В Хорватии возник коррупционный скандал из-за купленных в Украине истребителей
Следствие подозревает во взяточничестве хорватских чиновников Минобороны и утверждает, что поставленные самолеты непригодны к эксплуатации и не соответствовали технической документации, сообщает издание Jutarnji List.
Соглашение о покупке самолетов было подписано хорватским Министерством обороны и украинским государственным концерном "Укрспецэкспорт" в июле 2013 года.
В рамках соглашения Хорватия заплатила более 13 млн евро за капитальный ремонт семи МиГ-21 в Украине, и купила еще пять самолетов такого же типа.
Украинская компания должна была модернизировать истребители советского образца, которые ранее использовали в Иордании.
12 самолетов были переданы Хорватии в июле 2015 года, но пять из них были впоследствии выведены из эксплуатации по техническим причинам.
Расследование хорватской военной полиции показало, что в модернизированных истребителях были старые запчасти из Болгарии, Алжира и бывшего Советского Союза, что не соответствует технической документации, предоставленной украинской компанией.
Кроме того, военно-воздушные силы Йемена утверждали, что пять из закупленных истребителей были на самом деле собственностью этой страны.
Также стало известно, что Израиль предлагал хорватской стороне МиГ-21, которые были выпущены на десять лет позже, чем те, которые предлагала Украина, но предложение было отклонено еще до проведения конкурса, в котором в результате участвовали две компании из Украины и Румынии.
Между тем, правительство Хорватии рассматривает возможность покупки новых истребителей, чтобы заменить устаревшие самолеты.
Двумя главными претендентами на сделку являются американские F-16 и шведские JAS-39 Gripen. Однако, также рассматриваются французские Mirage, израильские Kfir и вариант южнокорейского Т-50.
Напомним, что государственная компания "Укрспецэкспорт" подписала контракт с Министерством обороны Хорватии о закупке услуг по ремонту и доработке самолетов МиГ-21.
Самолеты МиГ-21 считаются одними из самых массовых истребителей в мире. Их разработали еще в середине 1950-х годов, а на территории СССР серийно выпускали с 1959 до 1985 года. За весь период производства было собрано около 11 тыс самолетов этой модели.
Добавим, что ранее "Укрспецэкспорт" выиграл тендер на предоставление услуг по ремонту и модернизации самолетов МиГ-21 для ВВС и ПВО Хорватии. В тендере также участвовало предприятие румынское "Аэростар".