Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Путь в Крым

Путь в Крым
Дмитрий Фирташ. Фото: ua.dmitryfirtash.com
Журналистам удалось выяснить, что некоторые из украинских олигархов придумали схему, которая помогает их бизнесу на аннексированном полуострове не просто работать дальше, но и процветать.

Два года назад, в марте четырнадцатого года, Россия оккупировала украинскую Автономную Республику Крым. Практически весь мир осудил эту агрессию и вместе с Украиной наложил санкции на Российскую Федерацию и новую нелегитимную власть полуострова.

Эти санкции касались в том числе и крымских морских портов. Порты Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии и Ялты официально закрыты для международного судоходства. И "Следствию.Инфо" удалось выяснить, что некоторые из украинских олигархов придумали схему, которая помогает их бизнеса на аннексированном полуострове не просто работать дальше, но и процветать. И это процветание олигархического бизнеса на оккупированной территории обеспечивают украинские предприятия. 


Фото: Следствие.Инфо 

ВИКТОР ЯНУКОВИЧ, экс-президент Украины:

- Подобного рода инвестиционные проекты – это то, что сегодня нужно государству для роста экономики и для поднятия уровня жизни людей.

Во времена правления Януковича олигарх Дмитрий Фирташ фактически превратился в титанового монополиста Украины. В его Группу ДФ входили Запорожский титано-магниевый комбинат, "Юкрейниан Кемикал Продактс" - в прошлом "Крымский титан", Междуреченский, Мотроновский, Иршанский и Вольногорский горно-обогатительные комбинаты. От сырья до сбыта - у миллиардера был полный цикл производства ценного металла. 


Фото: Следствие.Инфо 

Дмитрий Фирташ, украинский бизнесмен:

- То производство, которое мы имеем сегодня, оно, наверное, очень важное, но и важно новое производство построить. Мы сегодня занимаем порядка два с половиной процента рынка европейского всего, "Крымский титан". У нас есть план выйти до восьми процентов мирового рынка.


Фото: Следствие.Инфо 

После аннексии Крыма титановый бизнес Дмитрия Фирташа оказался в опасности. Во-первых, украинское правительство отменило соглашения об аренде и вернуло в государственную собственность Иршанский и Вольногорский горно-обогатительные комбинаты. 


Фото: Следствие.Инфо 

Во-вторых, после блокады полуострова и официального закрытия портов к "Крымскому титану" - ключевому предприятию олигарха - стало фактически невозможно поставлять из Украины ильменит - сырье, необходимое для изготовления титана. К тому же, самопровозглашенная власть Крыма постоянно угрожала национализировать завод.

Последнюю проблему Дмитрий Фирташ решил достаточно просто - юридическим маневром. Крымский завод передали в аренду московской компании ООО "Титановые инвестиции", учредителем которой является кипрская компания "Летан Инвестментс лимитед". На эту же фирму зарегистрирована австрийская компания Group DF International. Итак, де-факто завод оставался собственностью украинского олигарха, а де-юре теперь работает по российскому законодательству. 


Фото: Следствие.Инфо 

С поставками сырья в аннексированный Крым было сложнее. Против Фирташа играли сразу два фактора - фактическая блокада Крыма и международные санкции. Однако, похоже, украинскому олигарху удалось всех перехитрить. Украинский ильменит, необходимый для изготовления титана, и дальше идет на оккупированный полуостров.


Фото: Следствие.Инфо 

В городе Одесса мы общаемся с Русланом Форостяком. Именно он - один из немногих, кто постоянно поднимает тему о поставках Украиной ильменита в "Крымский Титан". В разговоре с ним мы и попробуем выяснить, как именно это происходит. 


Фото: Следствие.Инфо 

РУСЛАН ФОРОСТЯК, общественный деятель:

- Есть в различных стратегических предприятиях, в таких как Крым Титан (завод Фирташа) люди, которые сообщили мне лично еще в декабре, еще до Нового года, планируется контракт на поставку с материковой Украины руды для производства титана. В Южном порту происходила погрузка. Есть экспедитор, который обеспечивал перегрузку с дорожных вагонов на судно. Есть стивидорная компания, которая является частной... которая обслуживала этот груз. Есть корабль под иностранным флагом, но с таким красноречивым именем Катя.

"Следствие.Инфо" получило эксклюзивные документы, которые помогут полностью отследить путь поставки украинского ильменита на фирташевский "Крымский Титан".



Документ: Следствие.Инфо 

Это так называемая таможенная документация на судно и груз, который затем будет доставлен в аннексированній полуостров. Мы обратили внимание на так называемого грузоотправителя. Это Междуреченский горно-обогатительный комбинат - один из немногих комбинатов в Житомирской области, остался в собственности Дмитрия Фирташа. Другие теперь государственные.

Сейчас я нахожусь на одном из житомирских месторождений по добыче ильменита - вещества, что позже используется для изготовления титана. Именно из этих мест позднее вещество попадает на территорию аннексированного Крыма.  


Фото: Следствие.Инфо 

фото: Следствие.Инфо 

Интересен еще и тот факт, что пока украинский ильменит идет на территорию оккупированного Крыма, взамен мы получаем вот такие апокалиптические пейзажи.


Фото: Следствие.Инфо 

фото: Следствие.Инфо 

Всего в этом районе насчитывается более десяти карьеров по добыче ильменита. Некоторые из них контролируют компании Фирташа. Согласно таможенным документам, груз, который мы отслеживаем, отправлен с Междуреченского горно-обогатительного комбината, которому принадлежат 10 и 11 карьер. После добычи ильменит отправляется в порт "Южный", что рядом с Одессой. Его везут по железной дороге в конкретный частный портовый терминал. Мы отправляемся вслед за ним. В Южном мы сначала общаемся с руководством порта.  


Фото: Следствие.Инфо 


Фото: Следствие.Инфо 

МАКСИМ ШИРОКОВ, начальник администрации морского порта "Южный":

- В даной ситуации о перевалке ильменита, естественно, мы знали. Она происходила на одном из терминалов нашего частного портового оператора компании "Тис – контейнерный терминал". Частный портовый оператор не обязан и не должен по действующему законодательству ставить нас в известность о том, что он будет переваливать тот или иной груз. То есть, он, в принципе, осуществляет это все по своим договорам. То есть, да, мы знаем, как груз перегружается, мы знаем, что эта работа производится в определенное время. Вся дальнейшая ответственность за перевалку того или иного груза по своим договорам – она полностью возложена на частного портового оператора как на субьектка хозяйственной деятельности юридического лица. 

  
Фото: Следствие.Инфо 


Фото: Следствие.Инфо 

ЛЕОНИД ЧАЙКОВСКИЙ, капитан морского порта "Южный":

- Были заполнены на приход декларация и также на отход. Там четко было указано, что судно грузится у нас на 21 причале. Наименование груза, количество груза и порт отхода – это значит порт Южный (наш порт) и порт назначения – это рейд порта Кавказ (Россия) Якорное место 451. У нас c Россией дипломатические отношения есть.


Документ: Следствие.Инфо 

Фото: Следствие.Инфо 

Подтверждают данные слова и документами, которые есть в нашем распоряжении. Судно "Катя" зашло в порт Южный 25 марта 2016 года. На него загрузили одиннадцать с половиной тысяч тонн ильменитовой руды. 27 марта судно покинуло порт и отправилось в сторону российского порта Кавказ. После вхождения в Керченский пролив судно остановилось на рейде. И тут началось самое интересное.

Сегодня 4 апреля 2016 года. Несколько минут назад мои источники из Крыма сообщили о том, что именно сейчас в Керченском проливе прямо на рейде происходит разгрузка украинского ильменита с судна "Катя", которое недавно вышло из Одесского порта на другое судно что должно отвезти этот ильменит в Крым.


Фото: Слидство.Инфо

Вот сейчас на карте мы видим Керченский пролив, здесь отображаются все суда, что в данный момент там находятся. И мы попробуем найти наше судно и проверить достоверность, что у нас есть... Ну, и вот мы видим наше судно "Катя" стоит, и рядом с ним находится другое судно - "Нефтерудовоз" под российским флагом. Именно сейчас, похоже на то, что происходит разгрузка, перегрузка, точнее, и затем судно должно отвезти ильменит на "Крымсктй титан", ну точнее в порт Керчь, а уже оттуда - на "Крымский Титан". 


Фото: Следствие.Инфо 

Ждем еще несколько часов. "Нефтерудовоз" отходит от судна "Катя" и движется в сторону аннексированного порта в крымской Керчи, а впоследствии и заходит в него, что мы и зафиксировали благодаря международному сайту по отслеживанию морских судов marІnetraffic.

В подтверждение факта мероприятия "Нефтерудовоза" в крымский порт мы также получили фото непосредственно с самой Керчи. Их сделали 6 апреля 16-го года во время разгрузки судна, которое унесло груз в "Кате". На них четко видно и название "Нефтерудовоз", и разгруженную рядом ильменитовую руду. 


Фото: Следствие.Инфо 

ЛЕОНИД ЧАЙКОВСКИЙ, капитан морского порта "Южный":

- Это очень просто делается. Тем более, сейчас погод штормовых нет. Значит, пароход стал себе на рейде, к нему подходит плавкран. И кран свободно перебрасывает на баржу, а баржа уже идет по назначению, уже не на Кавказ идет, а, может, и в Керчь или куда ей заблагорассудится.

Мы посетили города Херсон, чтобы уже отсюда отправиться к границе с аннексированнім Крымом и проверить, как работает Крымский Завод по изготовлению титана.


Фото: Следствие.Инфо 

Фирташевский крымский завод по изготовлению титана расположился на административной границе между Херсонской областью и аннексированным Крымом. Фактически завод и подконтрольную Украине территорию разделяет лишь озеро. Мы побывали в населенном пункте Красный Чабан, с которого легко следить за работой завода. Более того, в самом поселке многие жители продолжают работать на титановом предприятии. 


Фото: Следствие.Инфо 

- Я знаю, что здесь много людей работает на этом заводе.

- Да. Вот тут от женщина ходит, она там работает в железнодорожном цехе. Она во дворе ходит и сын ее бегает, он работает тоже.

- А как они добираются? Через границу каждый день проходят?

- Да, автобус до границы нашей, а потом пешком через середину, а потом опять автобусом.

- А там зарплату как платят - гривнами или рублями?

- Рублями.

- А потом здесь меняют?

- Да, едут обменивают в банке ...

Ранее ильменит на "Крымский титан" возили железнодорожной колеей. Мы решили проверить, возможно ли это сейчас. 


Фото: Следствие.Инфо 

Сейчас я нахожусь на специальном пути, который ведет с территории Украины и дальше на завод. Именно по этому пути раньше транспортировался ильменит, однако сейчас здесь стоят бетонные блоки и вагоны больше здесь не ходят.

Мы заметили, что отсутствие вагонов никак не влияет на работу завода.

- Те вагоны, которые на заводе, так и остались, а что было на станции, все отправили. Ну, как бы станция стоит из-за того, что завод не работает, эта политика.


Фото: Следствие.Инфо 

Похоже, схема с поставкой ильменита из украинских морских портов полностью покрывает потребности "Крымского завода по изготовлению титан".

Ну вот мы и добрались до нашего конечного места назначения. Сейчас я нахожусь в населенном пункте Красный Чабан. С этого места очень удобно наблюдать за функционированием "Крымского Титана" и как мы можем видеть - работа здесь кипит. 


Фото: Следствие.Инфо 

Мы хотели обсудить все тонкости работы крымского завода по изготовлению титана непосредственно с представителями собственника - фирташевской Группой ДФ. Однако оттуда нам ответили, что все вопросы о бизнесе в Крыму - это политика, а политику они не комментируют.

МАКСИМ ШИРОКОВ, начальник администрации морского порта "Южный":

- Мы тоже не можем знать, что этот груз пойдет в Крым. Если по документам четко обозначено, что это порт Кавказ. Ну, в данной ситуации какую позицию мы должны занять? Юридически мы ничего не можем сделать – это факт. Де-факто мы тоже, какие мы можем предъявить инструменты? То есть задержать судно – для этого нужны тоже основания.

ЛЕОНИД ЧАЙКОВСКИЙ, капитан морского порта "Южный":

- По тем документам, которые нам предьявляют в соответсвии с международными требованиями, это вполне законная операция, и в этом плане мы никак не можем препятствовать? Потому что это сразу возникнут штрафные санкции.

МАКСИМ ШИРОКОВ, начальник администрации морского порта "Южный":

- Eсли бы судно имело бы какие либо признаки о том, что оно двигается в направлении Крымских портов и пытается осуществить там какие-то работы, то это бы сразу сообщилось в правоохранительные органы и как минимум это судно точно бы контролировалось и отслеживалось

Что же мы имеем в сухом остатке? Чтобы давить на оккупанта, Украина инициирует сохранение и усиление экономических санкций против Крыма и России, а в это время украинский олигарх Дмитрий Фирташ наладил хитроумную схему, чтобы и дальше зарабатывать деньги в Крыму - в обход международных и украинских запретов. А украинская власть будто этого не замечает.

РУСЛАН ФОРОСТЯК, общественный деятель:

- Это просто один факт вопиющий... Это не когда-то было, не будут ли это какие-то мои домыслы. Это просто то, что происходит сейчас. Мы должны прекратить любые отношения экономические, прекратить обслуживать предприятия Фирташа, которые там находятся. Я хочу заставить государство на это реагировать. Потому что зачем они тогда нам... Зачем мы им платим зарплату? Зачем такая власть, если они такие неэффективные для нас?

Александр Гуменюк для Следствие.Инфо