Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Украденное достоинство, или как защитить военное имущество? ...

Украденное достоинство, или как защитить военное имущество? ...
На момент и в результате развала СССР Украина получила колоссальный военное наследство: 4 общевойсковые армии, 1 танковую армию, 1 армейский корпус, 3 корпуса противовоздушной обороны, 43-ю ракетную армию, тяжелую бомбардировочную стратегическую авиацию, около 9000 танков, 11000 бронемашин, 18000 артиллерийских систем , около 4000 самолетов и вертолетов и более 2500 военных городков. По информации "Лондонского института стратегических исследований", по состоянию на 1990 год, на военных хранилищах и базах Украины, в качестве НЗ хранилось вооружений, техники, горюче-смазочных материалов, продовольствия, амуниции и другого военного имущества из расчета на мобилизационное обеспечения 10 млн. ( !) человек. Стоимость указанного имущества составляла почти 90 млрд. долл. (!).

Поскольку эта сфера является традиционно засекреченной и коррупционно-сверхрентабельной, то каких-то статистических сведений о реальном состоянии военного имущества найти крайне сложно, однако некоторые иллюстрации привести все-таки можно...

Так, по состоянию на середину 90-х годов, более 80% операций по экспорту сверхурочных запасов военных товарно-материальных ценностей осуществлялось теневыми бизнес-структурами и лишь менее 20% реализовывалось через уполномоченные предприятия.  

В первой половине "нулевых" годов стоимость реализованного военного имущества составляла не более 10% от его остаточной (!) стоимости, которая, в свою очередь, может отличаться от рыночной в десятки раз. Обычно торговля военным имуществом осуществлялась через афиллированный с руководством МО коммерческие структуры, при наличии только одного покупателя и по заведомо заниженной стоимости, что довольно часто даже не согласовывалась с органами приватизации.

В период 2001-2004 годов с баланса МО бесплатно (!) было передано: в коммунальную собственность - 2999 объектов армейской недвижимости; в сферу управления облгосадминистраций - 1513; другим министерствам и ведомствам - 1419; Национальному координационному центру конверсии бывших военных объектов - 444 объектов. Во многих случаях цена земли, которую передавали вместе с сооружениями, вообще не входила в стоимость реализации. Еще 1834 объекта было списано. Реализовано на рынке было всего 240 объектов недвижимости, балансовая стоимость которых составляла лишь 9,9 млн грн. Реализация имущества и его передача в обмен на жилье для военных составила лишь 2,1% от общего объема использованных объектов.

Аналогичная ситуация продолжалась и течение последующих лет. Типовое беззаконие, которое стало нормой для сделок с военным имуществом, ярко иллюстрируют следующие примеры:

 - Несмотря на отсутствие в перечне объектов на отчуждение, по 99 тыс. грн был продан военный городок №8 в поселке Лески Коминтерновского района Одесской области. Сегодня на этом месте построены коттеджи и морские причалы;

 - 16 зданий военного городка №40 в Одессе были проданы, несмотря на отсутствие их в перечне объектов на отчуждение и несмотря на жительство в городке 29 семей военнослужащих;

 - В противном случае, без согласования с командованием ВМС ВСУ, должностными лицами Департамента капитального строительства и управления фондами МО самовольно в список на отчуждение было включено Симферопольское военный городок №34, который все время использовался по назначению и вообще не планировался к высвобождению.

Отдельного расследования заслуживает деятельность Национального координационного центра конверсии бывших военных объектов. Здесь и незаконное получение имущества от МО и махинации с учетом (от мелких нарушений до полного отсутствия постановки имущества на учет); просто исчезновение имущества в неизвестном направлении; ну и конечно, искусственное доведение военных объектов в непригодное состояние и их последующую продажу "на запчасти".

Что касается продажи военной техники и вооружений, то здесь было отработано целую энциклопедию различных преступлений: продажа действующей боевой техники под видом конверсионной; махинации с документальным содержанием и фактической сутью контрактов; продажа боеспособной техники, боеприпасов и боевого оружия частным коммерческим структурам (!) (речь идет не только о патронах, пулеметах и гранатаъ, но и о бронетехнике, вертолетах Ми-24, зенитно-ракетных комплексах и т.д.); продажа военной техники, которая вообще не принадлежала к избыточному имуществу (так, при руководстве одного известного "фейсбук-полководца" образовался даже некомплект ЗРК для защиты воздушного пространства Украины из-за того что в спешке было продано действующие системы (!).

Достаточное представление о ежегодном объеме только официальных продаж армейских активов, дает перечень Кабмина Азарова от 2011 года, в котором говорится о 25000 единиц техники и еще 87000 наименований имущества на сумму более 1 млрд. долл. О коррупционной составляющей этого процесса свидетельствует недавнее заявление руководства Комитета ВРУ по вопросам безопасности и обороны, где приведен пример, как в 2007 году было продано ЗРК С-300 за 2 млн. долл., в то время, когда его рыночная стоимость была 50 млн. долл . (!).

А вот вам ответ на вопрос - почему в крупных городах Украины почти не осталось военных частей и городков, а большинство военных семей продолжают вести "кочевой" образ жизни? ... С целью решения жилищных проблем военных, Министерство обороны получило право на заключение соглашений с коммерческими структурами о строительстве жилья путем долевого участия. По нормальной логике, коммерческие структуры, которые окажутся заинтересованными в использовании земельных участков МО и смогут предложить наиболее выгодные условия для выделения квартир для военных, должны решить эту значимую для армии проблему. Но, на практике, большое количество сделок заключалось без проведения соответствующих конкурсов, без планов застройки и без наличия соответствующей проектно-сметной документации. Как результат, вместо квартир в центральных районах Киева, где ранее были земельные участки МО, военные получали жилье на окраинах и за городом, к тому же не в полном объеме и несвоевременно. Только в 2006 году, по т. н. "Схеме "Укроборонстроя" МО потеряло 36 военных объектов, главным образом в Киеве и курортных регионах Украины. Нечего и говорить, что настоящей целью этих схем было изменение целевого назначения земли и ее последующая перепродажа через собственные фирмы девелоперским компаниям по вполне рыночным ценам.

Весь этот "праздник конверсии и коррупции" длился более 20 лет и, наверное, продолжается до сих пор...

Не ошибусь если сказать, что не существует более такой сферы в украинском государстве, которая претерпела столь мародерского отношения и коррупционного разрушения, как наша армия.

Растащили много, воровали почти все, уничтожено в первую очередь самое ценное. Но сейчас надо не дать украсть то, что осталось.

Во-первых, еще два года назад надо было ввести официальный мораторий на продажу военного имущества (кроме контрактов на продажу оружия и военного оборудования, которыми украинская армия обеспечена в полном объеме), а также на операции с имуществом, которое когда-то принадлежало МО (это касается прежде всего собственности, которая перешла на баланс других органов власти).

Во-вторых, при обязательном участии наших иностранных партнеров и следственных НАБУ, следует создать специальную аудиторско-следственную группу, которая должна провести выемку, хранение и анализ всех существующих документов, содержащих решения по операциям с военным имуществом. Предполагаю, что истинного положения дел в этой сфере точно не знает никто и большое количество документов банально уничтожено. Эта группа должна установить все, что утрачено и осталось, обосновать иски о возвращении имущества (там где есть такая перспектива) и возбудить уголовные производства против имущественных воров.

К тому же, надо провести всестороннюю ревизию и паспортизацию всего существующего, а также ранее отчужденного военного имущества (кроме того, что было экспортировано). Ведь, как часто бывает, что ситуация "на бумаге" может кардинально отличаться от реального положения дел. На основе полученной информации, эксперты должны сделать профессиональные выводы относительно дальнейших шагов государства (что еще можно восстановить, ччто не восставновить никогда, а что вообще не требуется).

В-третьих, следует подготовить законодательную и морально-политическую базу для заключения "мировых соглашений на основе компенсации убытков" между МО и коммерческими структурами, которые приобрели военное имущество по заведомо нерыночных/коррупционных условиях. Разве обкрадывание армии является более законным чем обкрадывание промышленности?...

В-четвертых, следует привлечь независимых экспертов к объективному определению нынешнего состояния и дальнейшей судьбы действительно избыточного военного имущества, в котором современная украинская армия уже не нуждается. Без этого невозможно обеспечить условия для надлежащего хранения и утилизации устаревших вооружений и разного рода военных ядовитых веществ. Не хочу никого пугать, но, например, у нас до сих пор под открытым небом хранятся контейнеры с токсичными компонентами ракетного топлива, которое уже никогда и никому не понадобится.

В-пятых, пока армия не станет на ноги и пока не будет создана эффективная система управления военным имуществом, следует установить такой механизм отчуждения военного имущества, который будет аналогичным существующему порядку приватизации стратегических предприятий. То есть, ни один руководитель правительства и МО не должны ничего списывать, продавать или передавать без соответствующей публикации сведений и без согласия со стороны парламента.

Валентин Наливайченко для lb.ua