Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Власти Львова тормозят перенос рынка с еврейского кладбища

Власти Львова тормозят перенос рынка с еврейского кладбища
Директор Центра исследования иудаики и благотворительной организации "Еврейское возрождение" Мейлах Шейхет на своей странице в Facebook публикует перевод с издания "Jerusalem Post" от 16 ноября 2014 года, где говорится о том, как евреи Львова борются с властью за свое наследие.

На днях, в субботу после обеда, на Краковском рынке, крупнейшем рынке Львова, торговали чем угодно - начиная рыбой и заканчивая военной униформой. На одном из входов этого лабиринтоподобного комплекса внимание прохожих привлекалось стендом приюта для собачек.

Никакого физического намека не остается над землей на огромный и старинный еврейский некрополь под ногами. Старинное еврейское кладбище, существовавшее с 1348 года, было уничтожено во время Холокоста и позже, при сталинском режиме, заложенное брусчаткой. Время от времени здесь продолжалась застройка, а попытки сохранить его постоянно сталкивались с нехваткой политического и финансового капитала - что в постсоветской бюрократии Украине часто являются эквивалентными понятиями.

Это львовское кладбище является особенно досадным примером проблемы, которая существует с памятниками еврейского наследия в этой стране: количество и объем таких памятников намного превышают возможности еврейского населения, которое постоянно сокращается, для их сохранения.

Исследование 2005 года показало, что в стране, которая насчитывает 65000 евреев, большинство которых не связано с какими-либо формальными общинами, является не менее 731 еврейское кладбище и 365 бывших культовых сооружений, из которых 30 используется под склады и мастерские, 16 - под жилье и три - под церкви.

Другие были перестроены в спортзалы, административные здания, фабрики и школы и для других частных и коммерческих нужд.

В большинстве случаев отношение этих памятников является местным вопросом и, таким образом, его решение зависит от капризов местной власти.


Мейлах Шейхет. Фото: Андрей Поликовский

«В некоторых случаях это равнодушие, в других это еще хуже, а в некоторых случаях ситуация лучше», - сказал Яаков Дов Блайх, главный раввин Украины. «Вы должны понять, что здесь нет воплощаемой государственной политики».

Во Львове Мейлах Шейхет, еврейский активист, который возглавляет американо-украинское бюро по вопросам прав человека и верховенства права, ведет борьбу за восстановление этого кладбища и за сохранение других памятников еврейской культуры с 1989 года.

В холле местного отеля, в котором собралось более 600 участников конференции Лиммуд ФСУ (для бывшего Советского Союза), ежегодного фестиваля еврейского наследия в Восточной Европе, он описал «ужасное бесстыдство» официальных должностных лиц города.

«Они не уважают право евреев на владение этим местом захоронений и на историческое наследие, - заявил он. - Они говорят, чтобы евреи заплатили за их (рынка) перемещение. Это очень обидно для еврейского населения».

На три дня конференции Лиммуд КРС львовская еврейская община привлекла внимание городской мэрии. Официальный представитель города выступил с речью в одном из комитетов с участием Эли Белоцерковского, посла в Украине, а мэр Львова Андрей Садовый выступил с речью на церемонии открытия конференции.

«Я хотел бы, чтобы все ваши конференции проводились бы здесь во Львове, - сказал он. - Мы любим (еврейскую общину) и желаем вам только позитивных и добрых вещей».

Во время конференции городские чиновники посетили место, в котором группа довоенных жителей Львова вышла на свободу через 14 месяцев скрывания в подземельях львовской канализации. Они пообещали установить мемориальную доску на этом месте.

Однако Шейхет, давний житель Львова, подвергает сомнению искренность Садового.

«Я был шокирован тем, что мэр города пришел с обращением к евреям, которых он сам и поносит, евреев - граждан Львова, которые были убиты только за то, что они родились евреями, - сказал он. - Причем он ничего не делает, чтобы почтить их память».

Масштаб недавних усилий мэрии относительно сохранения свелся к проведению конкурса в 2011 году на разработку мемориальных сооружений для еврейских памятников - проект, против которого Шейхет успешно выступил с судебным иском, отметив, что этот проект еще больше повредит эти памятники.

Сегодня муниципалитет сохраняет нерушимое молчание относительно еврейских дел. Ранее, в этом году львовский чиновник сообщил украинскому агентству новостей о том, что «сегодня никто в мэрии не обсуждает этот вопрос или не поднимает этот вопрос официально».

Инертность мэрии в вопросе реставрации кладбища выдержала местные, государственные и международные попытки перенести этот рынок. Совсем недавно, в 2010 году, правительство Украины включило кладбище под Краковским рынком в список памятников наследия государственного значения, что усилило юридическую битву за перенос этого рынка.

Однако значительная часть политической воли защитить памятники еврейского наследия в Украине поступает из Соединенных Штатов, которые в 1994 году подписали соглашение с Украиной, которым устанавливались основные принципы их сохранения.

В 1997 году Агентство международного развития США подготовило и опубликовало отчет, который рекомендовал перенести Краковский рынок и предложил три альтернативных способа осуществления этого.

Стоимость этих способов колебалась в цене от 4-х до 12 миллионов долларов. В этом отчете отмечалось, что «городской бюджет Львова не может обеспечить капиталовложения даже для самого дешевого сценария».

Как следствие, город не выбрал ни одного из способов.

Вместо этого, говорит Шейхет, они предложили еврейской общине заплатить сумму в размере 12 миллионов долларов за перенос рынка.

Небольшой участок парка между рынком и старинной еврейской больницей с южной стороны это единственный нетронутый участок, где, как считается, покоятся человеческие останки. Остальные места захоронений находится под периферийными частями рынка и заканчиваются перед центральным зданием Краковского рынка.

Среди похороненных здесь есть несколько выдающихся личностей еврейского народа, включая Давида Галеви Сегала, выдающегося ученого 17-го века, исследователя еврейского кодекса повседневного поведения Шульхан арух ("накрытый стол") и самого известного руководителя львовской исторической синагоги Турей Захав, что сейчас в руинах. Места захоронений рабинистических мудрецов являются местами духовного притяжения для хасидов и других верующих евреев. Например, могила раввина Нахмана, основателя брацлавского хасидизма, служит местом ежегодного паломничества к его могиле в Умани в Центральной Украине.

Сегал и другие мудрецы, похороненные во Львове, стоят перед лицом менее известной судьбы. Многочисленные надгробные плиты, принадлежавшие львовским евреям, стали фундаментом для рынка, несколько из них, которые окружают холмы этого рынка, можно увидеть и сегодня.

Апекс Назар является президентом еврейского общества во Львове, что функционирует в одном из двух исторических синагог, оставшихся в городе. Он сообщил, что надгробные плиты были свалены в кучи отходов, когда рабочие начали крушить фундамент рынка во время его расширения в 2000-х годах.

«Когда рынок начал развиваться, они начали разрушать старый фундамент, причем этот фундамент был сделан из большого количества кирпича, а частью его были... мацевы (надгробные плиты), - сказал он. - Они выбрасывали их, как мусор. В оправдание можно сказать, что рабочие не понимали, что делали».

Надгробные плиты потом нашлись в куче обломков, которые планировалось использовать как строительный материал.

«Когда мы нашли их, то начали переносить эти обломки обратно на еврейское кладбище», - продолжал Назар.

По мнению советских руководителей плоские, тяжелые надгробные плиты могли послужить строительным материалом, поэтому, вероятно, много их было вывезено с кладбища и использовано для другого строительства в городе.

«Такое происходило на всей территории, не только во Львове на фоне Второй мировой войны, - отметил Шимон Редлих, почетный профессор истории Университета Бен Гуриона. - Это привело к тому, что никто не охраняет подобные места, а поскольку это еврейские места, они остаются открытыми для всех и каждого».

Уроженец Бережан, что находятся на расстоянии около 90 км от Львова, Редлих считает, что родился в старой еврейской больнице рядом с Краковским рынком, хотя и не уверен в этом.

Редлих рассказал, что вместе с другими бывшими жителями Бережан он пытался сохранить остатки синагоги, в которую он ходил еще ребенком. Он сказал, что эти попытки были сведены на нет, когда местная власть начала требовать «бешеные деньги» за восстановление этого памятника.

Выступая в начале этого месяца на мемориале, посвященном жертвам Холокоста, который полностью зарос сорняками на окраине Львова, профессор истории Тель-Авивского университета Давид Ассаф назвал это явление «хон везикароном» - капитал и мемориал.

«Вообще в Восточной Европе и особенно в Украине вопрос зикарона (мемориала) не решается государственным органом, это вопрос частной инициативы и тех, кто имеет интерес и деньги и энергию взять инициативу и создать свой собственный частный памятник», - сказал он в четверг.

Во Львове надежда на перенос Краковского рынка выглядит призрачной. Отвечая на просьбу украинской газеты прокомментировать ситуацию, представительница рынка заявила, что «не будет никакого переноса рынка и мечты, о которых вы говорите, никогда не осуществятся. Рынок работает и работать он будет дальше», - добавила она и положила трубку.

Нерушимый Шейхет говорит, что в ближайшие месяцы планирует подать новый иск с требованием перенести рынок.

Однако объем и количество еврейских памятников в Украине, кажется, успешно противостоит разрозненным усилиям таких преданных этому делу людей, как Шейхет.

Даже когда еврейские памятники и возвращаются общинам - а по мнению Блайха это «микроскопический процент» - они все же требуют больших средств для сохранения от разрушения.

Между тем строительство, которое то останавливается, то продолжается, превратило застройщиков в случайных археологов.

Раскопки фундаментов для запланированного отеля рядом с синагогой Турей Захав обнаружили колодки, датируемые 15-м веком, которые использовались для миквы, ритуального омовения.

Сейчас строительство замерло. Успешный судебный иск, поданный Шейхетом, затормозил этот проект - на этот момент.

Источник: facebook.com/meylakh.sheykhet