Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Пусть моя отставка станет холодным душем для руководителей страны, - интервью Абромавичуса после отставки

Пусть моя отставка станет холодным душем для руководителей страны, - интервью Абромавичуса после отставки
Фото: korrespondent.net
Через два часа после отставки министр экономразвития рассказывает, кто и как спускал ему "сверху" заместителей, навязывал кандидатов на руководство госкомпаниями и мешал истреблять коррупцию в них

Через два часа после заявления об отставке НВ встретилось с министром экономики Айварасом Абромавичусом в его кабинете на Грушевского. Разговор был коротким: министра вызвали на беседу с главой государства и премьером после того, как он назвал причиной ухода давление со стороны ближайшего соратника президента Игоря Кононенко.

Вслед за министром об уходе заявили двое его заместителей, Максим Нефедов, Юлия Клименко и Наталья Мыкольская.

В прошлом успешный инвестбанкир, Абромавичус был назначен министром в декабре 2014 года. Ради кресла в украинском Кабмине гражданину Литвы пришлось получить украинский паспорт, хотя литовского гражданства, как исключение, его не лишили.

Только полтора месяца назад, в декабре 2015-го, НВ встречалось с министром Абромавичусом, который "отмечал" ровно год с момента начала работы в правительстве Арсения Яценюка. Тогда в разговоре с НВ он сказал, что сто крупнейших госкомпаний страны, входящих в компетенцию его министерства, сгенерировали в прошлом году убыток в размере 115 млрд грн, что составляет пятую часть госбюджета.

Сегодня утром Абромавичус заявил, что Кононенко, правая рука и бизнес-партнер президента, навязывал ему "своих" людей на руководящие посты в те же госкомпании, коррупцию в которых команда министра-литовца тщетно пыталась побороть.

В сегодняшнем интервью НВ министр, который хлопнул дверью, называет фамилии всех тех, кто саботировал изменения в его ведомстве. А кроме того, рассказывает, как к нему в кабинет приходили ходоки с требованием назначить их заместителями, потому что так решили "наверху".

- Когда вы впервые почувствовали, что так называемые "серые кардиналы" пытаются повлиять на государственные предприятия и кто это был?

- Это довольно быстро почувствовалось. Для меня это не было сюрпризом. Я этого ожидал. Но я ожидал, что будут какие-то старые интересы, а не новые. Я ожидал красных директоров, регионалов в стиле (Виктора) Бондыка в Укртрансхимамиака. Для меня большим сюрпризом стало то, что некоторые из новых политиков полезли в госкомпании.

- Кого конкретно вы имеете в виду?

- Тех, кого я сегодня назвал и тех, кто недавно ушел в отставку.

- То есть Кононенко и Мартыненко.

- Никто не говорил, что будет легко. Поэтому мы продолжали делать реформу госкомпаний, при этом понимая, что государство плохой собственник и только приватизация спасет от всего этого дерибана и политической коррупции. Появился хороший закон о финансировании политических партий из государственного бюджета. Это сразу минимизирует потребность с госкомпаний, в том числе ГФС (Государственной фискальной службы), извлекать колоссальные денежные ресурсы, чтобы потом играть деньгами на выборах. Мы придумали обязательный аудит, публиковать финансовую отчетность - в этот же ничего не было. Можно было воровать, как хочешь, и никто этого не видел. Мы все это поставили. Создали номинационный комитет (для отбора руководителей госкомпаний), который сначала встретил сопротивление со стороны олигархов, потом судами сбивали различного вида конкурсы, и это все действовало и действовало. Мы постоянно эти процессы пытались улучшить. Но это не работало. Был саботаж назначения людей на руководящие должности в госкомпаниях.

Саботаж и политическое давление начинались в линейных министерствах. Я этого не видел, но чувствовал. Подают таких кандидатов, уже ясно, что это не из этой оперы. Когда номинационный комитет с иностранцами в составе видел этих людей, они все голосовали против. Поэтому в конце года мы еще раз решили улучшить эту систему и приняли постановление №777. Мы убрали возможность инициирования конкурса линейным министерством по топ-60 компаниях и забрали эту функцию под министерство экономики. И, конечно же, привлекательность должности министра экономики сразу же возросла. Туда еще НАК Нафтогаз добавили в управление. Это не так, что НАК Нафтогаз решили из Министерства топлива и энергетики передать кому-нибудь. Впереди реформы в НАК Нафтогаз идет ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), который дал огромный кредит. Поэтому ЕБРР, который знает кто и чем занимается, сказал (передать НАК Нафтогаз в управление) только в Министерство экономики. После чего привлекательность и важность должности министра экономики выросла до поднебесья. Это вылилось в начале этого года в желание управлять этими потоками. Давление сумасшедшее. Я решил в этом не участвовать.

- А премьер мог вас защитить от этого давления?

- Как?

- Саакашвили сегодня заявил, что и у премьера вы не находили поддержки.

- С премьером у нас чисто деловые отношения. Какого-то достаточного доступа к нему у меня нет. Я с ним обсуждал тематику проблемы руководства Электротяжмаша. Я с ним обсуждал проблему руководства ОГХК (Объединенной горно-химической компании), где все продается через фирмы-прокладки. Я сделал представление на увольнение Руслана Журила с должности председателя ОГХК в конце прошлого года.

- Кто стоит за Электротяжмашем и ОГХК? Николай Мартыненко (бывший нардеп фракции Народный фронт, соратник премьер-министра Арсения Яценюка)?

- Я за руку не держал. Я в СБУ не работаю, у меня нет такого материала, но СМИ говорят, это так. Товарищ из Электротяжмаша зацепился за кресло и путем подкупа судов и других пытается там возобновиться. Если бы он получил команду от более влиятельных людей, чем я, его бы давно там уже и близко не было.

- Если бы вы работали в инвестиционном бизнесе или поставили себя на место руководства МВФ, как бы вы считали - стоит в такой ситуации этой стране давать деньги?

- Я уже сказал несколько дней назад: мы или в двух шагах от прорыва или в двух шагах от провала. Некоторые следующие назначения в правительстве будут очень сильно влиять, куда мы движемся дальше. Если технократы не нужны, а нужны управленцы ...

Много ума, чтобы яму на дороге закрыть, не надо. "Папередники" делали, рапортовали, сколько собрали урожая, как все уехали на посевную. Сейчас нужны совсем другие подходы и моральные принципы. К сожалению, у нас кризис ценностей, и когда видишь список людей, которые ничего общего не имеют с нормальными моральными ценностями, тогда ты понимаешь, что все-таки мы ближе к провалу.

Но опять же. Мы столько всего сделали все вместе. И в энергетическом секторе, и в банковском секторе, и по дерегуляции вместе с Министерством транспорта и Министерством аграрной политики. Чего стоит только наша инициатива по госзакупкам. Сэкономили на куче коррупционных схем от Укрекоресурсов до различного вида сертификации.

- Простите, что перебиваю, но сейчас важно назвать вещи своими именами.

- Я уже назвал. Наверное, больше назвал, чем еще кто-нибудь.

- Вы сегодня перечислили, что Кононенко влияет на Укртрансхимамиак, Госвнешинформ, предприятия порошковой металлургии, Нацагентство по аккредитации Украины.

- Не везде влияет, но везде пытается влиять. Сюда ходит друг от БПП, подконтрольный Кононенко.

- Кто?

- Товарищ (нардеп БПП Геннадий) Чекита. Например, по порошковой металлургии, ходит, лоббирует своих людей.

- А как это происходит? Он приходит в министерство?

- По закону у народного депутата есть полномочия заходить куда угодно и когда угодно. Это полный бред. Заходить чуть ли не на внутренние совещания. Есть люди, которые на самом деле чаще ходят в министерство (куда их не приглашают), чем в Верховную Раду.

- То есть он приходит, когда проходит конкурс?

- Приходит и сидит. Рекомендует каких-то старых людей из министерства. Например, по поводу этого аккредитационного бюро. Мы их (стариков) прогнали, а он пытается их поставить. Причем у самого есть какая-то компания по сертификации, и он пытается тему сертификации двигать. Я вообще не понимаю, как депутат может пытаться влиять на государственные компании. У него же есть какие-то полномочия. Мы - исполняющая власть. У нас есть подконтрольные предприятия. Мы там формируем какую-то политику. Причем здесь депутаты и государственные компании? Мне это непонятно.


фото: Новое Время

- Расскажите о ситуации с двумя заместителями, которых вам хотели назначить. По оборонной промышленности и Нафтогаза и госпредприятиям. Как это происходило?

- Вообще смешная ситуация. У меня сейчас есть одна вакансия. Вакансия заместителя. В понедельник с пакетом документов пришел товарищ. Я сказал ему, что так быстро не принимаю решение, давайте посмотрим, что будет с правительством. А он говорит: "Нет, нет, все согласовано наверху, я из команды Кононенко, готов приступать к должности". Я ему отвечаю: я вас хорошо не знаю. А он: "Так вот документы, больше и узнаете".

- Кто это? Назовите фамилию (нардеп БПП Сергей Лещенко сегодня заявил, что на должность одного из двух заместителей, о которых говорит Абромавичус, лоббировали Сергея Пинькаса).

- Это не имеет большого значения.

Или приходит человек 1960-го года рождения, почти вдвое старше, чем у меня средний возраст заместителей. В резюме - никакой работы на руководящей должности, несмотря на возраст, только "консультант" и "советник". Человек сам в интервью, которое проводили мои HR-специалисты, признает, что даже не хочет работать, но говорит "мне сказали" (идти работать).

- Он приходил в министерство с этим пакетом документов?

- Раньше предлагалось много кандидатур. Это нормальный процесс. Чтобы принять решение и назначить заместителей, я пересмотрел CV 200 человек. С 50-60 встретился. Но ненормально, когда тебе говорят, что у тебя нет другого выхода и ты только этого человека должен принимать. Наконец я сказал: освободите меня от всего этого дела, я не хочу быть частью всего этого.

- Как вы считаете, МВФ продолжит выплачивать Украине транш (после скандала)?

- Мы должны продолжить выполнять те требования, которые нам поставили. У нас очень много талантливых, ответственных людей, давайте их дальше привлекать. Люди, которые готовы помогать стране, они есть, но нужно создать условия.

- Что дальше будет? Если фракция БПП проголосует за снятие мандата с Кононенко и если Рада провалит голосование за вашу отставку, вы останетесь министром?

- Я частью этой системы не хотел бы быть. Это не только Кононенко. Он только один из действующих лиц. Есть какой-то конкретный алгоритм вещей, которые нужно было бы сделать. Мы же не побороли коррупцию не только в госкомпаниях. Мы не победили беззаконие в судах, в прокуратуре. Там же все остались те же. А ГФС чего стоит! Самое простое требование - бизнес хочет получить свои деньги обратно, дайте срок, в полном объеме возвращать НДС и без отката. Это базовые вещи.

- Так что же? Революция? Перевыборы?

- Надо несколько людей, которые хотят все сломать и поменять, назначить на очень ответственные должности.

- Так вы же и были одним из таких.

- Я хотел бы, чтобы (моя отставка) стала холодным душем для руководителей страны и чтобы страна двигалась дальше.

Первоисточник: Новое Время