Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Стенограмма Турчинова: был ли шанс отстоять Крым?

Тарас Чорновіл
Стенограмма Турчинова: был ли шанс отстоять Крым?
Фото: AFP
Рассекречиванию и обнародованию стенограммы заседания СНБО от 27 февраля 2014 года должно было стать информационной бомбой, поскольку, собственно, именно для этого все дело и раскручивали. В определенной степени так и произошло, хотя бомба оказалась кратковременной и ограниченной сферы поражения.
Понятно, что конфликт между Юлией Владимировной и Арсением Петровичем должен был поднять со дна немало компромата. А когда Юля Тимошенко всерьез подняла на флаг идею досрочных выборов, кто должен был продемонстрировать ее верным избирателям, что «наша боевая Юля» не так уж и «наша» и вовсе не «боевая».
 
Примитивность применения таких компрометирующих материалов привела к их значительной девальвации. Ведь Ю.Тимошенко уже предусмотрительно поменяла боевой камуфляж «ястреба войны» на пастельные тона «голубя мира». Итак, акценты на очередной «измене» могут повлиять только на узкий круг избирателей и экспертов, которые еще помнят, что именно на милитаристских лозунгах «войны до победного конца» и обвинениях оппонентов в капитулянстве прошли ее президентская и парламентская кампании. Типичный избиратель Юлии Владимировны хочет слышать и видеть только то, что здесь и сейчас. Поэтому удар оппонентов после нескольких часов подозрительного молчания она начала использовать в свою пользу. 
 
Единственным положительным сегодняшним результатом может стать то, что политики в ближайшее время немножко осторожнее разбрасываться «предательством» в своих политических кампаниях. Ибо милитарной темой в течение двух лет поспекулировали все, кому не лень. И Арсений Яценюк, который особенно любил рассказывать о героической борьбе, когда с экономикой дело не ладились, и «Свобода», три представителя которой обошлись довольно по капитулянски там, где надо было принимать решение, но как же призвали в бой с трибун! Сейчас для каждого из них это является легким фактором сдерживания.
 
Еще существует весьма обоснованное предположение, что данный выброс информации может послужить для политической раскрутки Александра Турчинова. Вчитайтесь в текст: он «единственный отважный и мудрый» политик среди всего этого «испуганного сборища». А то, что именно его текст хорошо отредактирован, так этого и уже не докажешь. Я имел возможность на следующий день после этого заседания ознакомиться с отдельными частями, Турчинов там действительно настаивает на тех же решениях, но звучит далеко не так убедительно.
 
Но попробую отвлечься от сегодняшнего прикладного значения обнародованных «протоколов мудрецов несионских» и вернуться в период, когда события, собственно, и происходили. А здесь есть несколько поразительных событий, которые стоит хотя бы обозначить, чтобы в будущем не совершать подобных ошибок. Итак:
 

Время

Оно было необратимо потеряно. Заседание проходит 28 февраля 2014 года. Неделя от побега Януковича и прихода новой власти. За это время уже активно начали действовать сепаратисты и российские военные группировки в Крыму, буквально за день до заседания началась массовая передислокация частей Черноморского флота РФ и почти не контролировалась высадка российских войск на полуострове. Ситуация динамично ухудшалась каждый час. Но сначала она была совсем не такой безнадежной. Вспомните хотя бы, как один автомобиль украинской военной автоинспекции накануне остановил и развернул колонну бронетехники, которая двигалась на Симферополь, а несколько пограничников на Керченской переправе заблокировали высадку российских военных.
 
 
Через всю стенограмму проходит тезис, что Россия готовилась именно к полномасштабному военному вторжению. Хотя факты свидетельствуют, что расчет делался как раз на механизмах гибридной войны без явного присутствия российской армии, пряча ее отдельные подразделения за имитацией местной «самообороны» (так называемые «зеленые человечки»). Очевидно, что боевых столкновений украинская армия тогда бы не выдержала. Но где доказательства, что они были неотвратимы, если бы не было потеряно время и выполнен план выхода на оперативные позиции, разработанный еще при президентстве Леонида Кучмы после российской авантюре напротив острова Тузла.
 
Чем занималась все это время новая революционная власть? Следует отдать им должное - они очень оперативно справились с первоочередными задачами: взять под контроль всю власть в центре и на местах, не допустив ни одного часа синдрома «вакуума власти», сумели восстановить конституционные нормы и выполнить хотя и условные, но, в общем, достаточные действия для легитимизации новой власти. Произошло невероятное - испуганные и дезориентированные депутаты-регионалы в течение длительного времени были готовы поддерживать все решения нового руководства, чем повышался уровень легитимности этих решений (реальное парламентское большинство, а не какой-то революционный комитет) и дезорганизовувались на время сепаратистские настроения на юге и востоке страны.
 
Осталось немного: установить всю полноту властных институтов и начать оперативно реагировать на существующие вызовы. Что же произошло? Фактически недельная грызня перераспределения квот, сфер влияния и исключительных «экономических интересов» в рамках нового триумвирата «Батькивщины», УДАРа и «Свободы». Вся энергия ушла именно на это, все внимание было обращено на формирование правительства и перераспределение влияний. Хотя были и другие варианты. В частности, я тогда предлагал на временной основе сформировать техническое «правительство заместителей». Ведь в каждом министерстве всегда сохраняли людей для работы. Они, пока министры занимались грязными сделками, реально держали свои министерства на плаву, именно эти люди переходили из правительства в правительство, были лучше знакомы с работой и были заинтересованы в том, чтобы оправдать доверие новой власти. Именно их, кстати, первыми выбросили согласно очень неудачному Закону о люстрации.
 
Но задача перед политсилами стояла явно другая: запустить механизм, а взять под свой контроль его узлы и механизмы. Почти неделю, за которую деструктивные действия в Крыму стали неотвратимы, была преступно потеряна.
 

Место и состав

Есть правила, которые выписаны кровью. Процедуры сохранения государственной тайны в сфере государственной безопасности - первые среди них. За многие годы была выписана строгая система деятельности СНБО (доступ, помещения, защита информации, принципы неразглашения и т.д.). Неумелые эксперименты в этой сфере В.Ющенко и дикие злоупотребления В.Януковича только подтверждают это правило. 
 
Я могу понять, что первые два дня все совещания проводились в Верховной Раде, но системы защиты информации в ней минимальны (оно и логично - это же публичная властная организация). Специально оборудованные помещения, системы и регламенты существуют как раз в здании Администрации Президента. А бывший председатель СБУ Турчинов не мог не знать, какое это все имеет значение и как и чьими руками вычистить систему от вируса российского шпионажа. Подобные работы технически выполняются в течение дня.
 
Почему я на этом так заостряю внимание? Да потому, что с самой стенограммы понятно, что в Кремле слушали заседание СНБО в «прямом эфире». И ультиматум от Путина посредством Нарышкина был озвучен именно в тот момент, когда в Москве уже четко понимали: новая украинская власть скованная страхом, совершенно не готова защищать страну и морально готова к капитуляции. Очевидно, что в телефонном разговоре акценты делались как раз на только установленные болевые точки. Здесь и разведки не надо - члены СНБО четко показали, чего они боятся и куда надо бить.
 
Также и перечень присутствующих имел свое значение. Члены СНБО, конечно, фигуры политические, поэтому они могут быть более или менее заангажированными, но их сфера компетенции и ответственности призвана не допустить популизма, безграмотности и чрезмерной предвзятости. Мы видим из текста, какую роль в принятии решений и как настойчиво играла Юлия Тимошенко, присутствие которой на секретном заседании по реагированию на военную агрессию России, вообще было недопустимо. Просто вспомним в каком статусе она тогда находилась: осужденного (еще не оправданного) лица, которое только освободили от отбывания наказания за совершение преступления против государства Украина в пользу Российской Федерации! Так, дело было политически мотивировано, но само процессуальное состояние человека и его давние партнерские отношения с Путиным должны хоть кого-то насторожить!
 

Компетентность

О некомпетентности первого правительства Яценюка легенды ходили. Достаточно вспомнить четверку руководителей от партии «Свобода»: министры Швайка и Мохник стали хрестоматийным примером того, как нельзя вести кадровую политику. Но есть еще два фигуранта данной стенограммы - генпрокурор Махницкий и министр обороны Тенюх. Мохницкий убеждал собравшихся, что в Крыму нет ни сепаратизма, ни терроризма, ни государственной измены, ни ведение агрессивной войны как увалификаций преступлений, а только незаконное присвоение властных полномочий. Или это можно объяснить только некомпетентностью? Адмирал Тенюх, как видно из стенограммы и из аналитических исследований - роковая ошибка и злоупотребление после победы революции достоинства. Навязанное партией «Свобода», очевидно, с прицелом на коррупционное использование, лицо вообще не знало о состоянии дел в армии. 
 
Игорь Тенюх
 
Сегодня все медиа повторили его тезис о 5 тысячах боеспособных военных. Это абсолютная неправда. Даже в то время аналитики оценивали количество согласованных и готовых к боевым действиям военных в числе более 50 тысяч. Добавляем мобилизационный резерв первой очереди, что до 28-го февраля уже должен был быть призван на службу. Есть еще ряд других резервов, о которых мы все узнали во время разгорания войны на Донбассе (это и добровольческие подразделения, и большое количество частей других силовых структур). Реально же до дня проведения указанного заседания уже можно было оперировать военными силами в количестве близком к ста тысячам военных, а это в 20 раз превышало доклад министра. 
 
Тенюх даже накануне отставки после избрания президентом П.Порошенко не ориентировался в состоянии вооруженных сил Украины. Поэтому всю весну спасение Донбасса осуществлялось почти исключительно добровольцами и национальной гвардией, участие подразделений вооруженных сил - свидетельствует о реальном героизм военных, но полном отсутствии скоординированного командования и организации. 
 
К «компетентным» представителям силового блока следует отнести активно поддержанного той же «Свободой» руководителя Службы внешней разведки В.Гвоздя, который не мог вообще предоставить адекватной информации о силах и задачи противника. Своевременное не устранение такого «специалиста» особенно дорого обошлось позже, под Иловайском, когда разведка проспала не только подготовку к вторжению, но и сам день ввода российских войск.
 
Еще один выдающийся «силовик» Ярема, тогда вице-премьер в сфере координации действий силовых ведомств отличился в стенограмме данного заседания «гениальным» заявлением, что правительственные сооружения в Крыму захватывают из-за того, что в Киеве Самооборона Майдана еще удерживает пару помещений, а крымский спецназ заблокировал перешеек полуострова из-за того, что Саша Белый (Александр Музычко с Правого сектора) бегает по Ровно с автоматом и угрожает прокурору и местной власти. «Задержать Музичко и сепаратизм в Крыму исчезнет»; задержали, знаем как, а Крым как-то от этого не вернулся. 
 
Виталий Ярема
 
В общем об уровне поразительной некомпетентности новых руководителей можно говорить бесконечно. Это особенно страшно, что, в отличие от 1991 года, сейчас власть получили опытные люди, которые долго работали на самых высоких ступенях при различных режимах. И эти люди должны были принять решение о спасении страны!
 

Военное положение

Идею введения военного положения поддержал только сам Турчинов. Все остальные были категорически против. Но здесь я не буду слишком категоричен. Предостерегусь только, что не согласен с мотивами присутствующих, а это были: паника, страх, безнадежность, отсутствие реальной оценки ситуации и тому подобное. На самом деле такие факторы - худший советчик. Но есть и трезвая оценка.
 
Или введение военного положения придало бы тогда тактических преимуществ Украине? Безусловно, да! Россия смогла бы это использовать как повод для открытого наступления на всей территории Украины? Она впоследствии и так его попыталась начать, но весной их стратегия полностью сводилась к ведению гибридной войны с точечным привлечением всяких своих «зеленых человечков» и «паребриков». Только в августе после практически полного разгрома так называемых ДНР и ЛНР они решились ввести отдельные воинские части, но все же не в военные мощные соединения. Но теперь о минусах: верим ли мы, что такое «высококлассное и мужественное» военно-политическое руководство могло бы воспользоваться механизмами военного положения? Я почему-то подозреваю, что нет. Наоборот, они могли, получив такие мощные рычаги, так их применять, что сейчас от страны и без внешнего вторжения мало что бы осталось. 
 
 
Еще одно - это фактор времени. Идеальным периодом для введения военного положения были дни с 25 по 27 февраля. 28-го уже ЧФ РФ начал полностью игнорировать наш суверенитет, а на полуострове началась высадка войск и полеты вражеской авиации. И последнее. Ввести военное положение сравнительно легко, выйти из него сложно, если не прекращаются агрессивные действия. Тогда это не воспринималось как перспектива для Украины много лет жить в состоянии фактической войны. Представим, как бы в таких условиях кто-то должен был принять решение об отмене такого состояния. И не могло бы оно долго охватывать лишь отдельные территории. Очень скоро для полного выполнения военного положения, возложенных на него надежд, он бы уже был по всей стране. Очевидно, что до сегодняшнего дня последствия были бы катастрофическими: никаких выборов, гиперинфляция, отсутствие помощи, постепенное усиление диктатуры полулегитимной власти ... Поэтому окончательное решение, возможно, правильное, но мотивы!
 

Альтернатива

А теперь я уже перейду к тем «измен», которые на мой взгляд, просматриваются в данном документе. А они есть. На самом деле, с этой стенограммы мы уже видим, а ход событий это только подтвердил, что с определенного момента, нигде этого конкретно не записав, Крым начали сознательно сдавать России. 
 
На СНБО рассматривали только формальную составляющую по введению или невведению военного положения. Не ввели, значит капитулируем. Но есть же уставные требования в армии, есть регламентит реакций на все чрезвычайные события, был, наконец, четко расписан план действий каждого подразделения в случае вторжения. Конверт с этим планом лежал у каждого командира в сейфе. Открыть его и выполнить необходимо или после введения военного положения или после команды из министерства обороны и генштаба. Команды не поступило. Точнее, поступили противоположные, о которых ни слова в данных протоколах СНБО. 
 
 
Я немного знаю о содержании таких оперативных планов, некоторые из них потом «засветили» российские пропагандисты. Там говорится о немедленном поднятии частей по тревоге, выводе на оперативные позиции и установке вооружений в боеспособном состоянии. Есть отдельные требования и для авиации, ракетчиков и кораблей. Они, в частности должны немедленно покинуть места дислокации в бухтах и ​​занять боевые позиции в открытом море. Их обязали сделать диаметрально противоположное и, фактически, передали России! В случае прямого вторжения с массированным прикрытием авиации и ракетных войск это бы не помогло, а вы уверены, что вторжение тогда бы произошло? План гибридной войны его вообще не предусматривал. Вместо таких логических действий, а я подозреваю, что ни один из членов СНБО даже не знал о его существовании (хотя это было известно каждому командиру в Крыму от батальона и выше). 
 
 
Итак, альтернативные, действительно действенные меры, как занятия боевых позиций, вывод кораблей, спасение авиации, возможный вывод из Крыма мощных ракетных установок вообще не обсуждались. А зачем? Он арестуйте Музичко и весь кризис завершится ...
 

Предала ли вся армия и все силовики?

Тема, нас все предали, доминирует на заседании СНБО. Печально, что это сейчас дружно стала повторять вся пресса. И вспомним же март 2014 года. Все наши города украшены флагами военно-морских сил Украины. Это мы их за измену так чествовали? Они стояли как герои. Как герои, которым из министерства обороны пришла директива оставлять оружие на складах и в вооруженных комнатах, нести службу вообще безоружными и не провоцировать. 
 
 
А относительно измены, то предал командующий ВМС Украины, назначенный министром-свободовцем Тенюхом, предавали небольшие группы местных офицеров и солдат, которые просто покинули части. Измена, к сожалению состоялась в Киеве, а не в Крыму. И только, когда все уже было захвачено и оккупировано, количество тех, кто пошли на службу врагу стало значительным, но не тотальным. Но мы же из Крыма вывели больше наших бойцов-патриотов, чем Тенюх и все члены СНБО насчитали по всей Украине! Именно эти морские пехотинцы сейчас защищают Широкино и другие форпосты. Поэтому не там измену ищем. 
 
А еще были хорошо согласованные крупные соединения в Западной Украине. Значительная часть кадрового состава в них - местные жители, боевой и патриотический дух был высоким. По технике, которую было невозможно запустить - еще одна ложь, потому что количество укомплектованных единиц было хотя и недостаточным, но на порядок больше, чем это сумел обнаружить министр. А перекомплектации и восстановления раскуроченных вооружений государство начало осуществлять только тогда, когда господина министра было снято с должности. 
 
А еще был гигантский общественный потенциал. В войне на востоке он уже сработал, а в Крыму был на высшем уровне готовности - это десятки тысяч крымских татар, о которых в те дни просто забыли.
 

И наконец настоящая измена

Кроме капитулянтских разговоров на данном заседании СНБО были приняты и другие решения (жаль, что с онлайн трансляцией на Кремль). Но это те меры, которые, по крайней мере, помогли немножко встрепенуться оборонной сфере и начать какую-то слабую подготовку к отражению агрессии. Одна из ключевых задач - перекидывание боеспособных и хорошо подготовленных армейских частей и техники от западной границы на восток и юг. А это уже была бы страшная головная боль для Путина - массированное присутствие украинской армии затруднило бы раскрутку сепаратизма, перекрыло бы поставки оружия и наемников и сделало невозможным бы применение отдельных подразделений российского спецназа. А к полномасштабному вторжению, я в этом убежден, Путин в то время не готовился. Тем более, если бы его еще и ждал серьезный отпор хорошо вооруженных украинских ракетных войск и артиллерии.
 
И здесь произошло то, для чего, как мне кажется и находилась на заседании Юлия Владимировна - громкий и панический протест. Еще один протест, как мне передавали состоялся на другом заседании СНБО 12 апреля, куда снова незаконно прибыла Юлия Тимошенко. К тому времени Крым уже был потерян. Там начали организованно терять Донбасс...