Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Запад устал от конфронтации с Путиным: Украина вынуждена договариваться о мире с агрессором

Запад устал от конфронтации с Путиным: Украина вынуждена договариваться о мире с агрессором
Петр Порошенко, Владимир Путин. Фото: bundeskanzlerin.de
Украинским властям придется договариваться с Владимиром Путиным о мирном урегулировании военного конфликта, считают западные аналитики. Ни военной, ни финансовой и экономической мощи в Украины нет, чтобы противостоять агрессору. "Украина без Донбасса (на который приходится 16% ВВП, 27% экспорта) окажется в еще более нестабильном положении, чем то, в котором она находится сейчас. Единственным способом для Украины вернуть Донбасс под свой контроль является заключение соглашения с Россией", - пишет Сэмюэл Чарап, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований, в статье в журнале Foreign Policy.

Докажите Путину, что он не является непобедимым"

The Washington Post в своем редакционном комментарии пытается объяснить, почему Путин ведет себя так, как будто ему нечего бояться. Своим заявлением, что русские являются "непобедимыми", когда они убеждены в правильности своей позиции, он или успокаивает самих россиян, или он уже просчитал, что Россия может без проблем выдержать "последствия" санкций, уже наложенных Западом из-за его действий в отношении Украины, и новых санкций не будет.

Ґ
Владимир Путин, Барак Обама. Фото: AFP

Издание, ссылаясь на то, что США в очередной раз отказали Украине в помощи оружием, подозревает, что Запад устал от конфронтации с Россией - и это в момент, когда империалистические аппетиты Путина усиливаются. США не планируют налагать на Россию санкции за подписание ею договора о военном союзе с Абхазией. В Австралии Барак Обама заявил, что доволен нынешним уровнем санкций против России - признавая при этом, что Россия грубо нарушает договоренности о перемирии. Европейский Союз удался лишь к символическим мерам в ответ на эти нарушения - дополнив перечень лиц находящихся под санкциями.

ЧИТАЙТЕ: Лилия Шевцова: Война для России - инструмент выживания

The Washington Post делает вывод, что нынешние санкции явно недостаточны для того, чтобы сдержать Путина от дальнейшей отправки российских войск в Украину или провозглашения себя "непобедимым".

Коммуникационное противостояние вокруг Украины

Ян Техау, директор брюссельского центра Фонда Карнеги за международный мир в блоге Strategic Europe на веб-сайте центра пишет об игре нервов вокруг Украины, что по-настоящему начинается только сейчас. По его мнению, в конфликте между Западом и Россией вокруг Украины возникла патовая ситуация, и теперь победителем станет не тот, кто будет действовать быстрее, а тот, кто продержится дольше всех. И Запад, и Россия зарылись в землю на своих позициях.

Запад стал на сторону нового правительства в Киеве и наложил на Россию санкции из-за ее агрессии и нарушения международного права. Он надеется, что президент Украины Петр Порошенко сможет достаточно быстро реформировать Украину, и Москва осознает, что она должна изменить курс. На Западе убеждены: чем дольше продолжается противостояние, тем больше Путин захочет отступить.

ЧИТАЙТЕ: Микроскопическая компания из Флориды имеет большую прибыль с соглашения между Пентагоном и россиянами

Зато Россия аннексировала Крым и быстро укрепляет свое влияние в Восточной Украине. Москва надеется подорвать попытки Порошенко реформировать страну и ставит себе конечную цель вернуть политический контроль над всей Украиной. Путин рассчитывает, что экономические потери от своих же санкций подорвут позиции Запада, и делает ставку на желание последнего и дальше получать краткосрочные выгоды от торговли с Россией. По его мнению, чем дольше будет продолжаться противостояние, тем большей будет вероятность того, что Запад уступит собственной жажде. Для ускорения наступления этого момента Кремль начал тщательно разработанную коммуникационную кампанию, которая должна изменить в его пользу общественное мнение в ключевых западных странах. Кампания ведется на двух уровнях: как на международном, так и на национальном, в отдельных странах, особенно членах ЕС


Ангела Меркель, Владимир Путин, Дэвид Кэмерон. Фото: AP

Техау думает, что Запад недостаточно делает для того, чтобы противостоять этому информационному наступлению России - "цунами дезинформации и обмана, что идет прямо из Москвы, даже лично от высших российских чиновников". Эта слабая реакция является позорной. Этим Запад ухудшает свои шансы победить в игре нервов, на которую превратился украинский кризис. В то же время, Западу не надо придумывать "альтернативную правду", как это делает, с большими затратами, Россия. Ему не надо полагаться на пропаганду, он может опереться на силу фактов.

ЧИТАЙТЕ: Мы должны иметь стратегию, которая укрепит НАТО, сдержит агрессию России и даст Украине военную поддержку, - сенатор США

Западные правительства, как пишет Техау, должны регулярно проводить брифинги для мировой прессы о событиях в Украине - минимум дважды в неделю. Следует подготовить веб-сайты с подлинными документами и материалами и активно продвигать их. Ключевым каналом коммуникации должны стать социальные сети: их нельзя оставлять троллям, которым платит Кремль. Это недорогие меры, которые могут дать значительный эффект.

Как может выглядеть украинский финансовый кризис

Экономист Андерс Ослунд из Института международной экономики им. Питерсона в блоге института пишет об опасности сползания Украины в финансовый кризис. По его мнению, она будет выглядеть, как российский финансовый кризис 1998 года - с дефолтом, замораживанием деятельности банков, падением ВВП и паникой. Критическими факторами, которые толкают Украину в этом направлении является сокращение валютных резервов, девальвация гривны и проблемы в банковской системе. Они могут вызвать высокую инфляцию и падение производства.

ЧИТАЙТЕ: Только после войны

Ослунд называет основные причины падения резервов НБУ в октябре 2014 г. - погашение "Нафтогазом" части своего долга перед частными кредиторами ($1,67 млрд) и "Газпромом" ($1,45 млрд). НБУ продал эту валюту "Нафтогазу". При этом ЕС хочет, чтобы "Нафтогаз" выплатил "Газпрому" еще $1,65 млрд. до конца декабря. Ослунд считает такую позицию ЕС "эгоистичной и неприемлемой". ЕС стоит самостоятельно профинансировать эти платежи "Газпрому", чтобы избежать финансового кризиса в Украине, который начнется из-за того, что до конца января Украина, вероятнее всего, не получит никакого финансирования от МВФ. По прогнозу JP Morgan, валютные резервы Украины составят на конец 2014 года лишь $7,4 млрд. Именно из-за кризиса валютных резервов рынок потерял доверие к украинской гривне. Если резервы и дальше будут сокращаться, все, кто может обменять гривну на доллары или евро и вывести их из Украины, будут делать именно это.


Фото: iPress.ua

Проблемы банковской системы вызваны во многом девальвацией гривны. Чем больше обесценится гривна, тем больше будут потери банков. Банкам не хватает собственного капитала, в частности всем государственным банкам. Поэтому НБУ и правительство Украины столкнулись со страшной дилеммой: закрыть или рекапитализировать банки, которым грозит банкротство.

Если они закроют банки, то сократится кредитование и упадет производство. Если они рекапитализируют банки, то опасно возрастет дефицит бюджета, а финансировать его можно будет только через эмиссию, т.е. печатание денег. Курс гривны падает с каждым объявлением о рекапитализации банков. Еще одной проблемой является то, что кредиты аффилированным лицам являются нормой в украинской банковской системе: банки выдают кредиты предприятиям, которые принадлежат их владельцу.

ЧИТАЙТЕ: США и Саудовская Аравия хотят залить Путина нефтью до смерти

В этом году реальный дефицит государственного бюджета с дефицитом "Нафтогаза" может составить даже 12% ВВП. Дополнительно его могут повысить расходы на рекапитализацию банков. Внешний государственный долг из-за стремительной девальвации гривны и необходимости финансировать дефицит бюджета может составлять до 75% ВВП в конце этого года.

Ослунд предупреждает, что Украина оказалась в заколдованном круге. Чем больше упадет курс гривны, то большему количеству банков грозит банкротство. Когда правительство начнет их рекапитализировать, вырастет дефицит бюджета, увеличится эмиссия денег. Инфляция уже составила с начала года до октября 20%. По прогнозу JP Morgan, она составит 24% к концу этого года. К сожалению, она может вырасти еще больше, если гривна еще больше обесценится. Существует опасность остановки банковской системы, падения производства и уровня жизни.

Ослунд предлагает новому правительству Украины избежать финансового кризиса через отказ от рекапитализации "действительно неплатежеспособных" банков. В то же время, правительству следует избежать падения уровня валютных резервов. Для этого ему следует договориться с кредиторами об отсрочке погашения долгов. Нельзя выплачивать "Газпрому" $1,65 млрд. Иностранная валюта в Украине есть в большем дефиците, чем природный газ. Правительству следует сократить государственные расходы на 10% ВВП для того, чтобы спасти страну и убедить иностранных кредиторов, в том, что оно может управлять собственными финансами.


Арсений Яценюк. Фото: iPress.ua

Ослунд намекает, что сокращения расходов можно добиться за счет поднятия цен на газ для населения и теплогенерации до уровня цен для промышленности, а также поборов коррупции в сфере энергетики. Если правительство таким образом докажет свои реформаторские способности, то сможет рассчитывать на достаточное внешнее финансирование от МВФ и ЕС, а также на отдельный "план Маршалла" для Украины.

Почему Украина должна договариваться о мире с Россией

Сэмюэл Чарап, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований, в статье в журнале Foreign Policy настаивает на том, что Украина должна заключить фактическое соглашение о мире с Россией. Полагаться на помощь Запада нет для нее смысла. Более того, поддерживая конфронтацию с Путиным, США и Европа только ухудшают положение Украины.

ЧИТАЙТЕ: Путин попытается сломать украинцев изнутри, - Рефат Чубаров

Чарап убеждает, что соглашение с Россией критически важно для Украины в кратко- и среднесрочной перспективе для собственного выживания. Оно важнее, чем помощь оружием. Отсутствие соглашения с Россией уничтожает шансы на успех любых экономических реформ. Даже соглашение об ассоциации было заключено исходя из предположения, что Украина будет сохранять свои экономические связи с Россией, которым теперь грозит полный разрыв по инициативе последней. Чарап указывает на важность экспорта в России для украинской экономики, на то, что в краткосрочной перспективе невозможно найти замену для российского газа, а также на важность доступа украинцев к российскому рынку труда.

Украина без Донбасса (на который приходится 16% ВВП, 27% экспорта) окажется в еще более нестабильном положении, чем то, в котором она находится сейчас. Единственным способом для Украины вернуть Донбасс под свой контроль является заключение соглашения с Россией.

С экономической точки зрения соглашение между Москвой и Киевом является очевидно необходимым, но обе стороны имеют пока что совсем несовместимые цели и интересы. Среди населения России и Украины отсутствует также поддержка возможного компромисса.

Как считает Чарап, Россия стремится достичь в Украине таких целей: 1) сохранение нейтралитета Украины; 2) избегание ситуации, в которой Украина не сможет быть членом Евразийского Союза; 3) передача полномочий регионам Украины, фактическая федерализация.

Зато, Украина и Запад имеют, по крайней мере формально, такие цели: создание ориентированной на Запад, интегрированной в Запад, состоятельной, территориально целостной, защищенной и демократической Украины.

ЧИТАЙТЕ: Готовятся надр не к сценарию войны, а к войне, или О государственно-политическом сознании власти

По его мнению, достижение одной из сторон своих целей неизбежно означает невозможность достижения своих целей другой стороной. Он также добавляет, что и украинский, и российский лидеры готовят свою общественность к конфронтации, а не к компромиссу. В Украине разговоры о компромиссе с Россией, как отмечает Чарап, практически близки к измене. В России правительство не может сойти к компромиссу с Украиной, поскольку россияне будут считать, что он проиграл.


Фото: АFР

Если бы переговоры между Путиным и Порошенко проводили в политическом вакууме, то соглашение, которое они могли бы заключить, состояло бы из следующих элементов: подтверждение нейтралитета Украины, ее неприсоединение к военным блокам; проведение переговоров относительно заключения приемлемых для всех сторон договоренностей о режимах торговли между Украиной, Россией и ЕС; проведение в Украине децентрализации, которая была бы более глубокой, чем та, которую предлагал Порошенко в июне, но не такой радикальной, как российские предложения с марта этого года; возвращение под полный контроль Украины ее границы с Россией, возможно с размещением международных миротворческих сил на Донбассе.

Проблема сейчас заключается в том, что Россия не считает необходимостью заключение такого компромисса с Украиной. Она думает, что может достичь базовых целей в конфликте и без него. Она может поставить Украину на колени за экономическую блокаду или через дальнейшую дестабилизацию на Донбассе, ставя крест на планах Украины сблизиться с НАТО или ЕС. Москва предпочла бы договориться с Украиной или с Западом, если бы достижение ее целей в упомянутый способ дорого бы для нее стоило. Но сейчас все выглядит иначе.

ЧИТАЙТЕ: Донбасс как новый фронтир

Вместо этого, Украина не может себе позволить не договариваться с Россией. Ей однозначно нужен компромисс с Россией. Даже если Украина получит военную помощь в виде оружия от стран Запада, она все равно не сможет победить сепаратистов, потому что Россия полна решимости помешать ей в этом и может свободно перебрасывать свои войска и вооружение на Донбасс.

Американский эксперт считает, что Путин и Порошенко таки способны договариваться между собой, поскольку именно они, очевидно, совместно определили условия первого меморандума, подписанного в Минске. Поскольку это была лишь первая попытка, то вторая и последующие, как он надеется, будут более успешными. В то же время, Запад должен понять, что Киев должен договориться с Москвой, и не препятствовать ему в этом, а, наоборот, поощрять и давать "конструктивные советы".