Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Витамины для души. Екатерина Егорушкина о сказкотерапии для детей и взрослых

Витамины для души. Екатерина Егорушкина о сказкотерапии для детей и взрослых
Фото: з особистого архіву Катерини Єгорушкіної
Екатерина Егорушкина - известная украинская писательница, сказкотерапевт, автор инновационных проектов для компаний и спикерка TEDx2018 в рамках проекта iGeneration.

I

Это произошло в 2004 году, когда я училась на втором курсе Киево-Могилянской академии.

Я всегда чувствовала, что тексты, которые мы читаем, или которые рассказывали нам в детстве, оказывают значительное влияние на нашу жизнь. Когда мы просыпаемся утром, важно, какую историю мы себе рассказываем: зачем мы встаем с постели, зачем нам нужен этот день ... И от историй, которые мы рассказываем - себе, друзьям, родным - зависит качество нашей жизни.

Когда я это осознала, то решила внимательнее наблюдать за историями, которые впускала в себя. "Носителями каких ценностей являются те или иные персонажи Какие модели поведения предлагают ли они меня вдохновляют?" - такие вопросы я задавала себе все чаще.


Фото: из личного архива Екатерины Егорушкиной

В сказкотерапии используются истории, притчи. В зарубежных источниках встречала такие понятия как storywriting therapy и story telling   therapy , то есть для них существует разница, пишешь ты историю или рассказываешь. В то же время, суть остается той же: история должна подействовать. В бытовом смысле, большинство из нас время от времени играют роль сказкотерапевта. Например, когда кто-то из друзей попал в беду, а мы подобный опыт со счастливым финалом, то делимся своей историей. Таким образом мы вдохновляем человека не опускать рук и к тому же, предлагаем продуктивную модель поведения. Обычно мы это делаем бессознательно.

Фильмы, сериалы и даже компьютерные игры также могут рассказывать важные терапевтические истории, которые нас обогащают, показывают новые горизонты, новые смыслы, погружают в определенное ценностное среду. Конечно, эти истории нужно выискивать в общем потоке. Ведь есть такие, которые загоняют нас в чувство безнадежности, подрывают веру в собственные силы и общечеловеческие ценности. Когда мы в нересурсных состоянии и не способны критически оценивать такие истории, я не вижу смысла наполнять ими свою жизнь. Это как слушать все время криминальные хроники или пересказывать ужасы о мировом заговоре. Вместо чувствовать себя субъектом, который действует и изменяет, человек превращается в объект, которому грозит весь мир.

Сказка -  жанр исключительно детский

К XIX века сказки были больше для взрослых, потом их адаптировали, вычеркнули часть взрослых моментов, и они превратились в хорошо известные нам сборники народных сказок. Поэтому народные сказки (особенно волшебные) используют в работе со взрослыми, ведь они богаты символизм и рассказывают нам о важных для каждого человека этапа инициации.

Многие из авторских сказок предназначены для широкой аудитории, ведь они обращаются к нашей внутренней ребенка - живой, творческой, гибкой, вечно удивленной части нашей личности. Бывает, эта внутренняя ребенок спит, или же спряталась под маской серьезности, взрослости, или зажата сложными жизненными обстоятельствами. Чтобы разбудить ее, можно попрыгать на батуте, пускать мыльные пузыри, подуркуваты без позирання на часы, почитать или же придумать замечательную историю.

Как работает сказкотерапия

Если метафорически, то это витамины для души. Чтобы был эффект, их следует принимать более или менее регулярно. Хотя в моей практике были случаи, когда одна меткая сказка или терапевтическая история помогали достичь желаемых преобразований: клиент лишался определенного страха и находил нужный ресурс для изменения собственного поведения и делал ее более продуктивной.

Если говорить об общем определения сказкотерапии, то это метод практической психологии, который используется в работе как с детьми, так с взрослыми. На первый взгляд, принцип сказкотерапии прост и понятен. Есть персонаж, которого вывели из зоны комфорта; с ним случаются какие-то передряги (на самом деле - важные уроки), он осознает, что так дальше жить нельзя и решается на перемены. Например, хочет избавиться от страха, который становится помехой на пути к мечте. Или стремится получить какую-то ценность, благодаря которой улучшается качество его жизни.

Порой в сказкотерапии используются вспомогательные персонажи вроде мудреца или доброй волшебницы, чтобы показать главному персонажу новый взгляд на проблему или предложить альтернативную модель поведения, которая может оказаться более продуктивным. Если клиент сказкотерапии - ребенок, то она не всегда имеет в своей «базе» нужную модель поведения из-за нехватки жизненного опыта, поэтому такие мудрые персонажи становятся пригодится.

Банальный пример: ребенок обманывает. Возможно, она так поступает, потому что хочет показать себя в лучшем свете, боится неодобрения своего поведения взрослыми? Или боится наказания. Или по другой причине. Тогда мы создаем сказку для этого ребенка, показывая, что обман может ухудшить ее отношения с друзьями или она потеряет что-то важное для себя (например, доверие). Мы проводим персонажа с таким поведением по ряду ситуаций: сначала обман приводит к маленькой беды, второй - неприятность серьезная, а в третий раз у героя происходит пожар (что очень неприятное), но ему уже никто не верит. Тогда для усиления месседжа может появиться друг, бабушка, учительница или мудрец, который расскажет о цене доверия. Да, мы заостряем реальную ситуацию в сказочных реалиях настолько, чтобы проблема стала очевидной. И когда клиент (слушатель / читатель) это осознает,

Хотя на первый взгляд все просто, работа сказкотерапевта состоит из нюансов и умение почувствовать другого человека, докапываясь к причинам ее беспокойство и мотиваций. Алгоритмы создания терапевтических сказок и историй есть в Интернете, но рецепты из сети не всегда работают.

Ведь важно, кто готовит сказку, в каком настроении и из каких ингредиентов она состоит, специи добавляются, учитываются особенности человека, которому это блюдо-сказка назначается.

Кто они - персонажи сказок?

Персонажи моих книг расселены особую карте, которая существует только в моей голове: они имеют свои миры, дома, цвета, улицы ...

Основной критерий - они должны быть интересными лично для меня. Я не буду писать книгу, которую мне скучно было бы читать. Детали для персонажей люблю брать из жизни, поэтому мои друзья временем могут отыскать свои привычки или трансформированы фразы в персонажах. Иногда идеи подкидывают дети, особенно моя 4-летняя дочь Даша. Она так умудряется называть своих кукол, со смеха и удивления падаешь на кровать и смеешься, пока не найдешь в себе силы встать и все это записать.

Мне интересно, чтобы главный персонаж развивался, а второстепенные имели необычные имена и детальки (и желательно - тоже развивались). Если герой статический - это может быть нормально в пределах небольшого рассказа, в котором изображается определенный эпизод из его жизни. Однако, когда я пишу сказочную повесть, такие как "Приключения Штанько", для меня важно, чтобы герой пришел с определенной внутренней точки А в точку К, например. Мне интересно исследовать этот путь: как Штанько с робкого Каштанчика превратился в героя-защитника, который защитил родной сквер от застройщиков. И когда мне удается мотивировать героя к изменениям, я чувствую себя творцом настоящего, живого, пусть и сказочного, мира.

Книга "Приключения Штанько" посвящена ценности смелости, а также всем робким смельчакам, которые в критический момент готовы взять на себя ответственность. Когда я пишу, мне самой интересно исследовать в процессе писания, детали стоит добавить для полноты образа, где развесить "ружья", которые выстрелят позже ... Создать объемного персонажа, которому читатель поверит, с которым он зрезонуе. Иногда я знаю, каким мой персонаж станет в конце, но сам путь - это каждый раз удивительное путешествие, полное открытий. Для меня важно, чтобы персонаж не просто упал с дерева и изменился, - это не интересно (как в некоторых сериалах, когда герой теряет память и происходит полная перезагрузка личности). Важно задать вопрос "почему?" или "зачем?". Наш мозг очень экономный, поэтому просто так заниматься какими-то изменениями не будет.

***

Когда я чувствую недостаток смысла в определенной ситуации или деятельности, размытость ценностных ориентиров, я обращаюсь к ресурсным историй (так в каждой ситуации они разные и очень индивиуальни). Насыщаясь ими, начинаю снова чувствовать почву под ногами.

В основе любых здоровых отношений является система ценностей, которой партнеры сознательно или бессознательно придерживаются. Мы с мужем решили прописать наши основные ценности, чтобы в случае усталости или конфликта действовать от эмоций, а руководствоваться ценностями. На самом деле, это работает. Главное, чтобы было согласие партнеров придерживаться этих ценностей, чтобы было доверие в этом вопросе.

Иногда я даже могу рассказывать себе сказку о "Репку". Она о ценности взаимопомощи, о том, насколько хорошо делать что-то вместе, о важности даже малейшего члена команды.

Как родителям применять сказкотерапии?

Поскольку родители обычно лучше знают своего ребенка, для них важно научиться подбирать истории и сказки, которые положительно влиять и действовать точечно, учитывая предпочтения ребенка и конкретную проблему. Иногда же родителям стоит самим придумать такую ​​историю, или же вспомнить собственный опыт преодоления трудностей. Например, ребенок боится выступать на сцене. Здесь родителям следует вспомнить, имели ли они подобный страх в детстве и как его преодолели. Если опыт был положительный, родители могут поделиться им в формате обычной истории: "Когда я был маленьким, тоже боялся ..." Такая история может быть терапевтической для ребенка, особенно если рассказать ее ярко, с деталями.

Однако не стоит давить на ребенка, чтобы она оставила свой страх. Не стоит ставить себя или кого-то в пример и таким образом унижать ребенка и ценность ее личного выбора. Ребенок имеет право бояться. Мы можем ее поддержать и вдохновить стать смелее. Дети доверяют родителям, ведь они для них являются наиболее значимыми лицами в жизни (по крайней мере до кризиса подросткового возраста).


Фото: из личного архива Екатерины Егорушкиной

А еще очень важно, чтобы в семье сформировалась традиция чтения сказок. Этот семейный ритуал - как приглашение к общению. Сказки, притчи, истории и темы для обсуждения могут быть различными: страх рождения младшей сестренки, проблемы в новом коллективе, откуда берутся носороги и тому подобное. Такой сказочный диалог помогает детям быть в контакте с родителями, а родителям - слышать и реагировать на проблемы и волнения своих детей. Читая внимательно подобранную сказку и наблюдая за реакцией ребенка, можно выявить ее скрытые страхи: возможно, у ребенка в садике был опыт, о котором она стесняется признаться, а сказка помогла довериться родителям, раскрыться. Важно быть Поддержка своим детям, а не строгими судьями.

о вдохновении

На самом деле, вдохновение можно черпать отовсюду: вот с этого стула, кружки, из розетки ... Однажды, кстати, написала сказку о розетку (смеется ...). Можно писать о пятно на стене, о дырку на футболке ... и о чем угодно! У меня не очень хорошая память на факты, зато замечательная - на эмоции и детали, в этом смысле я очень наблюдательный. Даже читала одно исследование, некоторые творческие люди намеренно не запоминают цифры и факты, чтобы освободить пространство в голове для более интересных вещей. С уверенностью могу сказать, что я среди них.

Мой мозг не понимает, зачем помнить то, что можно загуглиты. Зато я хорошо помню, из какого материала слеплен каждую свою книгу: из каких ощущений, мест, снов, деталей, отрывков разговоров.

Хотя большинство моих книг - фэнтезийные, в них заложено немало деталей из реальной жизни: моего и моих друзей, знакомых, соседей, случайных прохожих. Все это накапливается и трансформируется в моем воображении.


Фото: TEDxKyiv

Сказки и бизнес

Еще по годам обучения в Могилянке мне нравятся междисциплинарные проекты, работая над которыми заставляешь свой мозг искать отдаленные ассоциации и сочетать несочетаемое (на первый взгляд). Так случилось и с этим проектом: я соединила сказки и бизнес, ценности и повседневные рутины HR-ов. Задача, которую я перед собой поставила, оказалось чрезвычайно интересным, где я вынуждена была сочетать свои знания и опыты по разным отраслям: издательской, писательской, опыт тренера, сказкотерапевта, выпускающего редактора, ученого ... В итоге получился оригинальный инновационный проект под названием " сказки о ценности ", где работники компаний пишут сказки о корпоративных ценностях. Как результат - глубокая работа с ценностями, тимбилдинг и замечательные книги для детей, написанные родителями. Ведь корпоративные ценности (например сотрудничество, доверие, смелость,

Этот проект многокомпонентный: он включает и тренинговую программу, и подготовке рукописи к печати, и печать книги, и мероприятия для детей по ценностям ... Я собрала команду лучших специалистов для работы над книгой: художник, редактор, дизайнер, верстальщик и другие. Иногда заказчики просят книжки-билингвы, тогда ищем переводчиков. Делали несколько книг украинского-английских и одну англо-польский. Вообще среди заказчиков этого проекта такие компании как «Киевстар», Luxoft, EPAM, Bel, Boehringer Ingelheim. Еще несколько компаний - в процессе работы.


Фото: из личного архива Екатерины Егорушкиной

Сказки о ценности пишутся во время моих тренингов, после всех подробных инструкций, порции вдохновения и многих упражнений на раскрытие креативности (в том числе, языковой). Подавляющее большинство людей пишут сказки впервые, поэтому нуждаются в особой атмосферы поддержки, чтобы раскрыться и проявить себя по полной. Чтобы сказка вышла классной и интересной детям, нужно учесть много факторов. Например, сказка о ценности «доверие» пишется в мини-группе из четырех человек, имеющих различные должности и профессиональный опыт, а токож, возможно, разное понимание понятия "доверие". Поэтому прежде чем написать общую сказку о доверии, участники должны обсудить эту ценность, найти определенный общий знаменатель в видении этой ценности, поднять то личный опыт, доказывающий важность доверия в личной и профессиональной жизни. Писал свою сказку, участники создают героя, который эту ценность приобретает и отстаивает перед другими, менее вовлеченными, персонажами. Когда авторы проводят по этому пути своего героя, они в процессе сами привлекаются, "включают" это ценность в своей жизни ... Поэтому это действительно очень тонкая и глубокая работа с ценностями.

Одно дело - повесить табличку с ценностями на стенах, напечатать футболки и блокнотики, и совсем другое - когда сотрудник проживает эту ценность, эмоционально вовлекается и транслирует ее коллегам и собственным детям. Ценность становится осознанной и выходит на уровень поведения: воплощается на рабочем месте, в общении с коллегами или клиентами ... Словом, человек из пассивного объекта, которому ценность навязывается извне, становится активным субъектом - носителем ценности.

О неосознанные ценности

Люди часто делают что-то бессознательно. Бывает, человек работает с 9 до 18, выполняет свои обязанности, но не является эмоционально вовлеченной в процесс, не предлагает ничего нового, не хочет совершенствовать свой рабочий процесс. Если человек не совершенствуется, ее охватывает скука (это подтверждает исследователь эмоционального интеллекта Дэниел Ґоулман), она становится менее внимательным и порой даже начинает работать хуже. Вот вам и значение ценности "постоянное совершенствование". А если бы человек совершенствовалась, от этого выиграли бы все: и сотрудник, и компания. Так, люди, которые не вовлечены эмоционально в свою работу, вести компанию вперед.

Кроме того, мои тренинги хорошо работают на том-билдинг и является своеобразным тренажером: сотрудники общаются, помня о ценности. Эмоции общего созидания сказки для своих детей - очень объединительный фактор. Здесь все равны: и директор отдела и программист, и копирайтер ... Это особенно вдохновляет!

Если ценности имеют значение для ITшникив, 
то как быть с политиками?

Проект "Сказки о ценности" - на самом деле может быть полезным для разной целевой аудитории. Он теперь имеет два основных разветвления: "Сказки о корпоративных ценностях» - для работников компаний, и "Сказки о семейных ценностях" - для семей. Каждая семья может определить ценности, которых она стремится придерживаться (как это сделали мы с мужем), подобрать или написать сказки о героях - носителей этих ценностей и передавать эту особую книгу сказок от поколения к поколению, таким образом двигая себя, свою семью " й и общество в целом к ​​оздоровлению ценностного среды. Так, к примеру, семья может написать сказку о ценности доверия: создать героя / героиню, которые эту ценность приобретают в испытаниях. В процессе написания можно обсудить, почему важно доверять: если не будет доверия, могут возникнуть подозрения, желание контролировать, а соответственно - снижение свободы, в конце концов это ведет к взаимному отчуждению ... К тому же, люди тратят на это много ресурса, который мог бы пойти на развитие. согласноМирового дослидженння ценностей , доверие является одной из тех ценностей, которые способствуют даже материальному благосостоянию.

Думаю, этот проект может быть полезным и общественным деятелям, и политикам. Единственное условие - мотивированность участников, искреннее желание работать с ценностями и творить на благо общества. Я надеюсь, что есть политики нового поколения, которые хотят здорового ценностного среды для своих и чужих детей больше, чем материальной наживы. Думаю, сейчас разрыв между ценностями декларируемыми и реальными в политике еще заметнее, чем в компаниях. Каждый политик или партия имеет программу, и в рамках этой программы можно выделить определенные ценности, даже если они не очевидны на первый взгляд. И с этими ценностями можно работать: выводить их на уровень осознания и поведения для самих политиков и транслировать потенциальным избирателям. Возможно, это будут не сказки для детей, а истории или притчи для взрослых, на основе современных реалий.

о достижениях

Сейчас имею выданным 10 своих книг, девять из которых - для детей. Кроме того, мои произведения печатались в различных сборниках, а также входящих в современной школьной "Хрестоматии 1,2 кл.", То есть дети их изучают в школе.

Первой была сборник стихов для взрослых - "Пульсация мгновения", изданная на Грант Президента Украины в 2006 году. Четыре книги - в авторской серии "Музыкальная сказкотерапия", они музыкальное сопровождение, неоднократно переиздавались и получили различные награды. Еще несколько десятков книг было издано под моим руководством как выпускающего редактора (в том числе и книги проекта "Сказки о корпоративных ценностях»).

Каждая книга для меня особенная - как вспышка, итог или глубинный опыт. Это определенный отрезок моей жизни, то, как я мыслил и чувствовал. Моя память хранит практически все, что стоит за каждой книгой: так листаешь страницы - и сразу клок эмоций и ассоциаций. Конечно, есть книги, которые сейчас для меня близкими. Например, из серии "Музыкальная сказкотерапия" - это "Птицы и Ангелы" и "Приключения Штанько". Еще из самых книг - екоказка "Арчи" о сортировке мусора. Меня давно волнует тема экологии, и я много лет предлагала издателям взяться за эту тему, но мне говорили, что наши люди еще не готовы. Однако люди созревают, издатели тоже. Обе упомянутые книги на экологическую тематику: "Приключения Штанько" посвящена теме вырубки городских скверов для построения развлекательных центров; екоказка "

"Арчи" по экологическим соображениям была выдана в мягком переплете тиражом 2000 экземпляров, и я не думала, что за несколько месяцев раскупят практически весь тираж.

Даже в книжные магазины дело не дошло. Люди узнавали о книге, искали издателя и покупали. В Вышгороде - городе, где я живу - вот уже полгода горожане сортируют мусор, а общественная организация "Чисто. Вышгород" занимается эко-воспитанием детей и молодежи. Это на самом деле очень актуальная тема, ведь значительная территория нашей страны превратилась в свалки. Я убеждена, что чистая окружающая среда - это ценность не далекого будущего, а настоящего. Это ответственность не только за наши здоровье и благополучие, но и пригодность планеты для будущих поколений.

О создании мультфильмов по мотивам сказок

Когда начинаю об этом думать, возможности сами всплывают из-за горизонта. Несколько лет назад ко мне обратилось объединение "С любовью к детям", которым я предоставила несколько своих сказок для создания мини-мультиков. Над рисунками, видео и озвучкой работали обычные волонтеры и любители, однако зрителям результат понравился. На YouTube канале "С любовью к детям" мои видео просмотрели около 60 000 взрослых и детей ... Порой воспитатели детсадов узнают меня за ними, отзывы очень положительные.

Второй мой мультпроект появился благодаря сотрудничеству с UNICEF и Be it agency . Они заказали сценарии для трех серий о минной безопасности. Задача была непростой: донести важную информацию детям прифронтовой зоны, да еще и запаковать ее в интересный сюжет (каждая серия - всего на минуту!). Надеюсь, нам это удалось.

Книги мои читают и за рубежом. Пока в основном китайцы и немного европейцев, но активно двигаюсь в этом направлении. Лет пять назад вышла моя сказка "Дерево счастья" из серии "Сказкотерапия". Одна компьютерная студия сделала ее в интерактивном формате для iPad. Сейчас эта сказка доступна на украинском и английском языках для свободного скачивания. Формат мне понравился. Он похож на мультик, но заставляет ребенка взаимодействовать с визуальными и текстовыми компонентами: например, помогать дереву расцвести или убаюкать малыша в колыбели, прочитать текст самостоятельно или же прослушать его голосом автора.

о поэзии

Иногда пишу стихи, и проза ее понемногу вытеснила. Большинство времени сейчас уделяю детской литературе и проекта "Сказки о ценности". В то же время, за эти годы таки собралось стихов на целый сборник под названием-неологизмом "Дереворитмы". Частично даже друзья скинулись средствами на издание, однако сумма пока недостаточна. Я двигаюсь в этом направлении. Со своей стороны сборник упорядочила и договорилась с друзьями-художниками, которые готовы сделать иллюстрации. То есть вопрос остается за финансированием, но я уверена, что благодаря ценности взаимопомощи мы воплотим эту мечту и сможем издать сборник уже в конце этого года.

О творческом заработок

На самом деле, не так много художников живут только из своего искусства. Обычно какие-то подработки или параллельные проекты (как я). Интеллектуальная и творческая работа - это такая интересная штука, которую бывает сложно оценить конкретными суммами. Ведь художники работают с смыслами, с ценностями. И влияние искусства на общество для многих не очевиден, хотя он мощнее, чем может показаться на первый взгляд. Вместе с оздоровлением ценностного среды растет материальное благосостояние и уровень счастья людей. А с другой стороны, художники могут готовить среду для войн ...

Одна книга может писаться несколько месяцев, полгода, даже год и ты понимаешь, что гонорар из книги не покрывает всех расходов на жизнь в этот период, но с другой стороны, когда таких книг несколько, и они становятся популярными, переиздаются, тогда роялти "капают ", и это приятно. Конечно, из книг пока жить не получается, нужно делать какие-то касательные проекты. В моем образе жизни мне нравится, что я сама управляю своим временем. Для кого-то это чрезмерная ответственность и они хотят работать по четкому графику. А мне эта ответственность нравится: я становлюсь "включенишою" и вхожу в свой поток. Я привыкла ставить перед собой задачи, которые никто другой не поставит: контролировать себя, мотивировать и двигаться дальше. Я люблю свою работу и свою жизнь, и такая самозанятость - мой способ быть свободной и ответственной. Я не завишу ни от политиков, ни от конкретного работодателя. Мой день подчинен только моим мечтам и действиям в направлении реализации собственного потенциала. И мне всегда интересно, что же там нового за горизонтом, который приближается? К каким новых идей я буду готова? 

будущие проекты

О некоторых проектах молчать, поскольку они требуют внутренней тишины и максимальной концентрации усилий. Я над ними усиленно работаю.

Из того, о чем могу рассказать - готовятся к изданию три мои новые книги для детей. Одна выйдет в и