Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Крымские татары находятся под риском преследований и притеснений в "новом" Крыму, - отчет Amnesty International

Крымские татары находятся под риском преследований и притеснений в
Фото: AFP
На момент военного вмешательства России в Крыму, большинство крымскотатарского общества выразило свою обеспокоенность и заявило о своей поддержке территориальной целостности Украины. Большинство крымских татар, которые составляют 12% населения полуострова, бойкотировали "референдум о статусе Крыма", который состоялся 16 марта 2014.

Этот референдум привел к аннексии полуострова Россией, а сам факт аннексии был вроде поддержан российским этническим большинством в регионе. Таким образом, крымские татары находятся в неудобном положении и боятся репрессий, ведь противостояли тем, в чьей юрисдикции они сейчас находятся.

С начала российской оккупации Крыма, де-факто власти Крыма и российские власти употребляли различных мероприятий, нацеленных на кооптации местных татар путем как убеждений, так и репрессий. Публично объявляя о полной поддержке крымских татар и их прав, представители власти одновременно произвольно ограничивали право на свободу выражения, собраний и, потенциально, ассоциаций, очевидно нацеленным наступлением на права татарских общин. Например, в тот же день, когда Владимир Путин объявил на встрече представителей крымских татар в Москве, что Россия будет делать все возможное для того, чтобы крымские татары чувствовали себя "полноценными хозяевами на своей земле", был введен запрет на все массовые мероприятия в Крыму до 6 июня, которая имела непосредственное влияние на запланированные татарской общиной меры эти дни.

Увеличивалась и количество сообщений о насилии и репрессиях в отношении крымских татар со стороны как представителей власти, так и самопровозглашенных, неофициальных групп "самообороны". Подобные неформальные вооруженные группы возникли в Украине из всех политических сторон при текущем кризисе. Как правило, они вооружены, одеты в военную одежду без опознавательных знаков и не имеют четкой структуры командования. Много таких групп сейчас патрулируют районы Украины, их все чаще обвиняют в нарушениях прав человека, которые они совершают с безнаказанностью и, более того, с молчаливого согласия местных властей. В Крыму они, как сообщается, стояли по ряду похищений, избиений и других нарушений прав человека, в том числе и по отношению к крымским татарам.

Наследие депортации

В 1944 году при Сталине все крымскотатарское население было депортировано советской властью из Крыма в основном в Центральную Азию. Крымским татарам было запрещено возвращаться на родину до конца 1980-х годов, и только в 1990-х годах значительное количество этнических крымскотатарских семей наконец смогли вернуться и поселиться в Крыму. В то время полуостров был частью независимой Украины. Крымским татарам были предоставлены ограниченная защита и признание со стороны украинской власти на правах отдельной группы, но они не имели возможности требовать назад свои дома и другое имущество, которое потеряли в 1944 году, и в результате остались маргинализированной группой.

После оккупации Крыма Россией многие крымские татары боятся, что они потеряют этот, хотя и ограниченный, степень признания и защиты от преследований и дискриминации. Представители сообщества заявили, что нынешние нападения на крымскотатарский общество вызывают у многих опасения, что болезненный опыт массовых депортаций и лишения имущества может повториться. Очевидные и ожидаемые нацелены нападения на их сообщество заставили тысячи крымских татар покинуть Крым и переехать на материковую Украину. Спикер крымскотатарского Меджлиса (неформального органа, который является общепризнанным высшим представительным органом крымских татар) привел данные, которые указывают на то, что около 5000 крымских татар покинули Крым . Другие оценки показывают, что около 7000 татар оставили Крым за короткий срок с момента российской оккупации.

Произвольные ограничения и преследования крымских татар

В течение двух месяцев после присоединения Крыма к России, было зарегистрировано ряд случаев преследования и произвольных ограничений прав членов крымскотатарской общины.

Как сообщается, 22 апреля Мустафе Джемилеву, который уже на протяжении многих лет является неофициальным лидером крымских татар, а также народным депутатом Украины и бывшим диссидентом, работники Федеральной миграционной службы России сообщили о том, что он был признан "персоной нон грата" и теперь не имеет права въезда на территорию Крыма в течение пяти лет. Российские власти опровергли эту информацию, но 2 мая Мустафе Джемилеву было отказано во въезде в Москву, откуда он надеялся вылететь в Симферополь, Крым. (Напоминаем, что сейчас авиарейсов из материковой Украины в Крым нет). Он был отправлен обратно в Киев.

ЧИТАЙТЕ: Джемилев будет судиться против России в Еропейському суде

3 мая, Мустафа Джемилев сделал еще одну попытку попасть в Крым, на этот раз через блокпост в Армянске, расположенный на перешейке, который соединяет полуостров Крым и материковую Украину. Около 3000 крымских татар на более 800 автомобилях прибыли в Армянск, чтобы встретить Джемилева. Они создали человеческий коридор, и Джемилев смог пройти мимо контрольно-пропускного пункта, но уже на территории Крыма его снова остановили сотрудники правоохранительных органов и члены "самообороны" Крыма и еще раз отказали ему во въезде. Сейчас Мустафа Джемилев находится за пределами Крыма. В тот же день, ряд спонтанных протестов состоялся и в других городах Крыма. Люди выступили против отказа властей предоставить Мустафе Джемилеву право въезда на полуостров.

Российская власть не смогла дать Мустафе Джемилеву никаких официальных объяснений этого запрета. Господин Джемилев также оказался в центре клеветнической кампании. В своем интервью от 18 мая фактический Председатель Крымской администрации Сергей Аксенов описал Мустафу Джемилева как "подстрекателя и провокатора" и обвинил его в нарушении российского законодательства, разжигании межнациональной розни и цинизме. Мустафа Джемилев не был уведомлен о любых уголовных или другие производства возбужденные против него, которые могли объяснить запрет на въезд в Крым или подобные обвинения.

ЧИТАЙТЕ: Как судили Мустафу Джемилева в 1976-м

14 мая 2014, сотрудниками правоохранительных органов был проведен обыск в доме Мустафы Джемилева в Крыму. Из-за запрета въезда, Джемилева на то время в доме не было. Группа ОМОНа прибыла к дому на нескольких автобусах, окружила его и зашла внутрь, объясняя это тем, что они искали доказательства по делу, связанным с сыном Джемилева.

В последние дни, такие обыски проводились и в других домах, принадлежащих крымским татарам, в том числе и в домах других членов Меджлиса. Их проводили сотрудники Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ). Также 14 мая был проведен обыск в доме члена Меджлиса Эдема Мустафаева. Представители власти заявили, что они искали оружие и взрывчатые вещества, которые в конечном итоге не были найдены. 15 мая был совершен двухчасовой обыск дома Председателя Отдела внешних связей Меджлиса Али Хамзина. Позже Хамзин заявил журналистам, что он считает, что обыски были связаны с деятельностью Меджлиса и были осуществлены с целью создания давления на его членов.

4 мая 2014, Прокурор Крыма выступила с официальным предупреждением, адресованным другому лидеру крымскотатарского народа, Рефату Чубарову, согласно которому он может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ о противодействии экстремистской деятельности. Рефат Чубаров сменил Мустафу Джемилева на посту Председателя Меджлиса в конце 2013 года. Прокурор Крыма обвинила его в организации «несанкционированных акций общественного протеста» в Армянске и других городах Крыма.

Согласно информации, которую представитель крымскотатарского Меджлиса предоставил Amnesty International, по меньшей мере трое членов Меджлиса были вызваны на допрос. Среди них был и Нариман Джелал. Пока не известно о чем его допрашивали в следственных органах. Нариман Джелал, которого 12 мая вызвали на допрос, по совету своего адвоката отказался отвечать на вопросы следователя в соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право хранить молчание. В ответ следователь заявил, что адвокат не имел права предоставлять такие советы своему клиенту, потому что он не имеет на это лицензии, соответствующей законодательству РФ.

ЧИТАЙТЕ: Запрет Джемилеву въезжать в Крым - это возрождение сталинских репрессивных практик, - Кабмин

Власть возбудила административное дело в отношении десятков крымских татар во всем полуострове в связи с событиями 3 мая в Армянске и других городах. Они были обвинены в участии в "общественных беспорядках" и "незаконном пересечении российской границы". Согласно информации, которая была предоставлена ​​Amnesty International представителями Меджлиса, уже произошло по крайней мере 55 судебных слушаний по отдельным делам, в результате которых высокими штрафами в размере от 10 000 до 15 000 рублей (UDS 290-430) были обложены по крайней мере 49 человека, а еще шесть человек должны заплатить штрафы в размере 40 000 рублей (USD 1,150). Большинство людей, подвергшихся такого судебного преследования, не смогут себе позволить оплатить такую ​​большую сумму штрафа.

Как сообщается, все автомобили, на которых крымские татары прибыли в Армянск поздравить Мустафу Джемилева, были записаны на видео представителями власти, что помогло найти их владельцев и других участников.

Другие ограничения права на свободу мирных собраний

Преследование тех, кто мирно пытался встретить Мустафу Джемилева в Армянске, или протестовать против запрета въезда Джемилева на территорию Крыма, стало первым доказательством того, что власти намерены ограничить право на свободу мирных собраний в Крыму. Недавней оккупации полуострова Россией таких ограничений не существовало.

18 мая, в день, когда отмечалось семидесятилетие депортации крымских татар, которое состоялось в 1944 году, община крымских татар планировала провести памятные мероприятия в Крыму, как это принято ежегодно. Однако, 16 мая Сергей Аксенов объявил, что все митинги в Крыму будут запрещены до 6 июня, для того, чтобы "исключить возможные провокации со стороны экстремистов, которым удалось проникнуть на территорию Крымской Республики", и для предотвращения "срыва летнего курортного сезона". Запрет был расценен как очевидная попытка помешать крымским татарам воплотить план по проведению памятных мероприятий в годовщину депортации.

18 мая крымским татарам конце позволили провести совместную молитву с последующей памятной ходой, но только в отдаленном районе Симферополя и нигде больше.

17 мая, накануне митинга, на центральной площади Симферополя власти организовали тренировки ОМОНа с "управления толпой". Чтобы продемонстрировать силу, в тренировке приняли участие сотни офицеров полиции в полной экипировке. В день митинга, отряды ОМОНа в значительном количестве присутствовали в Симферополе, полицейские вертолеты летали над местом мирного собрания, а бронированные военные машины, как сообщается, находились на стоянке в этом районе рядом с автозаками, предназначенные для перевозки задержанных.

Угрозы свободе объединения

Меджлис крымскотатарского народа является уже давно признанной организацией, которая наряду с Курултаем (Генеральной ассамблеей, которая выбирает членов Меджлиса) де-факто является представителем крымскотатарского общества, в том числе в отношениях с руководящими органами. Эта ассоциация была основана в 1991 году и выполняет важную представительскую функцию, а также была признанной украинской властью.

Менее чем через два месяца после аннексии Крыма Россией, существование Меджлиса было поставлено под сомнение. Официальное предупреждение прокурора Крыма, выданное 4 мая Председателю Меджлиса Рефату Чубарову после мирных акций протеста в Армянске и других городах Крыма, также содержало угрозу распустить и запретить функционирования Меджлиса "на территории Российской Федерации", если организация будет продолжать участвовать в "экстремистской деятельности".

Специальный докладчик по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций отметил, что "прекращение и роспуск ассоциации против воли ее членов являются строгими ограничениями свободы ассоциаций. В результате, роспуск организации может иметь право на существование только тогда, когда такая организация представляет собой четкий и непосредственный источник опасности в результате грубого нарушения национального законодательства, в соответствии с международным правом в области прав человека. Ограничение свободы ассоциации должно быть строго пропорциональным законной цели и использоваться только тогда, когда других средств будет недостаточно". Такая угроза распустить Меджлис крымскотатарского народа является произвольным вмешательством в право на свободу ассоциаций.

Как форма ассоциации, Меджлис эволюционировал представительный орган общины крымских татар и выполнял эту функцию в течение многих лет, не имея на это никакого официального правового статуса в соответствии с законодательством Украины. 18 мая 2014 в своем интервью, глава де-факто Крымской администрации, Сергей Аксенов заявил, что Меджлис нужно будет зарегистрировать в соответствии с российским законодательством, так как иначе он не будет пользоваться любым признанием со стороны властей.

Однако, независимо от того, будет ли Меджлис зарегистрированным или нет, угроза прокурора запретить его в соответствии с российским законодательством по противодействию экстремистской деятельности намного серьезнее, ведь это позволит квалифицировать членство в Меджлисе как уголовное преступления, наказывается сроком до четырех лет лишения свободы (Статья 282.2 Уголовного кодекса РФ). Российские власти использовала это законодательство для запугивания и препятствования нормальной работе религиозных групп, не имеющих широкого признания, и неправительственных организаций (НПО) в России, и для уголовного преследования общественных активистов, произвольно применяя его положения.

Преследование СМИ и журналистов

Сообщается, что местный крымскотатарский канал ATR получил от властей неформальные указания не транслировать репортажи с участием лидеров Меджлиса или лидеров крымскотатарского общества, за исключением тех, кто лояльны к де-факто власти Крыма и власти России. Несмотря на то, что, по сообщениям, такие указания были даны неформально, и проверить эту информацию невозможно, наполнения дальнейшего вещания телеканала соответствует этим сообщением.

Одновременно независимые журналисты и в дальнейшем подвергаются запугиванию и преследованиям, в частности, со стороны представителей так называемых "сил самообороны" Крыма . Считается, что их представители стоят за исчезновениями журналистов и активистов в течение нескольких недель, предшествовавших "референдума".

Во время митинга 18 мая 2014 представители "сил самообороны" задержали крымскотатарского журналиста Османа Пашаева, его оператора Ченгизом Кизгина (гражданина Турции) и семь других лиц (по сообщениям, все или большинство из них являются работниками средств массовой информации). Все они впоследствии были освобождены. В своих интервью Осман Пашаев рассказал о своем незаконном задержании и жестоком обращении с ним со стороны "сил самообороны". По словам Пашаева, они удерживали его в течение около четырех часов, большую часть из которых он простоял лицом к стене, пока его допрашивали и били по ногам. Его аппаратуру отобрали и не вернули. Осман Пашаев утверждает, что другие пленные также подвергались жестокому обращению. Перед освобождением Пашаева похитители передали его полиции и представителям Следственного комитета (отдельный официальный орган в России, отвечающий за расследование серьезных преступлений), где он находился в течение еще ​​нескольких часов - в целом задержания длилось около десяти часов. Чиновники Следственного комитета допросили и отпустили его, утверждая однако, что они не могут установить, кто удерживал его раньше, и, что выглядит совершенно неправдоподобно, кто доставил его к чиновникам.

ЧИТАЙТЕ: Те, кто почувствовали вкус свободы, уже так просто ее не отдадут, - Джемилев

Журналист намерен подать официальные жалобы, но не надеется на то, что те, кто первым задержали его, получат должное наказание. Он покинул территорию Крыма, опасаясь дальнейших репрессий.

Другие случаи насилия и жестокого обращения, направленные против крымских татар

Растут опасения по поводу того, что власть не выполняет своих обязанностей по защите крымскотатарской общины от случаев преследования и насильственных нападений со стороны "сил самообороны" Крыма, которые, по сообщениям, участились.

3 марта, 39-летний Решат Аметов, крымский татарин, провел единоличную акцию протеста перед зданием Совета Министров Крыма в Симферополе, которая находилась под охраной "сил самообороны". На видеозаписи видно, как трое мужчин с "сил самообороны" отводили его прочь. Его семья утверждает, что после их сообщения об исчезновении Решата, не было ни одного дальнейшего контакта со стороны власти. Его тело было найдено почти две недели спустя со следами пыток. Уголовное дело было открыто, но ни о каком прогрессе в расследовании не сообщалось.

ЧИТАЙТЕ: Крымские татары: реабилитация или угроза новой депортации

Amnesty International пообщалась с членом Меджлиса крымскотатарского народа, которого также избили «силы самообороны» в центре Симферополя 6 мая. К Абдураману Эгизе подошли трое или четверо мужчин и попросили его показать документы, удостоверяющие личность, а также содержание его автомобиля. Когда он отказался, мужчины вызвали подкрепление. Около 15 или 20 других представителей «сил самообороны» прибыли в течение нескольких минут. Они также попросили Абдурамана Эгиза показать документы. Когда он снова отказался, заявив, что он будет иметь дело только с полицией, они надели на него наручники и начали избивать. Чтобы остановить насилие, Абдураман Эгиз показал им свой паспорт. В этот момент они отпустили его без извинений или объяснений. Он рассказал Amnesty International: "Тогда я понял, что нет никакого верховенства права. Эти люди были пьяны, они были вооружены, и они могут делать все, что угодно". Впоследствии у него диагностировали сотрясение мозга. Абдураман Эгиз сообщил полиции об инциденте, который был снят соседней камерой безопасности, и было начато расследование. Представители полиции выехали на место происшествия и сделали фотографии, но не приложили никаких усилий, чтобы найти и допросить кого-либо из представителей сил "самообороны".

Принуждение к отказу от гражданства

Российская власть дала крымчанам выбор, которому не позавидуешь, - или отказаться от своего украинского гражданства в пользу российского, или стать иностранцем на своей земле и получить "вид на жительство". Если этого не сделать, они будут считаться нарушителями российских иммиграционных правил, что приведет к серьезным штрафам, а также к потере права в дальнейшем проживать в Крыму. Крымчанам дали очень мало времени - всего один месяц, чтобы принять решение, и, если они пожелают, сообщить властям о своем решении остаться в украинском гражданстве и получить вид на жительство. Во всем Крыму были только четыре центра, где это можно было сделать, и, хотя срок был продлен, необходимость сделать это быстро или столкнуться с юридическими и другими последствиями, сохраняется.

ЧИТАЙТЕ: Украинский режиссер Ахтем Сеитаблаев: Крым - это заповедник коммунизма

Полные последствия отказа от российского гражданства пока неизвестны, но понятно, что они будут существенными. Например, "иностранный гражданин" в Крыму не сможет голосовать, занимать официальную должность, например, в полиции, или иметь в собственности сельскохозяйственные земли - источник средств к существованию для многих местных татар. Существуют также опасения, что доступ к образованию, занятости и здравоохранению будет осложненным.

Рекомендации

Для де-факто власти Крыма и российской власти:

  • Обеспечить, чтобы все жители Крыма могли реализовать свои права человека без дискриминации;
  • Уважать и защищать права меньшинств, в том числе крымских татар;
  • Уважать свободу передвижения и свободу выбора места жительства, в соответствии со статьей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, в отношении всех жителей Крыма и, в частности;
    • Снять запрет на въезд для Мустафы Джемилева, предоставить ему немедленный и беспрепятственный доступ в Крым, для того, чтобы он мог осуществить свое право на въезд на территорию своей собственной родины;
    • Обеспечить, чтобы любые изменения в институтах и правовом поле Крыма, в том числе относительно гражданства, не имели негативного влияния на реализацию полного спектра прав человека всеми лицами в Крыму. В частности, полностью защитить все права тех людей в Крыму, которые предпочитают оставаться гражданами Украины, в том числе, их права на проживание, работу, собственность, образование и здравоохранение;
    • Уважать и защищать права на свободу собраний, слова и ассоциации, и в частности:
  • снять обвинения со всех тех, кто принимал участие в мирных собраниях в Армянске и в других населенных пунктах Крыма 3 мая 2014, и немедленно отозвать все штрафы, наложенные на участников мирных протестов;
  • снять запрет на "массовые митинги", объявленную 16 мая де-факто главой администрации Крыма Сергеем Аксеновым;
  • немедленно прекратить преследование членов Меджлиса, и отозвать предупреждение в связи с «экстремистской деятельностью», сделанное им Прокурором Крыма;
  • прекратить преследование СМИ, отдельных журналистов и правозащитников, эффективно и беспристрастно расследовать все сообщения о случаях насилия и преследования журналистов в Крыму, в том числе похищения и незаконного лишения свободы журналистов в начале этого года;
  • Публично осудить нарушения прав человека, преследования, пытки и другие виды жестокого обращения или произвольное применение силы и незаконное лишение свободы, со стороны сотрудников правоохранительных органов или членов так называемых "сил самообороны"; и обеспечить, чтобы все такие случаи были оперативно, эффективно и независимо расследованы, и чтобы те, кто обоснованно подозреваются в совершении таких преступлений, были привлечены к уголовной ответственности в полном соответствии с международными стандартами справедливого судебного разбирательства;
  • Обеспечить, чтобы любое задержание или заключение под стражу лиц в Крыму осуществлялось строго в соответствии с законом, компетентными должностными лицами или лицами, имеющими соответствующие полномочия, действуют в соответствии со своими обязательствами в области прав человека и с соблюдением международного права и стандартов по применению силы и огнестрельного оружия;
  • Предоставить немедленный, полный и беспрепятственный доступ и всю необходимую помощь международным мониторинговым миссиям.
  •  
  • Для международного сообщества:  

    • Осуществлять мониторинг ситуации с правами человека и сообщать о нарушениях прав человека в Крыму, а также поднимать эту тему при каждой возможности в общении с украинской и российской властью, на соответствующих двусторонних и многосторонних форумах;
    • Обеспечивать эффективную координацию и сотрудничество между международными мониторинговыми механизмами, работающими в Украине;
    • Требовать, чтобы де-факто власти Крыма и российские власти предоставили полный и беспрепятственный доступ в Крым международным наблюдателям, в том числе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине и мониторинговой миссии по правам человека ООН.

     Для ОБСЕ:  

    Обеспечить, чтобы специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине:  

    • Увеличила собственный компонент по правам человека;
    • Тесно сотрудничала с Бюро демократических институтов и прав человека;
    • Продолжила подавать запрос на доступ в Крым и подготовила доклад о ситуации в этой стране.

     Для Верховного комиссара по делам национальных меньшинств: 

    Продолжать взаимодействие с де-факто властями Крыма и российской властью, в том числе путем посещения региона, и призвать их обеспечить соблюдение прав крымских татар и представителей других меньшинств.

    Оригинал: Amnesty International Ukraine