Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Крым наш

Ярослав Назар
Крым наш
Фото: Reuters
Весной этого года Российская Федерация аннексировала Крым. Украина осталась без куска территории и свыше двух миллионов населения. Однако, имеют ли эти две страны право решать, чей Крым? Коренной народ полуострова - крымские татары, которые более трехсот лет имели собственное государство, пока та не была аннексирована в ХVIII веке Российской империей. Используют крымские татары сегодняшний конфликт, чтобы создать национальную автономию?

Предистория

В конфликте вокруг Крыма россияне часто пользуются термином "историческая справедливость". Они утверждают, что полуостров был русским, а передача его Советской Украине Никитой Хрущевым была несправедливой. Генеральный секретарь ЦК КПСС передал полуостров УССР в 1954 году, в честь 300-й годовщины Переяславской соглашения. Итак, Украина юридически владеет Крымом 60 лет. Российская империя владела им с момента аннексии в 1783 году. В общем меньше двухсот лет.

Однако мы забываем о голосе крымскотатарского народа. Их государство (Крымское ханство) еще в 1449 году основал Хаджи И Герай. Крымские татары сформировались как народ в Крыму и считают себя потомками различных народов, приходивших до полуострова в различные исторические эпохи. Очень важная роль в этногенезе крымских татар принадлежит половцам. Основными принципами в процессе создания единого народа были общность территории, тюркский язык и исламская религия.


Андрей Зубов. Фото: texty.org.ua

Российский историк Андрей Зубов в своем интервью еженедельнику "Новое Время" отметил, что присоединение Крыма к Российской империи было коварным, жестоким и без сохранения международных правовых процедур. "Коренное население Крыма через эмиграцию в єдиновірну Турцию уменьшилось впятеро в конце XVIII века. С владельцев коренные жители стали арендаторами", - считает историк. Кто на самом деле имеет право говорить об исторической справедливости?

Историк Даниил Яневский считает, что современное состояние дел - это следствие бесчеловечной и антигуманной политики украинской власти на началах независимости. Ведь Крым должен быть крымскотатарским, а не украинским, российским или турецким. "Крымские татары имеют право определять статус территории полуострова. Им решать быть в составе Украины, Турции или России. Это вопрос их воли и в нее вмешиваться мы не имеем", - убежден историк.

Национальная автономия в Украине

"Я не понимаю, почему крымских татар за весь период независимости воспринимали пятой колонной, как если бы нам дали власть, то мы бы сразу отделились и создали свое государство?" - недоумевает руководитель "КримSOS" Алим Алиев.

Он добавляет, что разговоров об отделении от Украины в среде крымских татар никогда не было. Главная цель создания национальной автономии - сохранение народа и его культуры. Крымские татары прекрасно понимают, что с экономической точки зрения отделения Крыма от Украины - очень болезненная вещь, что мы и наблюдаем сейчас. Полуостров в этом случае становится настоящим островом.

Однако крымские татары - это лишь 12% населения Крыма. Смогут ли они в условиях аннексии проводить свою государственную политику и сосуществовать с другими? "Когда Крым вернется в Украину, мы будем строить национальную автономию, но в составе Украины. Это не национальная автономия, где права будут только у крымских татар, а другие люди второсортные. Мы хотим защитить свою культуру, но это не помешает работать на успех всех", - добавляет Алим Алиев.



Алим Алиев. Фото: Андрей Поликовский / iPress.ua

В Украине это стремление находит понимание. Руководитель социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович говорит, что исследование, которое было проводене весной этого года, показало, что 50% украинцев видят Крым в составе Украины как автономию, хотя и с большими полномочиями. "И были несколько процентов, до семи, которые считали, что должно быть именно крымско-татарская автономия. А это, напоминаю, было всеукраинское исследование", - добавляет социолог.

Административные возможности

Административный аппарат, который необходим для функционирования национальной автономии, у крымских татар есть. Еще в 1991 году был созван Курултай, и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы нового Курултая (высшего полномочного представительного органа крымскотатарского народа), в которых участвует все взрослое крымскотатарское население. Курултай формирует исполнительный орган - Меджлис крымскотатарского народа.

Однако российская власть в Крыму сейчас активно борется со всеми проявлениями оппозиционной деятельности. Меджлис выгоняют из его здания в Симферополе, а сам дом выставляют на продажу. Лидеров крымских татар Рефата Чубарова и Мустафу Джемилева не впускают в Крым, зато лояльных к новой власти представителей крымскотатарского народа вводят до парламента (Государственного Совета) аннексированного Крыму. В нем сейчас три крымских татарина, то есть 2,25% от общего количества депутатов (в частности, один из членов Меджлиса, вице-спикер парламента Крыма Ремзи Ильясов). Учитывая, что крымские татары - это 12% населения полуострова, то можно сказать, что коренное население в новом парламенте практически не представлено.

Раскол среди крымских татар

Россия пытается разъединить крымских татар и сломать их политическую субъектность. Это делается двумя методами - деньги и запугивание. Нелояльных в Крым просто не впускают или же похищают. Лидер Меджлиса крымскотатарского народа Рафат Чубаров считает, что давление России на оппозицию в Крыму - один из козырей для манипулирования сознанием людей: "самое Страшное, что стало происходить в Крыму, - это похищение людей. Их убийства из идеологических и политических соображений. Это моральный террор для того, чтобы укоренить среди людей страх, отчаяние и заставлять тех, кто не соглашается, выезжать из Крыма".

Он также сравнил сегодняшнюю ситуацию в Крыму с периодом первой его оккупации Российской империей в 1783 году, потому что тогда крымские татары массово покидали территорию за того, что у них отобрали земли, за счет которых они жили.


Фото: AFP

По определенным причинам, в том числе финансовых, как считает Алим Алиев, некоторые крымскотатарские лидеры уходят в крымский парламент, или создают общественные организации, которые предлагают альтернативных лидеров и альтернативные идеи. Алиев говорит, что альтернативные центры влияния среди крымских татар активно создает оккупационная власть. Например, это вице-спикер парламента Крыма Ремзи Ильясов, который своими заявлениями весной этого года, а затем входом в новую власть удивил крымскотатарскую среду. Весной в интервью газете "Вести" он резко прокомментировал заявление Меджлиса относительно бойкота выборов на полуострове: "Решение, которое принял Меджлис, в частности бойкот выборов, я считаю поспешным, потому что в такой судьбоносный период необходимо проводить более широкие консультации, встречи, рассказывать людям о реалиях, в которых мы находимся. Человек должен сознательно принимать решение".

Национальная автономия. Позиция России

Крымские татары постоянно борются за право национальной автономии. Может ли Россия позволить им создать ее в своем составе, чтобы добиться большей лояльности?

"Россия не даст национальной автономии крымским татарам в Крыму", - считает политический обозреватель Павел Казарин. Давление, которое Россия оказывает на крымских татар, имеет целью лишь уничтожение любой оппозиции к новой власти. Главная задача Кремля - побороть политическую самостоятельность крымских татар.

Другой точки зрения придерживается ведущий исследователь Института Брукингс Лилия Шевцова. Она считает, что Москва заинтересована в создании ручных инструментов для контроля над людьми. Ручные церкви, ручные общественные организации. Вполне очевидно, что Кремль создает ручные органы управления крымскотатарским народом. "Если существует формальная автономия Татарстана в составе Российской Федерации, которая хорошо интегрирована во властную вертикаль и республіканізмом там не пахнет, то почему такое нельзя создать для крымских татар?" - считает Шевцова.

Россия в Крыму сейчас создает совершенно ручную крымскотатарскую группу, новую элиту, которая должна стать ядром политического контроля над крымскими татарами. "Дискредитация старых идей и лидеров - средство управления. Если крымским татарам дадут автономию, то управлять ими будет еще проще, потому что Россия выполнит их главную просьбу", - заключает Шевцова.


Фото: AFP

Алим Алиев опасается этого сценария, потому что он вполне может похоронить надежды на сохранение народа и его культуры. "Я не вижу национальной автономии в составе России. Крымские татары уже имеют очень плачевную историю того, как это быть с Россией", - добавляет Алиев.

Крымскотатарский народ имеет полные права на собственную национальную автономию. Главный вопрос - цена автономии. В составе Украины шансы получить национальную автономию теоретически есть, особенно учитывая тот факт, что лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев прошел в Верховную Раду в составе президентского блока. Однако это также означает, что крымским татарам (или по крайней мере самым пасионарным из них) в дальнейшем придется быть в оппозиции к оккупационной власти, что реально угрожает истреблением народа.