Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Любая руина вызывает массовый интерес и даже возбуждения: во Львове открыли арт-выставку "МОХ"

Любая руина вызывает массовый интерес и даже возбуждения: во Львове открыли арт-выставку
Фото: Александра Чернова
МОХ - совокупность городских сооружений, которые в результате исторических событий были повреждены, заброшены или недостроены. В применении к городской архитектуры это означает состояние разрушения объектов, а в широкую понимании, "мох" охватывает весь этап преобразования функционального урбанистического объекта в живописную руину. Это процесс, который можно наблюдать в любом городе мира.

"Наиболее актуальной темой в Украине является развитие урбанистической культуры. Если говорить о роли архитектуры, или архитектурного, скажем так, вида городов, то он является самым важным, он формирует эстетику. Я давно говорю, что есть своеобразная формула - образование, далее урбанистическая культура, а еще дальше высокая культура. То есть к последней можно попасть только через урбанистическую культуру, если найдем все коды", - рассказывает куратор проекта Павел Гудимов.

Прикладывая срок биологии городского ландшафта, проект акцентирует внимание на обратной стороне городского блеска. Это заброшенные и забытые здания, что также является частью урбанистического пространства, который мы обычно не замечаем. Городские руины - свидетели жизни и перерождения города. Иногда - единственные свидетели, что только ждут времени, чтобы рассказать свою уникальную историю. Руина - еще один не менее многозначный термин проекта, который обозначает целую эпоху украинской истории. Популярность темы урбанистических развалин в мире доказывает, что тема не исчерпывается.

"Этот проект для меня не просто актуален, он наиболее актуален, ибо показывает, что любая руина, скажем, во Львове в 30-е годы прошлого века, или то, что осталось после польско-украинской войны 1915-1918 годов - вызывает массовый интерес, интерес и даже возбуждение. Я считаю, что это определенная подсказка в том, что происходит", - добавляет Гудимов.

Выставку "МОХ" можно условно разделить на Киевскую и Львовскую части. Что касается первой, то были представлены делать художников Андрея Дудченко и Юрия Денисенкова. Они изобразили на полотнах некогда роскошный жилой дом на улице Богдана Хмельницкого в Киеве, который сегодня в аварийном состоянии. Здание уже официально отключено от коммуникаций, ни воды, ни электроэнергии там нет.

Образ этого дома в фрагментах обрисовал Андрей Дудченко. Начиная с окон, фасадных деталей, дом довершается тенью балюстрад. Далее потолок, который сохранил отголоски более изысканных времен в виде современной лепки на фоне которого...электропатрон. Завершает образы дома Юрий Денисенков.

Кроме художественных работ этот дом, является единственным объектом проекта, что непосредственно принадлежит дому на Богдана Хмельницкого и который, кстати, Андрей Дудченко напрямую спас от помойки - это "Золотые ворота". Это двери, которые когда-то были признаком состоятельности, теперь стоят в том доме в квартирах, которые являются "притоном для достаточно маргинальной публики". Как не странно, но эти двери нашли на свалке рядом с аутентичными "Золотыми Воротами" в Киеве.

Львовская часть выставки представлена в фотографиях города конца XIX начала XX века. В частности, фоторабота "Павильоны эпохи" рассказывает нам о прошлом Стрыйского парка, на месте которого в конце XIX века стояло несколько павильонов с творениями искусства, этнографии и технологии в рамках Краевой выставки. К месту происшествия тогда вел электрический трамвай, а на территории выставки стоял стадион на восемь тысяч человек. Вся эта структура действовала во Львове в то время, когда Левобережная Украина была закрепощена, хоть и неофициально. Автор фотоработы ставит вопрос: "А что можно увидеть на верхней террасе Стрыйского парка сегодня? Что стало с артефактами времен Франца-Иосифа?".

"Мы не хотим какого-то возрождения в том смысле, чтобы построить домики в стиле "под старину" или вырыть яму, где построим торгово-развлекательный центр, который будет выглядеть как старинное здание и назовем это реконструкцией. Эта выставка - это акцент на том отношении нас всех к тому, что мы имеем. Город - это наше существо, где мы существуем. Загрязнять его - то же самое, что загрязнять воду, которую пьем, гадить в городе - то же самое, что гадить в собственной постели. Новая архитектура должна находить свое место, но это не должно быть культом "квадратного метра", - подытоживает Павел Гудимов.

Своими впечатлениями от выставки "МОХ" поделился студент УКУ Артур Корниенко:

Для меня тема заброшенных помещений, с которыми что-то нужно делать - лейтмотив последнего времени. В принципе, та разруха, которая есть сейчас, она должна побуждать к какому-то переосмыслению, чтобы смочь спродуцировать что-то новое. Работы на этой выставке показывают определенную философию в разрухе, они обращают наше внимание на причины, которые побудили эту руину, актуализируют их в современном контексте. В конце концов, та же деструкция является частью искусства и из нее всегда можно создать конструкцию, поэтому я очень доволен этой выставкой. Я рад, что из любого материала, даже такого, который считают мусором, мы продолжаем создавать смыслы, которые утверждают жизнь, которые утверждают прогресс.

"МОХ" - совместный проект арт-центра "Я Галерея" и Галереи современного искусства УКУ. Будет действовать экспозиция в Галерее современного искусства УКУ (ул. Козельницька, ) с 8 октября до 30 ноября.

Ярослав Назар, фото Александра Чернова