Государственные проверки от А до Я: как бизнесу пережить приход инспектора
Источник: Экономическая правда
Государственные проверки были и остаются для бизнеса головной болью.
Органы власти периодически пытаются облегчить жизнь бизнесу, то вводя мораторий на проведение внеплановых проверок, то оптимизируя критерии оценки риска предприятий.
Однако это никогда не решало проблему, ведь законодательство в сфере государственного надзора неструктурированное и неоднозначное.
Инспекторы же не теряли возможности пользоваться сложностью законов и правовой неграмотностью бизнеса ради получения взятки.
Возможно помочь бизнесу в вопросе государственных проверок, если реформа государственного контроля всегда не вовремя?
Полноценно оптимизировать процесс без вмешательства власти невозможно, поэтому единственное, чем можно помочь бизнесу, - объяснить текущее законодательство простыми словами и научить людей защищать свои права.
Для чего нужны проверки
Бизнеса кажется, что проверки были созданы для того, чтобы мешать деятельности предприятий и выбивать из них последние свободные средства на уплату приемлемого взятки (в лучшем случае) и больших штрафов (в худшем случае). На такие выводы наталкивают новости о злоупотреблениях контроллеров и жалобы бизнеса.
Закон о государственный надзор (контроль) утверждает, что проверки должны обеспечивать интересы. Ключевой принцип - приоритетность безопасности в вопросах жизни и здоровья человека, функционирования и развития социума.
В украинских реалиях трудно поверить в настоящую цель проверок и изменить такое закоренелый восприятия. Возможно, это и не стоит делать, ведь контрольные органы все еще не против нажиться на низком уровне юридической подготовки бизнеса.
Что делать? Учиться, потому что ключевые проблемы бизнеса - непонимание процессов при проверке и границы между допустимыми и незаконными действиями инспекторов.
Как проходить проверки
Внимательное ознакомление с законом "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" вряд ли даст больше ясности. Закон не описывает пошаговую логику процесса проверок, хотя именно этот документ должен был разъяснить предпринимателю его права и обязанности по государственному надзору.
Закон также не регулирует проверки в определенных сферах, а некоторые сферы имеют свои особенности. Например, Налоговая служба относится к первой группе контрольных органов, Держпродспоживслужба - ко второй.
Описанный ниже алгоритм касается только тех проверок, которые подпадают под действие закона.
Детальный анализ документа позволяет разбить процесс прохождения проверок на три ключевых этапа: до, во время и после проверки. Ключевые этапы можно разбить на шаги. Только тогда станет понятно, как пройти государственную проверку.
Этап 1: к проверке
Миф 1. Проверка начинается с стука инспектора в дверь, а дальше - как пойдет. К проверке предприниматели бессильны.
Все не так. Плановые проверки - не лотерея, о них известно заранее. Они не всегда правомерны, это легко определить, а главное - предприниматель должен указывать на незаконность проверки. К вопросам инспектора можно подготовиться, ведь они четко указаны в унифицированных формах акта.
Систематизировав законодательство в пять четких шагов, можно понять, планируют проверять предприятие, кто планирует это делать и законная проверка.
Этап 2: во время проверки
Миф 2. Если инспектор пришел на проверку, можно сразу ожидать обвинений, ибо это и есть ключевой целью проверок.
Настоящая цель полноценной проверки - предотвратить риски для общества. Во время проверки не так много вариантов развития событий, поэтому даже если цель инспектора не совсем законна, предприниматель может обнаружить это и прекратить.
Есть только два варианта развития событий: плановая и внеплановая проверка. О первой известно заранее и к ней можно подготовиться. Вторая может быть инициирована только из-за ограниченного ряда причин. Если о плановой не уведомили заранее, а причина для внеплановой незаконна, проверку на этом можно заканчивать.
Надзор проводится по ограниченному перечню вопросов. Несоблюдение этой нормы инспектором может быть причиной прекращения проверки. Контроллер должен соблюдать и других правил, существенно ограничивает его действия. Всего три шага и исчерпывающие списки правил и ограничений на каждом из них - и проверка пройдена.
Этап 3: после проверки
Миф 3. Как только инспектор закрыл двери предприятия, можно выдохнуть и ни о чем не волноваться.
Если во время проверки не было выявлено ни одного правонарушения, то можно дышать полной грудью. Если же все прошло не так гладко, то придется попотеть, чтобы исправить нарушения до указанного срока. Не беда, если предприниматель не успевает все наладить - есть возможность просить продления конечного срока.
Стоит помнить, что выводы инспектора - не истина, с ними можно не соглашаться. Если у предпринимателя достаточно доказательств, это необходимо делать. Есть много прецедентов успешного отстаивания справедливости предпринимателями.
Чтобы механизм проверок стал справедливым и эффективным, каждый может оказывать предложения по совершенствованию законодательства. Сейчас этот процесс не идеален. Объединив усилия, бизнес сможет сделать процесс справедливым и эффективным.
Понимание процедуры и знание своих прав сделают проверки безопасными и более понятными. Проверка может быть легкой, главное - знать свои права.
Андрей Шпаков, Ярослав Жидик, EasyBusiness
Подробнее о проверках - в пособии "Легкие проверки: руководство для бизнеса" и в коротком видеокурсе. Инструменты разработал аналитический центр EasyBusiness при поддержке программы USAID "Конкурентоспособная экономика Украины".