Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

И вам, и нам: Порошенко и Грызлов дали старт Минску-3

И вам, и нам: Порошенко и Грызлов дали старт Минску-3
Борис Грызлов. Фото: ria.ru
Президент вновь активно включился в борьбу за будущее Донбасса.

Визит новоиспеченного представителя России в трехсторонней контактной группе по выполнению минских соглашений Бориса Грызлова снова актуализировал дискуссию о решении судьбы Донбасса. Учитывая, что на своей первой в 2016 году пресс-конференции Президент Украины Петр Порошенко заявил, что намерен именно в этом году восстановить украинский суверенитет на временно оккупированных территориях, нас ждут сложные политические торги, в ходе которых каждый захочет извлечь из распутывания донбасского клубка максимальную выгоду .

Если в 2015 году выполнение подписанных еще в феврале минских соглашений не увенчалось особым успехом (кое-как удалось частично выполнить лишь первые два пункта о прекращении огня и отводе тяжелой техники), то 2016-й может пройти под знаком более активных дипломатических действий по решению проблемы Донбасса.

Внезапный визит Бориса Грызлова - человека, который входит в элиту российской политики, стал неожиданностью как для украинской, так и для российской общественности. Как, собственно, и теплый прием украинской стороны: тот факт, что Грызлов находится под европейскими санкциями, не помешал ей расчистить для него воздушное пространство.

Игра в подкидного

Очевидно, что инициатива встречи исходила от Москвы, для которой решение донбасской проблемы на фоне непрекращающегося конфликта в Сирии и мертвой хватки мировых санкций могло бы стать глотком свежего воздуха.

Кроме вопроса обмена пленными и объявления "режима тишины" с 14 февраля Грызлов имел возможность тет-а-тет поговорить с Порошенко, ретранслировать позицию Путина. Публично обсуждаемые позиции не озвучивались, но известны в дипломатических кругах эксперты уже успели выразить скепсис относительно повестки дня.

Для украинской власти Донбасс последние два года служил удачным оправданием неэффективной экономической политики правительства, а для России он стал классическим чемоданом без ручки

Так, в комментарии для Forbes экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко усомнился в намерениях Кремля, как и в перспективах ведения переговоров: "Та позиция, с которой приехал в Киев Грызлов, говорит о том, что никаких существенных сдвигов в политике Москвы не происходит. Сейчас настало время, когда Украина должна свой план решения конфликта в Донбассе навязывать и России, и нашим западным партнерам. Превентивная и последовательная политика Киева была бы намного эффективнее, чем необдуманное принятие предложений, которые поступают извне. Выход из кризиса для России лежит в плоскости восстановление контактов с Западом, но визит Грызлова в Киев показал: пока Москва пытается продать нам воздух ".

Ясно лишь то, что и Россия, и Украина сходятся на необходимости реинтеграции Донбасса, вот только видят ситуацию принципиально по-разному. Киев настаивает на том, что боевики должны вернуть ему контроль над границей, а потом уже проводить выборы (и только по украинскому закону), в Кремле же говорят об особом статусе и передачи ключей от границы только после легитимизации лидеров самопровозглашенных республик. Точек соприкосновения в такой игре в подкидного дурака пока не найдено, но на сговорчивость Москвы могут повлиять ее грядущие экономические проблемы.

Чемодан без ручки

Если для украинской власти Донбасс последние два года служил удачным оправданием неэффективной экономической политики правительства, то для России он стал классической чемоданом без ручки. Тот пафос, который наблюдался после аннексии Крыма в части "защиты" русскоязычного населения, сегодня уже слабо контрастирует с пагубными финансовыми последствиями продавливания своих геополитических интересов.

Цена амбиций на мировое влияние оказалась слишком высокой. Снижение стоимости базовой нефти марки Brent ниже психологической отметки в $30 за баррель значительно опережает попытки импортозамещения и развития несырьевых отраслей российской экономики. Но слишком резко отказываться от ура-патриотической риторики тоже не комильфо, поэтому нужно подобрать формулу, при которой можно будет и от Донбасса избавиться, вернув его обратно под украинскую юрисдикцию, и геополитических потерь особых не получить, обставив все как миротворческую миссию.

Первоисточник: Forbes.ua