Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Недра с молотка (расследование)

Недра с молотка (расследование)
Недра являются собственностью украинского народа, а продажа спецразрешений на открытых конкурентных аукционах могла бы на значительные суммы пополнить государственный бюджет. Пока же разрешения на часть месторождений выдаются почти без конкуренции - и без той прозрачности, которой требует и ожидает общество.

Распределение доступа к недрам - одна из самых корупционогенних сфер госуправления. Кто и как теперь контролирует раздачу разрешений на добычу полезных ископаемых из недр, принадлежащих не чиновникам, а каждому украинцу? Узнавала об этом программа "Схемы", совместный проект Радио Свобода и телеканала "UA: Первый".

Государственная служба геологии и недр Украины контролирует использование полезных ископаемых. Более года службой руководит временно исполняющий обязанности председателя - Николай Бояркин. Ранее он возглавлял департамент по организационно-аналитической работе и персоналу Госгеонедр. Бояркин говорит о новых прозрачных правилах работы службы. Поэтому "Схемы" решили проверить, насколько прозрачной является деятельность Госгеонедр самом деле.

В Госгеонедрах нет не только официального головы, но и заместителей. Зато Бояркин имеет целых 16 внештатных советников. Такой статус дает им возможность влиять на политику Госгеонедр, но при этом, например, избегать проверки доходов и не раскрывать детали биографий.

Одним из первых предназначенных советников Бояркина был Михаил Никитин. На сайтах по поиску работы можно найти его резюме, где Никитин ищет работу охранника. "Он отвечал за безопасность. Он был советником по безопасности самого здания", - отмечает Бояркин.

Сейчас Никитин уже потерял свое почетное звание. На публике чаще появляются двое других советников главы Госгеонедр - Денис Жегалов и Ирина Супрун, оба ранее работали на Львовщине.


Ирина Супрун, одна из 16 внештатных советников временного исполняющего обязанности председателя Госгеонедр Николая Бояркина. Фото: Схемы

Интерес Дениса Жегалова к недрам разделяют и некоторые члены его семьи. Речь идет об Олеговском месторождении на Житомирщине. Оно богато лабрадоритом - это облицовочный камень, недешевый строительный материал.


Камень лабрадорит. Фото: Схемы

Уже при постмайданной власти право его добывать досталось компании сестры советника председателя Госгеонедр.

Лот под названием Олеговское месторождение в 2014 году был фактически разыгран между двумя фирмами. Это фирма "Градомир-М", которая ранее занималась недвижимостью и консалтинговой деятельностью, и победитель - "Украина капитал", которая заплатила за разрешение более 900 тысяч гривен. Среди основателей фирмы "Украина Капитал" есть Екатерина Дмитрив. Как оказалось, это сестра Дениса Жегалова, который на тот момент был советником еще предыдущего главы Госгеонедр.

"Екатерина Дмитрив - это моя сестра. Я не могу комментировать действия моей сестры, потому что она взрослый человек, она работает с иностранными компаниями, и поэтому она находится в том бизнесе", - отмечает Жегалов.


Денис Жегалов, один из из 16 внештатных советников временного исполняющего обязанности председателя Госгеонедр Николая Бояркина, не видит конфликта интересов в том, что его сестра получила разрешение на добычу лабрадорита на Житомирщине.Фото: Схемы

 

Еще один совладелец "Украина Капитал" - Вадим Остапчук. Оказалось, что он также является работником итальянской Favorita, которая и планирует заниматься Олеговским месторождением. Остапчук отмечает: его компания честно получила разрешение на открытом аукционе.

Подозрительный аукцион

Чтобы посмотреть, как работают Госгеонедра при новом руководстве, "Схемы" пришли на первый в 2016 году аукцион, где разыгрывалось 8 лицензий на разработку месторождений. И похоже на то, что здесь осталось место для старых схем.

В частности, внимание съемочной группы программы привлекли два участка с запасами газа. На каждый из них претендовали только по двое участников. Например, Мурафинской площадью заинтересовались "Компания "Нефть и газ" и "Нефтегазенергопром". На момент подачи документов об участии в аукционе обе фирмы существовали меньше двух недель и были зарегистрированы в один день.

Перед аукционом "Схемы" сняли, как представители этих двух якобы конкурирующих фирм рядом перебирают документы за углом от места проведения мероприятия. Вскоре они спокойно разыграют между собой газовую площадь.

Госгеонедра. Как прошел первый в этом году аукцион

Фейковая конкуренция? Времена меняются - но, похоже, аукционы в Государственной службе геологии и недр так и не стали полностью прозрачными. Вновь компании разыгрывают между собой месторождение газа в Харьковской области, причем представители якобы конкурирующих фирм вместе перебирают документы за углом от места проведения аукциона. 

По Юго-Кисевскую нефтегазовую площадь фирма "Нефтегазэнергопром" соревновалась с компанией "Укргаздоб", которой на момент аукциона было полтора месяца. И общаться с прессой представители новых газовых фирм почему-то не хотели и бежали от камер.

Журналисты программы также заметили, что до начала аукциона некоторые участники встречаются с представителями Госгеонедр. Например, съемочная группа увидела, что представитель киевской* фирмы "Надра ресурс" заходит в кабинет с советницей Бояркина Ириной Супрун. Эта компания участвовала в торгах за Ровенский участок песка, но - проиграла.

На другом видео заметно, как одна из участниц аукциона о чем-то разговаривает с сотрудником Госгеонедр и выходит из зала. Это - представительница "Западной добывающей компании", которая выиграла на аукционе в компании "Недра ресурс".

Фирмы, которые соревновались за Ровенский участок песка - "Недра ресурс" и "Западная добывающая компания" - не чужие друг другу. В частности, совладелица "Недра ресурс" Людмила Исаак также владеет долей в компании "Недра-Пром". Там ее партнершей является Александра Язовецкая - владелица "Западной добывающей компании".

Мы нашли Людмилу Исаак по ее другому месту работы - в туристической фирме "Дана К.".

- А эти компании, по сути, сотрудничают между собой? "Недра-Пром", "Недра ресурс", "Западная добывающая компания"?

- Ну, стараемся наладить сотрудничество. Но давайте так, я вам перезвоню, придет мой человек и пусть он эту тему ...

Доверенное лицо Людмилы Исаак в итоге так и не смогло пообщаться с журналистами "Схем".

"Если в аукционе участвуют две компании, которые еще ​​и связаны между собой, то говорить о конкуренции здесь в принципе невозможно. И собственно именно такой признак как связанность компаний между собой может говорить о том, что они теоретически могли между собой договориться о том, что будет определенная цена, другой подаст тоже схожую с маленькой разницей, и это обеспечит получение лицензии на выгодных для себя условиях", - отмечает юрист "Центра противодействия коррупции" Елена Щербань.

 

Медь для новичков

Но большинство разрешений Госгеонедра выдают вне аукциона. Так произошло и с вот этой Юго-Рафаловским участком самородной меди, что на Ровенщине. В марте 2016-го Госгеонедра дали разрешение на изучение и опытно-промышленную разработку компании "Северо-Западная добыча".

Юго-Рафаловский участок самородной меди, что на Ровенщине. Фото: Схемы
 

Юго-Рафаловский участок является одним из двух наиболее хорошо изученных в Волынском меднорудном районе. Предварительно запасы меди здесь оценили в 700 тысяч тонн.

"В мире в основном добывается сульфидная медь, то есть, медь, которая связана с сульфидами. Здесь же уникальная вещь - это медь самородная. Самородная медь чистая, это самородный металл, медь составляет 99,8% меди, это электролитическая медь, наша промышленность такой чистоты меди не добивается", - рассказывает геолог Василий Приходько.

Кто же получил участок для добычи меди площадью в 22 квадратных километра без конкурса? "Северо-Западная добыча" было основано в январе 2015 года во Львове и вскоре начало собирать документы для оформления разрешения. Перед получением согласования фирма пообещала вложить в исследования месторождения более 200 миллионов гривен.

"В обязательства заложена была сумма, она такая достаточно серьезная, это 220 миллионов гривен всех инвестиционных средств, которые планировал завести предприятие в течение ближайших 5 лет", - отмечает директор департамента экономического развития Ровенской ОГА Игорь Тимошенко.

Специальное разрешение компания получила на основе подпункта 8-го пункта 8-го порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами. Согласно ему, компания может получить разрешение без конкурса, если она является собственником или арендатором целостного имущественного комплекса, предназначенного для добычи или переработки полезных ископаемых. Однако четкого определения такого комплекса нет, а потому недропользователи могут трактовать это понятие достаточно широко.

"Еще когда я работал в Министерстве природных ресурсов, мы попытались проанализировать, какие коррупционные схемы применяются для того, чтобы без аукционов получать права на использование недр. И мы пришли к выводу, что таких схем - их несколько, и одной из основных и наиболее часто используемых схема как раз с использованием этого пункта о целостном имущественном комплексе", - объясняет председатель Офиса эффективного регулирования BRDO Алексей Гончарук.

В Госгеонедрах не объясняют, что именно является целостным имущественным комплексом "Северо-Западноая добыча". Согласно реестру прав на недвижимое имущество, компания сроком на 5 лет арендовала гаражные помещения во Владимирце, что в 30 километрах от месторождения меди. Похоже, арендованные гаражи и могут быть тем основанием, на основе которого фирма получила специальное разрешение на добычу меди с месторождения вне аукциона.


Гаражные помещения, "Северо-Западная добыча" взяло в аренду на 5 лет во Владимирце, что в 30 километрах от месторождения меди. Фото: Схемы

"Схемы" попытались найти представителей «Северо-Западной добычи» относительно места регистрации компании. Оказалось, что новый перспективный недропользователь пока арендует комнату в здании бетонного завода на окраине Львова. Правда, основателей фирмы в офисе не оказалось.

Одним из владельцев "Северо-Западной добычи" является юрист из Львовщины Ираклий Гобечия. Он отказался от устных комментариев. В отличие от директора фирмы - Даны Кленик.

"Понятия "целостный имущественный комплекс" в законодательстве Украины нет. Поэтому целостным имущественным комплексом в данном случае может быть любое гаражное, складское, любое помещение. Которое может использоваться для составления техники, оборудования добытой продукции или что-либо другое и примыкает где-то примерно в районе доступности участка недр. Это в моем понимании", - так толкует законодательство руководительница "Северо-Западной добычи".

И кажется, что фирма сама добывать медь не планирует. А получение лицензии вне аукциона теоретически может быть подготовкой привлекательного бизнеса "под ключ" - который можно продать любому, реально заинтересованному в добыче недр.

"Задача стоит - утвердить запасы и завести инвестора, ту самую "Польскую медь", которая хотела зайти в этот регион, но без наличия спецразрешения они не инвестируют средства", - рассказывала Кленик раньше.

Недра являются собственностью украинского народа, а продажа спецразрешений на открытых конкурентных аукционах могла бы на значительные суммы пополнить государственный бюджет. Пока же разрешения на часть месторождений выдаются почти без конкуренции - и без той прозрачности, которой требует и ожидает общество.

Первоисточник: Радио Свобода