Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

2016 год без виз становится реальностью: подробно об отчете Еврокомиссии

2016 год без виз становится реальностью: подробно об отчете Еврокомиссии
Фото: Captial.ua
В конце прошлой недели Европейская комиссия обнародовала отчет о выполнении Украиной Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).

Из-за того, что публикация отчета пришлась на "длинные выходные" в Украине, он не стал информационной бомбой, но без внимания не остался.

Короткое содержание отчета можно выложить одним предложением:

Несмотря на обещания правительства о выполнении ПДВЛ и отмены виз в 2015 году, Украина не выполнила подавляющее большинство требований ЕС, а потому безвизовые новости отложены на будущее.

Но в действительности в европейском документе есть на что обратить внимание и помимо этого предложения.

Причем новости есть и грустные, и хорошие. Сначала - тезисно.

- Мы снова должны признать, что Украина отстает от соседей. Молдова обогнала нас уже давно. Теперь - впереди и Грузия.

- Худшие оценки - в блоке по борьбе с коррупцией. Как бы там ни рассказывало правительство.

- Между тем прогресс в в исполнении ПДВЛ есть. Это не 2013 год, когда Киев "топтался на месте".

- Но главный позитив - ЕС впервые определил дату возможного выполнения ПДВЛ. Это - конец года.

- Более того, эксперты пока не сомневаются, что визы будут отменены. И не когда-то, а очень скоро. Вероятно - в 2016 году.

- ... Конечно, если не произойдет войны.

А теперь - подробнее.

Назад, за Грузию

Это было бы смешно, если бы не было так грустно. К сожалению, Украина, которая пять лет назад была лидером и "флагманом" Восточного партнерства, снова нашла, кому уступить место.

На этот раз лучше нас оказалась Грузия - страна, которую в ЕС традиционно считали "миграционно рискованной"; которая получила согласие Брюсселя на безвизовый диалог значительно позже Украины (Тбилиси получил ПДВЛ в начале 2013-го, а Киев - в конце 2010 года).

Но не зря в Брюсселе об Украине шутят: "Вы никогда не потеряете шанс потерять шанс".

В четверг были одновременно опубликованы грузинский и украинский отчеты по выполнению ПДВЛ. Далее - на языке цифр.

Содержание ПДВЛ наших стран - почти идентичен. В них есть по 15 блоков, о выполнении которых должны отчитаться столицы - от контроля за безопасностью "загранпаспортов" к управлению границами.

"Если Украинцы считают, что кто-то вместо них решит их проблемы, то они никогда не будут решены"

В грузинском отчете ЕК признала полное выполнение восьми блоков. По трем блокам выполнения "почти полное", то есть остается исправить недостатки, но это сделать не слишком сложно. Еще по четырем - "прогресс частичный, с хорошей перспективой дальнейшего исполнения".

Сравним с украинскими показателями.

Полное выполнение - только двух блоков ПДВЛ. "Почти полное выполнение", то есть с недостатками, Украина показала по восьми блоках. По четырем блокам - "прогресс частичный, с хорошей перспективой дальнейшего выполнения", причем два из них имеют отметку как "только частичный" прогресс, то есть несколько хужий уровень (в отчете по Грузии такой уровень отсутствует). И, наконец, за одним блоком ЕК констатировала худший уровень - "лишь частичный прогресс", без упоминания о его "хорошей перспективе".

Так где мы провалили план?

Вряд ли кого-то удивит, что худшим признан прогресс в борьбе с коррупцией.

Именно здесь - в антикоррупционном блоке - ЕК не рискует говорить о скором выполнении ПДВЛ Украины.

"Сейчас заметны только законодательные изменения, а также отдельные подготовительные шаги для нового институционального механизма (противодействия и борьбы с коррупцией)", - отмечается в отчете ЕК.

Да, есть и позитивные шаги, в частности, уменьшение количества исключений из закона о госзакупках.

"Между тем нехватка приоритетности и согласованности в исполнении (антикоррупционных реформ) привела к фрагментарному подходу", - констатирует Европейская комиссия.

В ЕС предупредили, что будут следить, установит ли правительство достаточные меры предосторожности коррупции при приватизации; будет ли изменено избирательное законодательство в части финансирования партийных кампаний; учтет ли Украина рекомендации Венецианской комиссии относительно люстрационных законов.

Кроме того, Киев должен завершить обещанную реформу неприкосновенности судей и депутатов; наладить работу Национального антикоррупционного бюро и Нацагентства по предупреждению коррупции не только на бумаге.

Но главная рекомендация: обеспечить согласованный подход к борьбе с коррупцией на политическом уровне. Сейчас, по мнению ЕК, в Украине этого нет.

Отдельного внимания заслуживает требование Евросоюза создать в Украине реально действующее Агентство по возврату активов (из контекста очевидно, что речь идет об активах, присвоенные через коррупцию). До сих пор заявлений об этом органе не звучало, но если он упомянут в официальном документе, очевидно, что его идея всерьез обсуждается между Киевом и Брюсселем.

Еще одна радикальная смена в правоохранительной системе, которая должна состояться для выполнения ПДВЛ, касается полномочий СБУ.

Согласно ПДВЛ Украина должна систематизировать свои органы по досудебному расследованию - ранее эти функции были у целого ряда органов. Реформа прокуратуры несколько сократила претензии по данному блоку, но не убрала их.

Украина должна "существенно сократить полномочия Службы безопасности с досудебных расследований по вопросам разведки и контрразведки", говорится в отчете ЕК.

Стоит отметить, что блок "Управление границами" не является проблемным звеном на пути к отмене виз. Здесь Украина имеет показатель "почти выполнено" и положительные отзывы.

Правда, ЕС требует "обеспечить эффективный контроль на административной границе с Крымом и на линии разграничения на Донбассе.

В МИД сначала возмутились появлением таких требований (ведь в тексте ПДВЛ, конечно же, нет ничего о Донбассе, то есть формально это - новое требование), но по мнению "Европейской правды", появление такого пункта в действительности является уступкой Украине.

Ведь если бы Евросоюз намеревался отказать Киеву в отмене виз, то мог бы и дальше придерживаться требования о контроле над всем периметром границы.

Но не все так печально

Можно вволю критиковать ЕС за критику и Украину в бездействии, но надо признать: отчет, несмотря на все его минусы, является шагом навстречу со стороны Брюсселя.

"Да, это положительный отчет. Любой независимый украинский эксперт написал бы о нашем прогрессе значительно критичнее", - заверил "Европейскую правду" эксперт организации "Европа без барьеров" Александр Сушко.

Но главным "достижением" этого документа являются не слова о прогрессе Украины, а его финальная часть, - наконец - содержит даты.

"Выполнение действий, указанных в отчете, позволит Украине выполнить вторую фазу ПДВЛ. Еврокомиссия сделает все от нее зависящее, чтобы поддержать Украину в таком исполнении, и отчитается о прогрессе до конца 2015 года", - говорится в документе.

Напомним, что именно этого - даты, когда ЕС ожидает полное выполнение ПДВЛ, - добиваются украинские дипломаты на Рижском саммите.

Источники ЕвроПравды свидетельствуют, что ЕС не хочет включать в итоговую декларацию те формулировки, о которых просит Украина. Видимо, поэтому избран альтернативный вариант.

По словам Александра Сушко, появление временных рамок несет для Украины и преимущество (ведь по обычному расписанию следующий отчет должен быть на полгода позже!), и в то же время серьезный вызов.

"Если раньше дедлайны - сроки выполнения ПДВЛ - ставила себе публично Украинская сторона, то теперь ЕС впервые зафиксировал временной дедлайн.

И будет невероятно стыдно, если Украина, которая его требовала, не уложится в срок.

А сделать надо немало, потому оценочные миссии ЕС будут у нас уже в октябре и исполнение должно быть уже тогда", - подчеркнул эксперт.

Вместо эпилога:

Визы отменят. Вероятно - в 2016 году

Сначала о процедуре.

Надо осознавать: даже через чисто процедурные моменты в 2015 году безвизовый режим не начнет действовать. Это - свершившийся факт, и не надо тешить себя напрасными надеждами.

Даже если Украина завершит все реформы с невероятной скоростью, если осенью к нам приедут миссии ЕС, в ноябре-декабре окажут положительное заключение, отменить визы "сразу же" просто не получится. Это решение должно пройти в ЕС ряд формальных, но неизбежных процедур, которые завершатся на ранее весны 2016 года.

Поэтому надо быть честным - все заявления нашего правительства и президента о том, что виз не будет уже с 1 января - или блеф, или несбыточная мечта.

Так же как  неосуществленными остались обещания завершить ПДВЛ уже весной 2015 года. И власть, похоже, понемногу начинает понимать, что обещания "о 1 января" также не осуществятся.

В то же время пока нет никаких причин думать, что ЕС искусственно задерживает отмены виз для украинцев. Еще одно доказательство этого - прогресс Грузии. Уровень отказов грузинам в консульствах ЕС - в разы больше украинского, эта страна считается миграционно значительно более рискованной. Но она - еще ближе к отмене виз, чем мы. И они (так же, как и мы) ожидают новый отчет ЕК в конце года.

То, что ЕС решил назвать эту дату, - не мелочь.

Наши беседы с топ-дипломатами свидетельствуют, что в ЕС наконец пришли к соглашению - визы для украинцев будут отменены. И не когда-то, а скоро. Вероятно - в следующем году.

"Мысль в ЕС по визовым перспективам радикально изменилась, - соглашается Александр Сушко. - Теперь в ЕС есть понимание о неизбежности введения безвизового режима, причем одновременно для Украины и для Грузии. Но ЕС не дает никаких гарантий, потому что хочет подстраховаться - не только от невыполнения ПДВЛ Украины, но и в случае эскалации на Востоке. Хотя о втором факторе никто не будет говорить вслух ".

По сути, военная угроза пока остается главной опасностью для отмены виз.

Именно поэтому в отчете ЕК появились "новые ремарки" по линии разграничения. ЕС хочет иметь норму, на которую сможет сослаться для отказа Киеву в случае, если начнется "большая война". И именно поэтому в МИД так возмутились появлением этой фразы в отчете.

Но будем честны с собой.

По этому негативному сценарию нам всем будет не до виз и не до поездок.

А при всех остальных условий отмена "шенгена" в 2016 году есть вполне реальной. Поэтому надо давить на власть с требованием сделать те шаги, которые для этого необходимы.

Автор:

Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

Источник: eurointegration.com.ua