Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Оснований для роспуска Верховной Рады сегодня нет, - Андрей Магера

Ярослав Іваночко
Оснований для роспуска Верховной Рады сегодня нет, - Андрей Магера
Президентские выборы в Украине состоялись. Избрание нового президента открыло путь к проведению парламентских выборов в стране. Как проводить эти выборы, по какой избирательной системе, как выбирать депутатов без аннексированного Крыму iPress.ua рассказал заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера.

Выборы президента, которые в некоторых регионах были совмещены с местными выборами, продемонстрировали ряд недостатков в организации избирательного процесса. Или у ЦИК есть понимание, как их устранить?

Так, одновременно 25 мая в Украине состоялись не только президентские выборы, но и выборы народного депутата, промежуточные выборы в 83 округе Ивано-Франковска, а также 315 различного вида местных выборов. Это выборы глав, депутатов, выборы в состав советов, как в Черкассах и Киеве. Сейчас есть однозначное понимание того, что нельзя сейчас совмещать президентские или парламентские выборы с крупными местными выборами. Например, выборами киевского городского головы или депутатов Киевского городского совета. Речь может идти разве что о параллельное избрания сельского головы или отдельные промежуточные выборы депутатов местных советов. Это ситуацию кардинально не изменит. Но проводить очередные президентские выборы одновременно с парламентскими больше не надо через организационные проблемы.

Со стороны политических партий и кандидатов звучит немало нареканий многочисленные нарушения и фальсификации на выборах Киевского городского совета. Есть ли такая информация в ЦИК и как вы в целом оцениваете выборы в Киеве?

Такая информация есть, но она есть в СМИ. В ЦИК подобные заявления или жалобы поступают очень редко. Но поступают не потому, что люди не хотят обращаться в ЦИК, а потому, что люди прекрасно знают, что ЦИК в отличие от парламентских или президентских выборов, на местных выборах не имеет полномочий организационного характера. Эти полномочия принадлежат территориальным избирательным комиссиям. ЦИК не имеет информации о зарегистрированных кандидатов, их количества в каждом округе, зарегистрированных кандидатов местных организаций политических партий в многомандатном округе и т.д. К сожалению, этой информации официально нет. Если мы ее получаем, то иногда в рабочем порядке, иногда неофициально. ЦИК может рассматривать только один вид жалоб относительно ТИК - на бездействие ТИК относительно установления результатов. Поэтому, если мы говорим о том, что эту ситуацию надо решать правовым путем, то ее надо решать исключительно правовым путем. Это означает, что решение избирательной комиссии могут быть обжалованы в Киевской ТИК, которая обязана рассмотреть жалобу или в суд. То же самое, если речь идет о повторном подсчете голосов избирателей на участках, то закон также определяет, каким образом это должно быть сделано и повторный подсчет осуществляет районная избирательная комиссия. Есть немало проблем в деятельности этих комиссий, но вместе с тем хотел бы подчеркнуть, что ЦИК не наделена полномочиями по организации местных выборов.

Петр Порошенко заявил, что будет добиваться досрочных выборов в ВРУ. Есть ли сегодня правовые основания для досрочного прекращения полномочия парламента и когда могут состояться такие выборы?

Согласно действующей Конституции есть три основания для досрочного прекращения полномочий Верховной Рады. Первая - если ВРУ на протяжении 30 дней одной очередной сессии не может начать заседание. Вторая - если в течение одного месяца не создана коалиция в Раде. Третья - если в течение 60 дней не сформировано правительство. Но правительство получило вотум доверия и поэтому к весне следующего года нельзя инициировать рассмотрение вопроса об ответственности Кабинета министров.

То есть реально мы можем говорить о двух основания для досрочного прекращения полномочий парламента: распад коалиции и не начало пленарных заседаний ВРУ. По состоянию на 30 мая нет правовых оснований для досрочного прекращения деятельности ВРУ. Их нет еще и потому, что председатель Верховной Рады, который выполняет еще и обязанности президента не имеет права выдавать подобные указы. Сейчас невозможно прогнозировать, когда состоятся внеочередные выборы. Но точно, что не раньше конца августа.

Если выборы состоятся, то по какой избирательной системе?

Есть действующий закон об пропорционально-мажоритарную избирательную систему и пока другого закона нет. Не исключаю, что парламент вправе изменить избирательную систему, приняв новый закон.

В таком случае, будет осуществлено перераспределение округов, несмотря на то, что Крым сейчас оккупирован Россией?

Нельзя ставить вопрос таким образом. Если останется действующий закон, то по меньшей мере 12 округов останется без депутатов. Речь идет об округах АР Крым и Севастополя.

На ваш взгляд, по какой системе сейчас было бы оптимально проводить парламентские выборы?

Я считаю, что это должно быть пропорциональная избирательная система. Не исключено, что это может быть пропорциональная система с так называемыми преференциями - то есть с возможностью голосования избирателей не только за списки политических партий, но и предоставить избирателям право определять очередность кандидатов в списке, чтобы они могли предоставить очередность кандидатов в списке, отдавая предпочтение какому-то отдельному кандидату из списка этой партии.

Как вы относитесь к инициативам ВСК из наработки проекта изменений к Конституции уменьшить срок полномочий парламента с пяти до трех лет, а также предусмотреть роспуске ВР через референдум?

Негативно. Я считаю, что до трех лет нельзя сужать срок полномочий парламента и европейский опыт говорит о том, что парламент избирается на четыре-пять лет. И нам не надо от нее отходить. На референдуме не может ставиться вопрос о прекращении полномочий парламента. по этому поводу решения Конституционного Суда о том, что с точки зрения Конституции это - невозможно. Даже если допустить внесения изменений в Конституцию, то здесь мы будем смешивать вопросы референдума и выборов как таковых. А это все таки разные вещи. Это доктринально неправильно - референдумом решать досрочном прекращении полномочий парламента. Это фактически дважды надо будет проводить голосование - первый раз провести референдум, а потом проводить выборы. Не проще ли было бы предоставить президенту расширенный перечень возможностей для роспуска парламента?

На каждых выборах есть нарекания о том, что в избирательных комиссиях не всегда работают люди с соответствующим профессиональным уровнем. Насколько качественными на прошлых выборах были составлены избирательные комиссии и как ЦИК планирует решать эту проблему?

Вопрос достаточно концептуальное и над ним надо работать в будущем. Обучение членов избирательных комиссий должно продолжаться независимо от того происходят выборы. Очевидно, надо пересмотреть критерии формирования избирательных комиссий, усилить роль парламентских партий, если есть возможность, то председателя комиссии, его заместителя и секретаря оставить работать на постоянной основе, чтобы он не выдвигался политическими силами. Вместе с тем следует отобрать у него право решающего голоса на заседаниях комиссии, чтобы он не мог влиять на позицию комиссии, когда речь идет о возможности комиссии принимать определенные решения. Надо, чтобы комиссия выполняла технические вещи, вопросы, связанные с финансированием комиссии в т.д.