Осмелятся ли перенести местные выборы?
Автор этих строк, хотя и сам является депутатом, придерживается мнения, что депутаты местных советов должны быть переизбраны еще год назад. Фактическая пролонгация каденции состоялась из-за манипуляций вокруг тела Основного Закона благодаря желанию тогдашнего президента Януковича. В гуще событий Евромайдана требование о перевыборах местных советов объединялось с децентрализацией, позже это забылась, в первую очередь, из-за войны развязанной на Востоке.
Немного «матчасть»
Как известно из Конституции, очередные выборы в органы местного самоуправления должны состояться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета или соответствующего председателя, избранных на очередных выборах (ст .. 141 Конституции Украины). Для желающих выразить сомнения как быть с советами избранными на внеочередных выборах - добро пожаловать к решению Конституционного Суда № 2-рп / 2013 от 29.05.2013.
Казалось бы все ясно. Местные выборы в Украине должны состояться 25 октября 2015. Готовя Государственный бюджет Украины на 2015 год заложено субвенцию из государственного бюджета местным бюджетам на проведение выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов (проще - деньги на проведение выборов) в сумме 1180300 тыс. грн.
Осталась единственная, маленькая деталь. Сами выборы, должна назначить Верховная Рада Украины (ст..85 Основного Закона). И вот здесь небольшая, на первый взгляд, интрига. До сих пор, законодатель (ни один из народных депутатов, если верить сайту Верховной Рады Украины) не внес соответствующий проект постановления «О назначении очередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов в 2015 году».
Хотя до сих пор (табличка) законодатель не пренебрегал своим долгом это делать
Дата принятия постановления о назначении очередных местных выборов |
Дата предназначенных очередных местных выборов |
1 июля 2010 |
31 октября 2010 |
16 февраля 2010 |
Отмена дать 30 мая 2010 по решению Контитуцийного Суда в связи с изменением Конституции Украины |
20 октября 2009 |
30 мая 2010 |
29 ноября 2005 |
26 марта 2006 |
4 октября 2001 |
31 марта 2002 |
Общаясь с большим кругом экспертов автор определил три большие интриги, влияющие на этот процесс.
Интрига 1. Политическая воля к административно-территориальной реформы и ее сроки.
Воля в этом вопросе вроде бы есть. Тот же председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман и вице-премьер-министр - Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко не устают это повторять. Однако сам процесс укрупнения / объединения / слияния (нужное подчеркнуть) местных общин крайне сложным. А органы местного самоуправления, как известно привязаны к собственно территориальных общин (сельские, поселковые и городские) и их объединенных интересов (районные и областные). Поэтому бытует трезвая якобы мысль - зачем выбирать местные советы в октябре 2015 если по самым оптимистичным показателям административно-территориальную реформу удастся осуществить лишь на весну 2016? Повторюсь, это выразительный голос тех, кто сейчас моделирует кирпичики нового самоуправляющегося устройства, не только территориально но и в части содержания. Юристов среди них меньше, поэтому приведу для них несколько цитат одолженных у одного из членов Конституционного Суда Петра Стецюка, где природа механистического переноса срока выборов подвержена юридической обструкции:
«При таких обстоятельствах продление срока полномочий местных советов и сельских, поселковых, городских голов более конституционно установленной предельной (верхнюю) границу иначе, чем путем внесения изменений в Основной Закон государства, будет прямым нарушением последнего. И нарушением не только самой нормы о пятилетнем сроке полномочий местных советов и сельских, поселковых, городских голов (статьи 136, 141 Конституции Украины), но и тех конституционных предписаний, которые определяют основы конституционного строя государства, - части второй статьи 5 (" Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления "), статьи 7 (" В Украине признается и гарантируется местное самоуправление "). Кроме того, возбуждено будет и конституционные положения, закрепляющие права и свободы граждан Украины, в том числе право "свободно избирать и быть избранным в органы местного самоуправления" (часть первая статьи 38) ».
Отмечу от себя, что воля отдельных модераторов конституционных изменений в части собственно админтерреформы хоть и достойная уважения, однако должна опираться на прямые требования Основного закона.
Интрига 2. Каким будет избирательный закон?
Вот здесь все по-настоящему интересно. Причем не только для экспертной среды, но и для самих кандидатов в депутаты и на должности глав местных советов. В коалиционное соглашение втиснули пункт об открытых списках. Которые принято решение (естественно раз проведя ревизию предыдущего решения) перед парламентскими выборами апробировать собственно на выборах местных. Экспертная группа возглавляемая главой парламента по реформированию избирательного законодательства для местных выборов собралась лишь однажды - 19 февраля 2015 года. И хотя эксперты уверяют, что понимание понимание среди почти 100 участников собрания по 90% вопросов было достигнуто, процесс заторможен удивительно надежно.
Казалось бы, такие простой обусловленные собственно первой описанной интригой. Как, мол, можно проектировать избирательный устройство без понимания устройства территориального? К сожалению, это заблуждение. Но «Секрета Полишинеля» в части остановки реформы избирательного законодательства на самом деле нет. Все участники коалиции, кто больше, а кто меньше ломают голову над совсем другим вопросом - как создать избирательную систему, которая бы сделала невозможным реванше «Оппозиционного блока» на выборах местных советов в восточных и южных областях. А эта задача, к сожалению, не коррелирует с намерениями вводить ту или иную модель открытых списков. Примечательно, что разработчики новых схем админтерустройства и избирательного закона не очень озабочены трудностями коллег. Ибо задача различаются и коммуникаций похоже немного. А модераторы процесса, тоже не особо сводили эти различные инициативы к единому знаменателю.
Интрига 3. Утилитарный вопрос, или что делать со столицей?
Если быть точным, то еще одна преграда к назначению даты выборов касается срока полномочий Киевского городского головы и Киевского городского совета избранных на выборах в мае прошлого года. На время избрания, ни у кого не возникало других мыслей, что решение Конституционного Суда № 2-рп / 2013 от 29.05.2013 в части единого срока проведения очередных местных выборов вытекающие из текста Основного Закона можно поставить под сомнение. Все было однозначно - Киевсовет и Киевский городской председатель выбраны на срок до 25 октября 2015 года. Однако на сегодня утилитарные мотивы берут свое. Ну для чего скажите пожалуйста основным политическим игрокам идти на выборы Киевсовета и мэра?
Баланс для всех игроков от парламентской коалиции явно ухудшится, деньги тоже на избирательную кампанию нужны, то не лучше ли оставить так как есть? Тем более, что если порыться в том же решении Конституционного суда то можно найти пассажи, которые подойдут для нынешней ситуации. Например: «... при этом продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления, избранных на внеочередных выборах, является временной мерой, направленной на реализацию механизма одновременного проведения всех очередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, не препятствует реализации конституционного права граждан участвовать в управлении государственными делами ». Такие чисто «столичные маневры» вокруг даты выборов вдохновляют и участников других интриг. Ну оно логично в принципе, почему Киевсовете можно, а другим нельзя?
Есть и другие, пока что менее значимые причины отсутствия официальной даты местных выборов. Например, разговоры о досрочных парламентские выборы вновь получили второе дыхание. Как в случае с Киевсоветом, отдельные бонусы для парламентских сил очевидны, поэтому соблазн выйти из хорошо апробированный сценарий выхода из коалиции на перспективу нового парламента вновь ощутима. Тогда напрашивается логичный вопрос - почему это все дело не провести вместе?
Если бы не складывались вышеуказанные интриги, время уходит. Сценариям реформы избирательного законодательства явно не хватает четких временных рамок и синхронности с планами изменения админтерустройства. А тут еще проблема подходов к выборности в террористических «ДНР» и «ЛНР» которую требуют за минскими договоренностями сказывается. Поэтому градус скепсиса относительно проведения местных выборов в 2015 году потихоньку нарастает. В воздухе запахло весной, за ней лето, парламентские каникулы, а там уже и никогда - похоже именно такие планы на вооружении сегодня.