Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

СНГ - это памятник непоследовательности и беспринципности украинской внешней политики, - дипломат

СНГ - это памятник непоследовательности и беспринципности украинской внешней политики, - дипломат
Бывший генеральный консул Украины в Турции Богдан Яременко на своей странице в Facebook пишет о странной позиции украинской власти, которая сначала заявила о том, что государство выходит из СНГ, а потом остановила этот процесс. Сегодня же власть отмалчивается на вопрос о том, когда Украина будет выходить из СНГ.

Это именно та тема, размышления над которой дают наиболее внятный ответ на вопрос, почему же так все плохо с украинской дипломатией.

СНГ - это памятник непоследовательности и беспринципности украинской внешней политики.

Если не помните (а помнить это человеку, который живет нормальной жизнью нет никакого смысла), то приняв решение о розвале СССР в Беларуси в 1991 году лидеры России, Беларуси и Украины не смогли пойти до конца, и решили, что ужас сожительства надо продолжить в форме СНГ. Официально организация должна была "обеспечить безболезненный цивилизованный развод" наших государств. Это так объясняла украинская пропаганда.

Немного оправившись от шока "крупнейшей геополитической трагедии" прошлого столетия (так Путин называет развал СССР), Россия начала говорить об СНГ как об интеграционном образовании на территории бывшего СССР. Мы считали себя хитрее и думали, что россияне не заметили, что мы с ними будто расстаемся, а они с нами как будто женятся.

Но интегрироваться "туда" Украина особого желания таки не имела. На практике это виглядело так, что и Кравчук, и Кучма просто боялись или не хотели выносить на ратификацию Верховной Радой Украины документов о создании СНГ и Устав этого объединения. Поэтому эти документы никогда и не были утверждены украинским парламентом.

Так, мы создали СНГ, но официально туда не вошли.

Заявить о том, что нас все эти интеграционные объединения на Восток не интересуют мы тоже побоялись (за что расплачиваемся уже в 2013 и 2014 годах).

Россия некоторое время пыталась демонстрировать понимание специфики украинской ситуации, пыталась использовать СНГ в своих геополитических целях.

Но Украина тихо саботировала эту работу. То, не подпишем, то подпишем с оговорками.

Закончилось тем, что Россия наигралась в СНГ, разочаровалась в возможности использования его для своих целей и принялась развивать другие интеграционные проекты как Таможенный союз, Евразийский союз и тд. и тп.

Украина, повторяю, так и не приобретя статуса полноправного члена СНГ, тем не менее исправно платил ежегодные взносы в бюджет этой организации!!! В это трудно поверить, но, оказывается, для руководства нашего государства, правительства и МИД всегда было легче выбросить на ветер без каких-либо юридических оснований кучу денег, чем внести на рассмотрение парламента Устав СНГ или отказаться от участия в работе этой организации. Ну, действительно, чего же переживать? Не свои же деньги платим.

Поскольку Украина платила, то и другие страны спокойно относились к тому, что в СНГ есть страна, которая не будучи членом Организации, посылает своих дипломатов работать в секретариат и другие органы СНГ, участвует в заседаниях, мутит воду своей отдельной позицией и т.д.

В конце концов для всех участников, СНГ уже давно превратилось в клуб бывших советских лидеров, где можно потереться изредка с себе подобными, а заодно получить лишнюю возможность приложиться к руке русских царей.
Так оно и существовало. Без юридических оснований, без особого толку, но и без особых потерь. Временами некоторые СНГ-шные документы были и есть очень даже полезными и инструментальными. Например, прекрасные решение о взаимных признаниях дипломов о высшем образовании, что облегчало поиск работы для граждан. Были и есть примеры других достаточно полезных вещей.

В результате войны с Россией из СНГ вышла Грузия. А Украина, в результате АТО, заявила, что выйдет.

В марте этого года, когда мы неумолимо теряли Крым СНБОУ даже какое-то заседание посвятил этому вопросу. Даже, якобы, какое-то решение было принято. И абсолютно точно тогдашний секретарь СНБОУ Парубий сделал заявление, что вот мы накажем Россию и выйдем из СНГ. Ну, что накажем, он конечно не говорил. Мы же тогда Россию не провоцировали на войну. Но пригрозил, что точно выйдем.

Нетерпеливые украинские журналисты в мае спросили как-то заместителя министра иностранных дел Украины Даниила Лубкивского: так что же там с СНГ? Выходим или нет?

Даниил Романович без колебаний ответил, что обязательно. Украинские журналисты, которые очевидно уже начали подозревать что-то не успокаивались и нагнетали, спрашивая чиновника, так а когда же наконец? Д. Лубкивский был очень дипломатичным и вместо временных рамок рассказал о предпосылках. Мол выйдем тогда, когда Рада примет закон.

Здесь уже журналисты отстали. А зря. Вопросов оставалось много. Закон, для чего (ВРУ не принимала решений о вступлении в СНГ, то почему должна принимать решение о выходе оттуда)? Почему, если мы выходим, но не имеем пока закона Украине не перестать платить взносы в бюджет СНГ и не отозвать своего представителя из этой Организации, а заодно других дипломатов?

Возможно и хорошо, что не спросили, потому что поставили бы этими вопросами дипломата в очень неудобное положение. Потому, что на них нет и не может быть ответов.

Потому что если выходишь, то выходи. Но вопрос до сих пор актуален.

Я это не к тому, что мол надо все бросить и выходить. А к тому, что какие-то решения власть все же обязана принимать. И когда происходит саммит СНГ, то неучастие в нем главы украинского государства - это конечно сильный жест. Был бы сильным при нормальных условиях. А сейчас - это еще одно проявление непоследовательности, потому что если едешь, то едь. А если нет - то слезай.

Источник: facebook.com/bohdan.yaremenko