Людям, далеким от реалий украинской экономики, видимо, нужно пояснить одну важную вещь: при действующих налоговых нагрузках украинский бизнес выжить не может. Поэтому и пользуется различными схемами минимизации налогов. В свое время налоговая решила этот процесс возглавить и создала так называемую "Программу" или "площадки" на сленге налоговиков. Для бизнеса это было выгодно, поэтому "программные" схемы позволяли оптимизировать и налог на прибыль, и НДС, и держать в тени зарплату. Фактически, это была легализована схема уклонения от уплаты налогов. Стоимость таких услуг для бизнеса стоила 10-11%. "Программа" была спасением для бизнеса, ведь позволяла в системе тотального нарушения законодательства не подвергаться опасности уголовного преследования, работать с "легальными" "обнальними" структурами и получать хоть какие-то доходы.
Базовая стоимость программы - 10,3%. Все, что сверху - комиссионные посредников, или бонусы местных руководителей ГНА, прокуратуры, УВД, СБУ.
Из собранных 10,3%, оператор "Площадки" должен распределять эти средства следующим образом: 0,5-0,8 - заработок владельца "Площадки", по 0,1% - силовикам (УВД, Прокуратура, СБУ), 0,05% - Финмониторинга, 0,05% - НБУ, 0,5% - ГНА. По 0,05% - соответствующим руководителям на местах, если нельзя было договориться централизованно из столицы. Остальная сумма должна идти в бюджет - это около 7,9-8,2%. Правда, в последнее время в бюджет по решению руководства ГНА отдавали лишь 2%, остальные суммы держались на транзитных счетах предприятий для корректировок поступлений в бюджет (при потребности для быстрого выполнения плана) или просто шли в “Семью”.
Почти 80% бизнеса пользовались услугами "Программы". Более того, налоговая, а также СБУ, прокуратура, КРУ и МВД буквально загоняли бизнес под эти схемы.
Фото: ЕРА
"Площадок" в разное время существовало от 4 до 13. В каждой касательной структуре ГНА, МВД (УБОП и УДЗБЕЗ), СБУ, Генеральной прокуратуре, Финмониторинга, Нацбанка были определены кураторы "Программы". Все руководители этих структур и кураторы получали свою комиссию от всех операций. В случае возникновения каких-либо проблем у предпринимателей через "Программу", они могли в телефонном режиме снять все вопросы.
Иногда, правда, случались конкурентные разборки: например СБУ, получая ежемесячные платежи от своей "Площадки", делала нападение на "Площадки", которые контролировало МВД. Подавалось это как борьба с отмыванием средств, хотя на самом деле это было банальной борьбой за контроль над финансовыми потоками. В итоге, ни одна "программная" уголовное дело не было доведено до логического завершения.
Определенным исключением из системы была алчевска "Программа", которую создал и контролировал Юрий Енакиевский, который нарушил правила перед ГНА Украины, уменьшив цену и таким образом поломав рынок. Однако из каждого "алчевского" областного представителя приняли вступительные взносы в размере 4-10 млн. грн и разрешили работать дальше.
В целом, оборот этого "обнального" рынка ежемесячно - от 30 до 50 млрд. грн. 70% рынка было под контролем "Семьи" Виктора Януковича, что позволяло ей получать от 300 млн. грн. до 1,5 млрд ежемесячно.
Юрий Иванющенко. Фото: blog.i.ua
После бегства Януковича и его окружения в Москву, новая власть принялась наполнять пустой бюджет за счет сборов с предпринимателей, которые работали с "площадками". Всем предпринимателям приходят письма что их работа с "Программой" была незаконной, налоговый кредит, который они получили от "площадок" является недействительным, а операции "ничтожные". И предлагается оплатить добровольно за те периоды полную стоимость НДС, то есть уплатить еще раз 16,67% от оборота. Вместе получается 11% +16,67% = 27,67%! В случае отказа оплатить эти суммы предпринимателям отменяются суммы налогового кредита и возникают обязательства перед бюджетом и штрафные санкции.
Но почему-то внимание берутся не все "площадки", а только некоторые. И в одних требуют заплатить только за январь-февраль 2014 года, других - еще и за ноябрь-декабрь 2013 года. Почему такая избирательность? Почему не 3 года? Почему не во всех "площадках"?
Не потому ли, что кое-кто из держателей "площадок" уже принес вступительную судьбу новой власти?
Если новая власть стремится установить справедливость, то начинать нужно было не из бизнесменов, а из организаторов "Программы". Перечень всех ее владельцев и кураторов как на центральном уровне, и в регионах, известен.
Арсений Яценюк, Арсен Аваков. Фото: kmu.gov.ua
Самый высокий уровень - это кураторы от власти, в частности в ГНА Украины. Для людей в теме не является секретом, что на коллегиях ГНА Украины регулярно обсуждали вопрос "Программы", все руководители как государственного, так и регионального уровня принимали участие областных значений знали и реализовывали этот второй налоговый кодекс. Выставлялись планы по сбору средств на "площадках", руководители отделов готовили на коллегии аналитику, делались планы постепенного поднятия цены "обнала" до 14%. Все председатели областных ГНА и их заместители, которые позволяли в своих областях делать предприятия - "площадки" тоже получали свою долю. Это основные участники и организаторы преступного сообщества. Это 400-500 человек.
Второй уровень - сами предприниматели-организаторы "площадок" - это вторая часть организаторов преступной группировки. Это еще 500-600 человек.
Третий уровень - около 20-30 тысяч работников правоохранительных и контролирующих органов, так или иначе задействованных в "Программе".
Именно они, а не предприниматели, должны стать нести ответственность. Но кто будет выдвигать обвинение всем им - прокурор, который вчера брал за это свою судьбу или привлекал новых клиентов к работе с "площадками"?
С другой стороны, напомню, соучастниками "Программы" стали за 3 года 80-90% бизнеса. Соответственно все руководители и владельцы бизнеса формально являются соучастниками преступления. Это около 30-40 тысяч человек.
Кроме того, в качестве свидетелей можно привлечь еще несколько миллионов работников, которые получали зарплату в "конвертах". А возможно и не только в качестве свидетелей - ведь они тоже получали выгоду: зарплата в "конвертах" традиционно выше белую на 30%.
люстрация: trust.ua
Если новая власть решит бороться с "Программой" избирательно, так как это происходит сейчас, то все останется как есть. Изменятся лишь главные получатели выгоды от "обнальних" схем.
Если же она направит свое внимание исключительно на бизнес, как это происходит сейчас, то следствием может стать банкротство экономики и закрытие большинства экономически активных предприятий страны.
Единственный нормальный выход из ситуации - амнистия для бизнеса, который работал с "Программой". То есть, власть должна объявить, что "площадки" больше не существуют, а все, кто пользовался их услугами до 1 марта 2014 года, не будут нести за это ответственности. В дальнейшем все платят налоги в полном объеме, а тот, кто уклоняется от этого, будет отвечать согласно действующему законодательству. Такой шаг повлечет за собой повышение стоимости всех товаров и услуг на 10-15%, но при нынешней инфляции и кризис не будет уже столь критическим для экономики. И, главное - таким образом правительство снимет напряжение среди предпринимателей и вернет доверие к власти.
Еще один шаг, который нужен экономике - амнистия капиталов. Благодаря в том числе и "обнальним" схемам большая часть экономики оборачивается в тени. В тени работает и не легализован капитале как предпринимателей, так и чиновников и политиков. Эти средства надо заставить работать на экономику. А плата за их легализацию компенсирует в несколько раз потери, которые понесет бюджет за отказ от репрессий бизнеса за работу с "площадками". По минимальным оценкам, бюджет получил бы около 2-3 млрд. долл.
Только после этого можно реализовывать и антикоррупционное законодательство и налоговое. После этого можно будет спросить у предпринимателя, откуда он берет деньги на новый вид бизнеса, а в чиновника - почему он ездит на собственном авто за 100 тысяч долларов или за что покупает квартиру за полмиллиона долларов.
Источник: LB.ua