RSS
БИЗНЕС & ФИНАНСЫ НОВОСТИ

Государственные гарантии на поддержку бизнеса "без тормозов": почему Украина лучше пойти по пути Европы

С целью поддержки бизнеса в условиях коронакризы в апреле изменениями в закон о государственном бюджете на 2020 год Верховная Рада сняла ограничения на предоставление гарантий государственным и частным компаниям под осуществление инвестиционных проектов
Ключевое отличие между использованием инструмента госгарантий в Украине и ЕС - это предохранители. Государства ЕС поддерживают только тех, кто был эффективным, и берут на себя лишь небольшую часть рисков, в Украине - иначе.
Государственные гарантии на поддержку бизнеса "без тормозов": почему Украина лучше пойти по пути Европы Фото: Укринформ

Карантин в Украине продолжается уже более двух месяцев, однако комплексная программа поддержки бизнеса все еще полноценно не работает.

С целью поддержки бизнеса в условиях коронакризы в апреле изменениями в закон о государственном бюджете на 2020 год Верховная Рада сняла ограничения на предоставление гарантий государственным и частным компаниям под осуществление инвестиционных проектов.

Президент уже заявил, что это позволит активизировать строительство дорог по всей стране.

Украина - далеко не единственная страна, правительство которой использует государственные гарантии как один из инструментов поддержки бизнеса во время кризиса.

20 марта Европейский комиссия ввела временный порядок государственной поддержки бизнеса, которым установлены основные условия предоставления помощи компаниям странами-членами ЕС.

Согласно майскому экономическим прогнозом, экономика ЕС упадет на 7,4%. Наихудшие показатели - в Италии, Испании и Греции: более 9%.

Ориентируясь на упомянутый временный порядок, страны ЕС ввели национальные механизмы поддержки бизнеса уже к середине апреля. Одним из инструментов, активно используется в ЕС, являются государственные гарантии кредитов для бизнеса.

Казалось бы, Украина - вполне в тренде, но это не так.

Ключевое отличие между использованием этого инструмента в Украине и ЕС - предохранители. Государства ЕС поддерживают только тех, кто до кризиса проводил эффективную экономическую деятельность, и берут на себя лишь небольшую часть кредитных рисков.

В Украине же парламент и правительство фактически отказались от каких-либо предохранителей, которые бы обеспечили выплату гарантированных государством кредитов заемщиками, а не правительством - за счет налогоплательщиков.

Меню инструментов поддержки

Согласно временному порядку, ЕС предложил несколько инструментов поддержки бизнеса.

Прямые гранты, налоговые льготы. Объем помощи не может превышать 800 тыс евро для компаний всех секторов экономики за исключением аграрного и рыболовного - для таких компаний максимальная сумма не превышает 120 тыс евро.

Снижение кредитных ставок - инструмент поддержки, по условиям которого минимальная ставка должна равняться 1-годовой ставке IBOR (или эквивалентной, определенной Еврокомиссией) плюс премия за риск.

Страхование краткосрочных экспортных кредитов - используется при условии, что страховые компании докажут свою несостоятельность такого страхования.

Государственные гарантии на предоставленные кредиты (направления или через кредитные учреждения или иные финансовые посредники) - такая форма поддержки составляет 43% средств, выделенных на поддержку бизнеса.

По данным аналитического агентства Bruegel, страны ЕС согласовали значительные объемы финансирования - от 3,6% до 51,9% ВВП по 2019 год.

Детальный анализ условий предоставления государственных гарантий во временном порядке и особенностей их имплементации в разных странах позволяет сформировать семь ключевых характеристик политики стран ЕС о предоставлении госгарантий.

1. Компании, которые могут получить госгарантии.

Гарантии могут получить все компании, независимо от их размера и видов деятельности, кроме финансовых. Италия и Франция решили предоставлять госгарантии только для малого и среднего бизнеса.

Страны с большой долей аграрного сектора - Хорватия и Италия - ввели специальные схемы гарантий для сельхозкомпаниям. Дания ввела специальную схему поддержки туристической отрасли.

2. Требования к финансовому состоянию компании-получателя.

Компания, претендующая на получение госгарантии, должна доказать, что до 1 января 2020 года было финансово устойчивой. Это означает, что без коронавируса она могла бы успешно выполнять свои финансовые обязательства без помощи государства.

Компания должна доказать, что ее непокрытый убыток не превышал половины акционерного капитала компании, а для крупных компаний - что соотношение заемного к собственному капиталу не превышало 7,5, а коэффициент покрытия процентных выплат к EBITDA был меньше 1.

3. Максимальная сумма кредита, на которую распространяется гарантия.

Существует разница между предельными объемами долгосрочных и краткосрочных кредитов.

Максимальная сумма долгосрочного кредита, на которую распространяется гарантия, не может быть выше двукратный годовой фонд оплаты труда в 2019 году или 25% оборота компании в 2019 году. Хотя в случаях доказанной необходимости объем кредита может быть увеличен.

Для краткосрочных займов сроком до 31 декабря 2020 объем финансирования может быть выше, если компания докажет такую ​​необходимость.

Бельгия для портфельных гарантий ограничила максимальную сумму кредита 50 млн евро, а Дания определила, что гарантии могут получить компании малого и среднего бизнеса, которые ожидают уменьшения прибыли более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Если объем убытков окажется меньше, государственная гарантия сократится на соответствующую сумму.

4. Объем покрытия гарантией.

Базовые условия таковы: 90% кредита, если убытки распределяются пропорционально между государством и кредитным учреждением, и 35%, если убытки сначала возмещает государство, так называемый first-loss guarantee. Правда, в основном first-loss guarantee не применяется, за исключением Германии.

Некоторые страны снизили лимиты предоставления гарантий обратно к размеру компании. Так, Франция предоставляет гарантию 90% для кредитов МСБ, 80% - для крупных компаний с оборотом менее 5 млрд евро и 70% - для компаний, у которых оборот превышает эту сумму.

5. Цель кредита .

Основная цель предоставления финансирования - поддержка ликвидности компаний. Однако кредиты предоставляются не только на пополнение оборотного капитала, но и на инвестиционные проекты.

Хотя Австрия по одной из программ предоставляет гарантии только на финансирование оборотного капитала. Гарантии могут предоставляться и на новые кредиты, и на действующие, но при условии, что они будут реструктуризированы по новым требованиям.

6. Срок предоставления гарантии.

Максимальный срок гарантии - шесть лет. Важно, что максимальный срок кредита, который может выдаваться под такие гарантии, порядком не определен.

Бельгия указывает, что не существует максимального срока предоставления кредита, однако сама гарантия будет действовать только шесть лет.

Дания увеличила максимальный срок кредита, на который предоставляется гарантия до семи лет. Гарантии могут предоставляться не позднее 31 декабря 2020 года.

7. Плата за гарантии.

Плата за государственные гарантии зависит от размера компании и сроков кредита.

Минимальная премия к ставке IBOR за государственные гарантии

Тип заемщика

Кредит до 1 года

Кредит на 2-3 года

Кредит на 4-6 лет

MSB

25 б. п.

50 б. п.

100 б. п.

большой бизнес

50 б. п.

100 б. п.

200 б. п.

 

Ad Hoc-гарантии

В исключительных случаях страны оказывали специальные государственные гарантии отдельным ключевым компаниям. Такие ad hoc-гарантии формально не подпадают под общие правила.

В марте-мае было выдано минимум пять таких гарантий правительствами Франции, Швеции, Германии, Дании авиакомпаниям и автомобилестроительным компаниям.

Выводы для Украины

Обобщенный анализ европейской практики предоставления госгарантий и отдельных Ad Hoc-гарантий позволяет сказать, что страны ЕС придерживаются нескольких четких принципов.

Во-первых, правительство помогает компаниям, которые при нормальных условиях работы были бы финансово устойчивыми и не нуждались бы государственного вмешательства.

Во-вторых, компании должны отвечать за исполнение обязательств по займам, под которые предоставляются гарантии. Хотя распределение такой ответственности между компанией и государством может значительно варьироваться.

В-третьих, объем кредита, под который предоставляется гарантия, ограничен таким образом, чтобы компания могла самостоятельно погасить кредит.

В-четвертых, компании платят за пользование государственной гарантией.

К началу коронакризы Украина придерживалась аналогичных подходов к предоставлению госгарантий, но с началом кризиса решила от них отказаться.

Такой "щедрый" подход, когда государство гарантирует кредит полностью, не требует доказательства финансовой состоятельности компании и не требует платы за предоставление кредита, не имеет аналогов в странах ЕС.

Важно соблюсти баланс между поддержкой бизнеса и контролем за качеством заемщиков под государственные гарантии. Особенно - в период кризиса.

Анна Корнилюк, аналитик, Центр анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики

Эта публикация подготовлена ​​в рамках работы Центра анализа общественных финансов и публичного управления KSE, который функционирует при финансовой поддержке Швеции.

Статья предоставлена VoxUkrainотмечает "Экономическая правда"

 

Подписывайтесь на iPress.ua в социальных сетях Twitter, Facebook и Google+. Будьте в курсе последних новостей. Если вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить редакции
Расскажите друзьям!

Читайте новости на Украинском языке.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

КОММЕНТАРИИ (0) +

Добавить комментарий

16 06 2020 15:38
МЕДИА
iPRESS советует