Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Соратник Порошенко Кононенко причастен к масштабным схемам в энергетике, - Схемы

Соратник Порошенко Кононенко причастен к масштабным схемам в энергетике, - Схемы
Фото: Схеми
Бизнесмен и друг президента Петра Порошенко Игорь Кононенко, став заместителем председателя парламентской фракции Блока Петра Порошенко, получил под свое "кураторство" одну из ключевых и наиболее прибыльных государственных сфер - энергетику. Непублично участники рынка называют Кононенко куратором президента за топливно-энергетическим комплексом страны.

Журналисты программы " Схемы " утверждают, что получили уникальные записи разговоров и верифицировали их с помощью западной экспертизы: следовательно, журналистам удалось раскрыть одну из крупнейших афер в энергетике времена президентства Порошенко и причастность к ней Кононенко.

Кроме того, в прошлом году "Схемы" в течение нескольких недель дежурили у здания, где располагается его офис. Тогда удалось зафиксировать, как влиятельные игроки топливно-энергетического рынка приезжают на встречи к Кононенко. В частности, в его офис приезжал бизнесмен Павел Фукс, бизнесмен Виталий Кропачев, а также Анатолий Шкрибляк, который контролирует ряд теплоэлектроцентралей.

Впоследствии фамилия Кононека прозвучала вокруг уже официального расследования правоохранителей - оно касается одного из самых резонансных коррупционных скандалов в топливно-энергетическом комплексе при президентстве Порошенко.

"Схемы" получили записи телефонных разговоров главного фигуранта этого расследования непосредственно с самим Кононенко: речь идет об экс-депутате и бизнесмене Дмитрие Крючкове.

Детективы НАБУ и антикоррупционные прокуроры подозревают его в хищении средств "Запорожьеоблэнерго", более 60% акций которого принадлежат государству. Малоизвестная фамилия Крючкова фигурирует и в других расследованиях правоохранителей. А потери государства оцениваются в миллиарды гривен.

"Крючков Дмитрий Васильевич действовал не единолично, ему предоставлялись указания другими лицами, и он эти указания выполнял. В настоящее время мы устанавливаем всех причастных лиц, в том числе - которые давали эти указания ", - рассказал журналистам детектив НАБУ Роман Войтюк.

Редакция проверила разговоры Крючкова и Кононенко на подлинность путем проведения экспертизы в США, сопоставила с событиями того времени, убедившись в правдивости до мельчайших деталей.

События охватывают период весны-лета 2015 года, когда окончательно формируется вертикаль власти после революционных событий. Экспертиза доказала высокую вероятность, что голоса собеседников являются подлинными.

На одном из них ближайший соратник президента Порошенко Кононенко со знанием дела интересуется ходом расчетов с государством бизнесмена Дмитрия Крючкова.

Кононенко: Ты скажи мне, а когда ты планируешь это именно - по Харькову "свернуться"?

Крючков: Две недели. Дедлайн - две недели.

Кононенко : Ну, плохо. Там на следующей неделе начнут «атаковать» по этой задолженности.

Крючков : А нет, Игорь Витальевич, мы же ... он был у министра. Так, мы договорились.

Отмечается, что в Украине существуют 25 облэнерго - и ежегодно каждое облэнерго собирает с потребителей миллиарда гривен.

"Поэтому это лакомый кусок для многих бизнесменов. И эти структуры почти полностью перешли в частные руки. Но контрольные пакеты шести облэнерго до сих пор принадлежат государству. А, следовательно, принятие решений относительно деятельности этих компаний зависит от власти" , - говорится в расследовании.

По данным расследователей, Крючков в 2015 году работал на братьев Григория и Игоря Суркисов, которые в то время контролировали "Запорожьеоблэнерго" - крупный поставщик электроэнергии потребителям всей Запорожской области.

Сейчас контрольный пакет акций "Запорожьеоблэнерго" принадлежит государству в лице Фонда госимущества.

Во время разговора, датированной 19 апреля 2015, Дмитрий Крючков отчитывается Кононенко, уже изобретена схема, как сорвать собрание акционеров "Запорожьеоблэнерго", назначенное на 21 апреля - чтобы на заседании не изменили его руководителя.

Крючков : Мы уже все придумали и как. Уже нашли и реестр, и регистратор. Короче говоря, там во вторник ничего не произойдет. При любой погоде ничего не произойдет.

"Схемы" проанализировали повестку дня этого собрания предприятия и обнаружили, что в тот день действительно планировалось прекратить полномочия руководителя "Запорожьеоблэнерго" Игоря Корниленкова. "Именно поэтому пытался предотвратить Крючков, братья Суркисы и, как оказалось, и сам Игорь Кононенко", - утверждают расследователи.

Именно поэтому, похоже, Крючков в те дни открыто жаловался Кононенко отсутствия контроля над Фондом госимущества.

"Запорожьеоблэнерго" все же получило двух руководителей с правом подписи. Один из них был креатурой братьев Суркисов, другой - человеком бизнесмена Константина Григоришина.

В конце того же дня Григорий Суркис разочарованно звонил Крючкова, на которого была возложена обязанность - не допустить такого двоевластия.

"Схемы" утверждают, что Крючкова, Суркисам и Кононенко нужно было во что бы оставить своего ставленника - Корниленкова в должности директора "Запорожьеоблэнерго", поскольку без него, не удалось бы реализовать коррупционную схему, расследуемом НАБУ и уже признанную незаконной в украинских судах, которая принесла минимум полмиллиарда гривен убытков полугосударственных "Запорожьеоблэнерго".

Еще в 2015 году "Запорожьеоблэнерго" согласилось, что крупные местные промышленные предприятия будут платить за уже поставленную электроэнергию - частной компании Крючкова "энергосети". А эта фирма, в свою очередь, затем должен отдать деньги поставщику. На эти нехитрые трехсторонние договоры пошли такие заводы олигархов: "Запорожский титано-магниевый комбинат", "Днепроспецсталь" и "Запорожский завод ферросплавов". Вот только деньги за электроэнергию "Запорожьеоблэнерго" от Крючкова так и не дождалось. Таким образом только в 2015 году полугосударственное предприятие недополучило полмиллиарда гривен.

Высокопоставленную коррупцию на "Запорожьеоблэнерго" с 2015 года расследуют детективы НАБУ. Подозреваемых пока в деле двое - сам Дмитрий Крючков и теперь уже бывший руководитель "Запорожьеоблэнерго" Игорь Корниленков. Последний, по данным сыщиков, скрывается от украинского правосудия в России.

В расследовании также говорится, что Кононенко, а также принимать Суркикы причастны также к коррупционным схемам с предприятиями "Черкассыоблэнерго" и "Харьковоблэнерго". Посредником, как и в предыдущей схеме, выступал Крючков.

"Схемы" нашли примеры того, для чего Дмитрию Крючкову с партнерами был нужен контроль за "Харьковоблэнерго" - чтобы зарабатывать на разработанных ими схемах с участием этой энергокомпании. Одна из таких - когда это госпредприятие придавало десятки миллионов финпомощи компаниям, связанным через менеджмент с самым Крючковым. И надеялось вернуть. Но эти деньги в" Харьковоблэнерго "так и не поступили", - пишут журналисты.

Суркисы опровергали свою причастность к деятельности Крючкова - хотя как свидетельствуют телефонные разговоры, он вел свою деятельность именно под их руководством.

Роль братьев Суркисов в схеме официально изучают и в НАБУ - их несколько раз вызывали на допрос, но пока в статусе свидетелей.

Дмитрий Крючков - бывший народный депутат. С 2006-го полтора года был во фракции "Блока Юлии Тимошенко" - работал в комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса. В 2014-м - стал руководителем частной компании "энергосети". В 2016 году Крючков был объявлен в розыск. В апреле 2018-го в Германии Крючкова задержали по запросу украинских правоохранителей.

Сейчас Крючков ждет экстрадиции в тюрьме Штадельхайм - одной из крупнейших в Германии. 

Журналисты попытались получить комментарий Крючкова, но им нужно было получить разрешение на общение в Генпрокуратуре Мюнхена.

Игорь и Григорий Суркисы также получили вопрос журналистов относительно своей роли в схемах Крючкова в энергетике - но так и не ответили на них в эфир.

А комментарий самого Игоря Кононенко журналисты пытались получить по телефону, ездили к нему в офис и направляли ему исчерпывающий перечень вопросов. В своем письме Кононенко пообещал дать интервью после эфира.