулисами, но уверенно показывают свой интерес сесть за игровой стол, где единственная опция - сектор «зеро».
Читайте также: Реакция мировых лидеров на результаты президентских выборов в Украине