Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Как будет работать разрешение сравнивать товары с конкурентами в рекламе: мнение юриста

Как будет работать разрешение сравнивать товары с конкурентами в рекламе: мнение юриста
Фото:brdo.com.ua
Верховная Рада во втором чтении проголосовала за законопроект, который позволяет открыто сравнивать в рекламе свой товар с товарами конкурентов. Раньше это не было прямо запрещено, но, чтобы не рисковать, украинские компании редко допускали такой прием. Теперь это - возможность, указанная в законодательстве.
Этот законопроект вносит поправки в Закон «О рекламе». Например, туда добавляют определение того, что такое сравнительная реклама. Такая реклама может содержать изображения, ссылки на товар, ТМ или другие обозначения, под которыми выпускается товар конкурента. В том числе, в такой рекламе можно сравнивать цены на товары, но делать это объективно, без искажения информации.
 
Редакция AIN.UA попросила юристов рассказать о том, что эти нормы будут означать для рекламного рынка.
 
Роман Падалка, старший юрист практики технологий, медиа и телекоммуникаций, «Юскутум»:
Кроме возможности рекламодателями сравнивать товары, законодатели надеются также усовершенствовать защиту прав
 
потребителей и привести сравнительную рекламу в соответствии с требованиями Европейского Союза. При этом не забыть защитить экономические интересы добросовестных предпринимателей.
 
Соответствующие изменения коснулись Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и Хозяйственного кодекса,
 
Закона «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Предлагаю разобраться, что именно было изменено.
 
Значительные изменения претерпел закон «О рекламе». Теперь использовать рекламу со сравнениями товаров разрешается, если:
 
  • отсутствуют признаки нечестной предпринимательской практики;
  • происходит сравнение подобных товаров или деятельности, которые используются на одни и те же цели, сферу или вид деятельности;
  • происходит объективное сравнение одной или нескольких характеристик подобного товара / деятельности и, наконец, цены;
  • отсутствует сравнение качества подобных товаров или деятельности;
  • отсутствует дискредитация репутации ТМ, коммерческих (фирменных) наименований и других особенностей конкурентов или мест происхождения товаров;
  • реклама не смешивает товары, ТМ с коммерческими (фирменными) наименованиями рекламодателя и конкурентов;
  • реклама не содержит имитации товаров.
К данному перечню вопрос по «объективного сравнению одной или нескольких характеристик подобного товара». Как определить эту объективность и кто, кроме суда, может определить, объективно сравняли характеристики? Этот философский вопрос так и останется без ответа, пока не будет дано определение объективности.
 
Теперь же поговорим о запретах. Из закона «О рекламе» был исключен запрет на использование сравнения в рекламе:
 
  • лекарственных средств, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации
  • ценных бумаг и фондового рынка, а именно, указывать недостатки в деятельности фондового рынка.
Сравнительная реклама связана не только с соблюдением «критериев объективного сравнения характеристик товаров и услуг» и не должна вводить в заблуждение. Поэтому возникла необходимость в дополнении действующего законодательства теми
 
формами / признакам нечестной предпринимательской практики, которые признаны несправедливыми и обманчивыми.
 
Поэтому были приняты изменения в Закон Украины «О защите прав потребителей», а именно, расширен перечень нечестной предпринимательской практики.
 
Если потребителю предоставили ложную и неполную информацию или не предоставили информацию о товаре или услуге и это побудило или может побудить потребителя совершить действия, на которые, в противном случае, он не согласился бы, то такая практика является нечестной.
 
Перечень такой практики дополнен запретами:
 
  • маркировать продукцию знаками доверия / качества / соответствия без получения на это соответствующего разрешения;
  • предлагать продажу товаров по специальной цене, если эта продукция отсутствует, продавец отказывается принять заказ на такую ​​продукцию или продаются некачественные экземпляры этой продукции с намерением продать другую продукцию;
  • использовать ложное объявление о прекращении деятельности или переезде;
  • использовать заявление о том, что приобретение продукции может помочь в выигрыше в лотерее;
  • объявлять о конкурсе или розыгрыше подарков без дальнейшего вручения подарков.
Этот законопроект не был долгожданным и актуальным для украинских, но имеет большое значение для рекламодателей, защиты прав потребителей, репутации производителей и владельцев торговых марок. Он еще на шаг приближает нас к законодательству ЕС и поддерживает честную конкуренцию.