Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Квартирный рэкет как альтернатива решению проблемы с соцжильем в Киеве

Квартирный рэкет как альтернатива решению проблемы с соцжильем в Киеве
Фото: nashigroshi.org
Схемы мошенничества простые и примитивные до безобразия и различаются лишь в некоторых несущественных нюансах.

Новость о махинациях экс-заместителя генпрокурора Виталия Каська с недвижимостью с начала прошлой недели облетела отечественные СМИ, вряд ли наделает много шума. Особенно на фоне громкого увольнения очередного заместителя Шокина Сакварелидзе и ареста протеже последнего - прокурора Модебадзе. Сегодня мнения рядовых украинцев гораздо больше занимает сама война между двумя влиятельными группировками "законников", чем то, в чем именно подозревается и почему попал в опалу заместитель генпрокурора. Между тем, выборочное правосудие, что уже традиционно практикуется властями в отношении своих оппонентов в политических целях, открытие уголовного производства по факту незаконной приватизации жилья настолько большим чиновником вполне могло бы дать старт целой серии расследований в сфере квартирного мошенничества.

Ведь Касько далеко не первый и, очевидно, не последний из тех должностных лиц, которые занимаются присвоением недвижимости, которая им досталась за ничто. В подобных незаконных схемах уже который год замешаны чиновники всех мастей: от органов местного самоуправления до силовиков и судьей. Злободневности данной проблеме оказывают давно катастрофическая ситуация с социальным жильем в стране и тот факт, что "слугами народа" массово разворовывается даже не казенное жилье, а то, что раньше "отжимается" властью у частных фирм-застройщиков путем обычного шантажа и вымогательства.

Откуда ноги растут

Еще до распада Советского Союза десятилетиями формировалась система распределения соцжилья между очередниками, первоочередниками, внеочередниками, различными категориями льготников и Государственными служащими, и казалось бы, она рухнула. Во всяком случае рядовые граждане, которые годами стояли в очередях на недвижимость, сполна ощутили это на себе. Что же касается госслужащих, то не тут-то было - привычка к халяве в них никуда не делась.

Например, в 2003 году решением сессии Киевского городского совета впервые было узаконено обязательства застройщиков передавать в пользу Главного управления жилищного обеспечения исполкома (рассчитывается по соответствующей формуле процент квадратных метров от построенных домов) - от 5 до 15% квартир, в зависимости от близости жилья строящегося в центр столицы. Само собой, это кроме уплаты застройщиком средств в местный бюджет в виде паевого взноса на создание социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города. Далее чиновники по своему усмотрению распределяли квартиры,  что в свою очередь, лишь поощряло коррупцию.

С оглядкой на тогдашнее стремление Виктора Януковича угодить Евросоюзу в 2011 году были приняты Радой и подписаны Президентом два закона, имеющие непосредственное отношение также и к проблемам взаимоотношений власти и застройщиков. Закон "О регулировании градостроительной деятельности" запретил требовать от застройщика любое имущество или услуги за исключением предусмотренных законодательством паевых взносов. Вслед за ним вступил в силу закон "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", который вообще запретил органам государственной власти и местного самоуправления получать что-нибудь от физических и юридических лиц на безвозмездной основе.

Однако, результат от введения таких благих законодательных нововведений оказался практически нулевым. Если не считать того, что схемы присвоения дармовой недвижимости чиновниками стали более незаконными, наглыми и циничными. И, как это ни парадоксально, гораздо упростились.

Едва ли не первой и главной заботой людей, от мала до велика, что дорвались до власти в Украине становится стремление разжиться дармовой недвижимостью за счет государства. Все они прекрасно понимают, насколько скоротечна власть в сегодняшних условиях, и насколько участились в последние годы досрочной смены политических элит у руля страны. Чего стоит один только недавний скандал, связанный с отказом народных депутатов Верховной Рады VII созыва, так и не отгулял свою каденцию до конца из-за последнего Майдана, выселяться из служебных квартир в знаменитом депутатском доме на ул. Срибнокильской! Ведь каждый из них давно спал и видел эти апартаменты в своей собственности. 

Просто и гениально

Достоверно неизвестно, какова ситуация с бывшими народными депутатами, но весьма распространенная сегодня практика перевода государственных (общественных) квартир в категорию служебных, с последующим восстановлением их прежнего статуса, имеет под собой более чем конкретное основание. Это видно и по вышеупомянутому делу уволенного замгенпрокурора Касько. Более того, все эти рокировки являются основой успешного проведения махинаций с недвижимостью. Недаром в одной только столице перестают быть должностными сотни квартир ежегодно.

Схемы мошенничества простые и примитивные до безобразия и различаются лишь в некоторых несущественных нюансах. Департамент строительства и жилищного обеспечения КГГА (ранее - то именно Главное управление жилищного обеспечения) передает квартиру, допустим, одному из судов. Затем суд обращается в одну из районных администраций в Киеве с просьбой назначить квартире статус служебной, чтобы вселить в нее своего работника. В свою очередь РГА выполняет пожелания суда. При этом данное жилье не то чтобы не принадлежит суду, а даже не значилось на балансе в КГГА. Ведь застройщик передал квартиру департамента простым актом приема-передачи, без каких-либо отметок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество! Проходит полгода-год, и суд снова обращается к райгосадминистрации, но уже с ходатайством о снятии статуса служебного с той же самой квартиры, которая тут же приватизируется прописанным в ней лицом. Причем, чаще всего бывает, что тот самый счастливый получатель квартиры прописывается в нее со всей своей семьей, а потом квартира приватизируется, как правило, даже не им, а кем-то из его близких. Сам же госслужащий начинает охоту за очередным неподвижным голенищем, в то время как простые смертные десятилетиями продолжают стоять в очереди.

На практике данный процесс можно продолжать до бесконечности. Ведь мошенническая схема абсолютно не прослеживается в госреестрах, а, значит, очередной счастливый обладатель новенькой недвижимости просто не светится. Как я говорил выше, профильный департамент КГГА изначально не регистрирует право собственности на полученные им от застройщика квартиры, а, значит, просто раздает их кому угодно.

Так, например, по информации инсайдерских источников автора данной статьи, благодаря подобной схеме бывшему и.о. начальника ГАИ Украины Александру Ершову удалось приватизировать четыре квартиры. Да-да, тому самому, которого в мае прошлого года уволил с должности министр МВД Аваков за слишком нескромные фото его дочерей в соцсетях, которые демонстрировали их не в меру роскошную жизнь. Правда, до ареста квартир Ершова с стране до победившего избирательного правосудия не дошло, так как экс-главный гаишник страны не стал противиться решению своего руководства, а тихо подал рапорт об отставке.




Документ: ОРД

Необходимо отметить, что в своем отказе регистрировать вышеупомянутые операции с недвижимостью Департамент жилищного обеспечения ссылается исключительно на нормы Жилищного кодекса, которым, мол, "не предусмотрено принятие полученных от застройщика квартир в собственность с оформлением свидетельств о праве собственности на них и проведение государственной регистрации". Об этом, в частности, говорится в ответе Департамента на информационный запрос общественной организации "Сектор права". Но возникает вопрос: а почему тогда такой дорогой актив, как квартиры, не ставится, например, в бухгалтерском учете, как того требует Бюджетный кодекс? Ведь, руководствуясь логикой киевских чиновников, любое предприятие теперь может отказаться от регистрации недвижимости, избегая хотя бы той же уплаты налогов.

Деятельность, поставленная на поток и с размахом

Между тем, письмо Департамента журналистам Spilno.TV дает приблизительное представление о масштабах незаконной деятельности чиновников из КГГА по раздаче квартир, которые им не принадлежат ни де-факто ни де-юре. В документе говорится, что в 2009-2014 гг. данным исполнительным органом КГГА было получено от застройщиков 783 квартиры - "в счет процентных отчислений за построенные жилые дома". Еще 733 квартиры было куплено и 206 квартир ... реализовано. Иными словами продано, хотя в Положении о Департаменте строительства и жилищного обеспечения черным по белому прописано, что основным его назначением является обеспечение граждан жильем, а о какой-либо "реализации" там - ни слова!



Документ: ОРД

В связи со всем вышеизложенным возникает масса вполне справедливых вопросов. Куда и кому идут деньги от продажи огромного количества недвижимости при колоссальной нехватке жилья для остро нуждающихся граждан столицы? Зачем ежегодно присваиваются статусы служебных такому количеству квартир в городе, если они тут же в них снимаются?

Показательно, что ответов на эти поистине риторические в Украине вопросы неоднократно пытались добиться от столичных чиновников даже народные депутаты. Игорь Луценко и Николай Княжицкий еще с середины 2014 года буквально забросали своими депутатскими запросами КГГА, а также основных получателей бесплатных квартир в лице судов, МВД, прокуратуры и СБУ.

"Бизнесмены-застройщики Киева уже который год жалуются на рэкет со стороны правоохранителей, которые совместно с чиновниками КГГА занимаются "относительно честным" отбором жилплощади в новостройках. Количество квартир, которые сомнительным способом приватизируют семьи прокуроров, ментов и судей, трудно даже сосчитать - но это как минимум десятки в год, а то и сотни. Городская власть, все видит и все понимает, но участвует в квартирных аферах вместе с законниками, поскольку заинтересована в хороших с ними отношениях. Надеюсь, мы в ближайшее время услышим о первых наказанных за такие преступления - тогда другие представители судебно-прокурорской братии побоятся рекетирствовать в дальнейшем", - так прокомментировал мне ситуацию экс-депутат Киевсовета и нынешний народный избранник Игорь Луценко.

Рычаги и намерения власти

Не знаю, сбудутся ли надежды парламентария, но очень похоже на то, что власти решили действовать на опережение. На днях в СМИ появилось сообщение о том, что Киевсовет выступает с инициативой забирать у застройщиков по 1-1,25% сданного в эксплуатацию жилья. Представители постоянной комиссии по вопросам бюджета уже поддержали проект обращения к парламенту с идеей внести изменения в тот же Закон "О регулировании градостроительной деятельности".

То есть, руководители города снова решили узаконить свой ​​фактический рэкет, возвращаясь к прежней практике. Правда, с немного укрощенными по сравнению с 2003 годом, аппетитами. Чем же еще ​​можно объяснить пахнущее нафталином ноу-хау, если оно, по подсчетам самих же депутатов, способно решить проблему квартирной очереди только через 335 лет? На фоне всего этого Минрегион заявил о своем намерении отменить такое явление, как квартирная очередь, в которой на сегодняшний день стоят более 600 тысяч украинцев.

А что же застройщики, спросите вы? Почему не протестуют? Зачем по умолчанию принимают участие в коррупционных схемах власти?


Документ: ОРД

В каждом таком документе фигурирует, как правило, не одна, а сразу несколько квартир

Ответ прост. Местные органы власти совместно с правоохранителями, кровно заинтересованными в незаконном получении жилья, по полной прессуют тех, у кого появляются даже мысли пойти против течения. Силовики, как положено, фабрикуют липовые уголовные дела против не в меру отважных представителей строительного бизнеса, а суды способствуют им своими решениями. Прецеденты есть, но это уже тема для отдельной статьи. КГГА же просто ставит палки в колеса застройщикам. Например, стараниями киевских чиновников неугодных предпринимателей начинают или немотивированно отказывать в продлении договора об аренде земли под строительство, или всячески затягивают ввод здания в эксплуатацию, или не дают инвесторам строительства оформлять свидетельства о праве собственности на квартиры, или не придают адреса построенным домам. В общем, при желании возможностей у власти масса. Все эти искусственные задержки чрезвычайно опасны для застройщика. Особенно в свете регулярно взлетающих цен на стройматериалы и прочее.

Между тем, известны случаи, когда некоторым застройщикам, в виде исключения, разрешалось не передавать киевской власти квадратные метры восстановленного жилья. Все зависело от умения договариваться с властью. При Президенте Януковиче "смотрящим" по данным вопросам в КГГА был заместитель главы Киевской горадминистрации, выходец из Одессы Михаил Кучук по прозвищу "Миша Карман". Тот самый, которого летом прошлого года уволил уже с должности советника председателя Одесской ОГА новый губернатор Одесской области Саакашвили. Со словами "он наворовал миллионы". Именно Кучук держал под своим контролем в Киевской области буквально все этапы в строительно-земельной сфере - выделение земли, планирование территорий, сферу выдачи разрешительных документов, регистрацию объектов недвижимости и т.п.

Кто положит конец беззаконию?

Сегодня, после Революции Достоинства и гибели Небесной сотни, КГГА продолжает промышлять теми же мошенничествами, что и во времена прежнего режима. Кто "крышует" весь это коррупционный спрут сегодня - точно сказать трудно. Однако, известно, что существует официальное распоряжение мэра Кличко о том, что распределение квартир районными администрациями Киева должно согласовываться с ним лично.

Так или иначе, но работы для вновь и пафосно представленных постмайданной властью ключевых ведомств по борьбе с коррупцией - Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры - непаханое поле. Уже известно, что НАБУ сначала отказалось реагировать на заявление о совершении преступления, с которым обратился в бюро один из пострадавших застройщиков. Однако, после того как застройщик написал официальное заявление о преступлении в антикоррупционную прокуратуру, НАБУ еще раз пригласило потерпевшую сторону на прием. Подозреваю, что не на чай с детективами. Адекватные действия обоих антикоррупционных ведомств могли бы стать отличным лакмусом того, насколько эффективны данные вновь созданные правоохранительные органы. Особенно если учесть, что сам Назар Холодницкий совсем недавно в прямом эфире у Натальи Влащенко на 112-м поспешил заверить общественность в том, что САП будет оперативно реагировать на все сообщения СМИ и журналистские расследования.

Артем ФУРМАНЮК, специально для ОРД