Революция 1917-го
"Сидят 6 красных комиссаров. Что под столом? 12 колен Израиля"
Тютчев:
Как-то по лесу я шла,
А в лесу прогалина,
Я присела и прочла
Шесть условий Сталина,
Из них четыре - Рыкова,
А два - Петра Великого.
30-е годы:
Как на нашем на колхозе
зарезали мерина,
три недели кишки ели –
вспоминали Ленина
***
Шолохов:
К коммунизму мы идем,
птицефермы строятся,
А колхозник видит яйца,
Когда в бане моется.
Тема еды популярна в анекдотах потому, считает Шендерович, что "вслед за свободой слова кончается еда. И эта связка есть везде".
***
"Объявлен конкурс на лучшее изображение-скульптуру Пушкина. Третье место – Сталин читает Пушкина, второе – Сталин сидит вместе з Пушкиным на скамейке, - отсылка к знаменитой фотографии Сталина с Лениным. И первое место – Пушкин читает Сталина".
60-е годы
"Хрущев и Кеннеди бегут наперегонки. Кеннеди прибегает первым. Выходит газета "Правда" из заголовком: "Хрущев занял второе место. Кеннеди- предпоследнее".
***
Никого я не боюся,
я на Фурцевой женюся,
буду тискать сиськи я
самые масксистские.
***
Валентине Терешковой
за полет космический
Фидель Кастро подарил
член автоматический
***
Мы Америку догнали
по удою молока,
а по мясу мы отстали –
хрен сломался у быка.
***
"Русский и американец спорят про свободу слова. Американец: "Я могу выйти на площадь перед Белым Домом и сказать Рейгану: "Негодяй!". Русский: Я тоже могу выйти на Красную площадь, и крикнуть: "Рейган – негодяй!".
70-е годы
"Брежнев и Наполеон стоят на Мавзолее во время парада. И Брежнев говорит Наполеону: "Если бы у меня была Ваша гвардия, я бы завоевал весь мир". На что Наполеон отвечает: "Если бы у меня была Ваша пресса, никто бы не узнал про Ватерлоо".
Результат эпохи Хрущева:
Удивили мы Европу,
покорили высоту,
10 лет лизали жопу,
оказалось, что не ту.
Но народ не унывает,
смело смотрит он вперед,
скоро партия родная
нам другую подберет
80-е годы:
Партия подобрала другую, и очень быстро:
Обменяли Корвалана
На Володьку-хулигана.
Где б найти такую бл*дь
Чтоб на Брежнева сменять?
***
"Письмо трудящихся Воронежской области в программу "Время": "Мы слышали в вашем репортаже, что рабочие в США недоедают. Все, что они не доедают – присылайте нам".
А вот это идеальная, по мнению Шендеровича, шутка о советской экономике:
"Брежнев в Америке. Торжественный прием. Брежнев спрашивает у Никсона: "Откуда деньги вот на это?" Никсон: "Пойдемте к окну. Видите мост? Первоначальна смета была 20 млн долларов, мы провели тендер, нашли дешевле, построили за 10 млн, и вот". Ответный визит. Никсон интересуется: "На какие деньги гуляем?" Брежнев подводит его к окну: "Видите мост? Нет? Вооот!".
А вообще-то, тема борьбы за мир была в советские времена одной из главных в сатире:
"Китайские агрессоры обстреляли мирно пашущий советский трактор. Ответным огнем мирно пашуший советский трактор уничтожил противника, включил маршевый двигатель и был выведен на орбиту".
90-е годы. Всю политическую жизнь Ельцина российский сатирик описывает двумя анекдотами:
1990
1991 – "Верховный совет, еще тогда СССР, на съезд входит группа в масках с автоматами, говорят: "Ельцин здесь?". Все говорят: "Вот он!". Автоматчики: "Борис Николаевич, пригнитесь!" Пафос понятен, говорит Шендерович: "К черту всех покрошить, этого оставить, на этого есть какая-то надежда".
8 лет спустя: "Выходит Ельцин из церкви, какая-то бабушка говорит: "Подай, Борис Николаевич!" Он отвечает: "Как я тебе подам, бабка? У меня ни мяча, ни ракетки". Тут можно ставить точку, считает сатирик: "Разочарование, брезгливость, если описывать словами пытаться. Вот там была надежда, а здесь, через 8 лет, неадекватный. Вот и весь путь к разочарованию. Уже тогда можно было припустить кого-то вроде Путина. Потому что уже тогда было понятно, что будет что-то иное".
2000-е годы:
"Когда появился Путин, народ еще присматривался, - говорит Шендерович. - И первые анекдоты (а их еще надо заслужить!) были линейками. Первым я услышал анекдот про водку "Путинку". "Водка путинка вяжет не только рот, но и руки". Я сразу вспомнил Андропова: "Яблоки Андропова вяжут не только язык, но и руки".
Со временем появились персональные шутки: о возвратившемся страхе, нарастающей нищете и коррупции. Первым был страх: "Путин подходит к холодильнику, открывает, а там студень дрожит. Он ему: Не ссы, я за кефиром".
Во времена Ельцина, рассказывает Шендерович, было все, кроме страха. Ельцина окружали умные люди, чего не скажешь о Владимире Владимирыче: "Путин сам не Бельмондо. Его окружение еще невзрачнее".
2004-2005-е годы. Как подтверждение журналист приводит еще один анекдот: "Путин приходит с челядью в ресторан. Официант: Что будете заказывать? – Рыбу. – А овощи? – А овощи тоже будут мясо".
2007 год: То же самое касается и коррупции: "Путин тестирует преемника: "Сколько будет 2Х2?" - "Как всегда, Владимир Владимирович: один мне, три вам".
А дальше народ создал главную, как считает российский сатирик, идеологему путинской эпохи: "Запад пытался поставить Россию на колени, но она продолжала лежать".
2010: До Болотной и свисту в Олимпийском Шендерович услышал шутку: "Ходит мужик в московской пробке, говорит: "Террористы захватили Владимира Владимирыча. Требуют 10 млн долларов выкупа, иначе грозятся его поджечь. Вот ходим, собираем, кто сколько даст". Шофер: "Литров 5 бензина дам".
"Этот анекдот имеет новый смысл: надоело! - говорит писатель. - Эти настроения вылились в Болотную. Там не было никакой агрессии, все было легко и весело, это был всплеск эмоций. А первое место было у этой шутки: "Девушка молодая с плакатом на проспекте Сахарова стоит с плакатом: "Вы хотите третий раз, но у нас голова болит". Но Путин сломал через колено этот протест. Фактически, он объявил гражданскую войну в России, провозгласив себя всей Россией".
Так изменилась интонация шуток в России. И когда Чулпан Хаматова была вынуждена восхваливать Путина ради больных детей, появился новый анекдот:
Утром Путин без затей
скушал четверых детей,
а пятого, помятого,
спасла Чулпан Хаматова.
2014: После "этих человечков и событий в Украине", говорит Шендерович, опять наверх выплыла старая шутка времен Афганистана: "Россия как Купидон: з голой задницей, вооруженный и ко всем лезет со своей любовью"
А самой острой шуткой сатирик считает вот эту: "Мужик ходит по киоскам: "Я ищу некролог". – "Он на последней странице!" - "Нет. Той, что мне нужно, будет на первой".
Ирина Андрейцив
Фото Алены Савчук