Завершился первый год работы нового состава Верховной Рады Украины. Аналитики подводят итоги, оценивают результативность работы парламентариев. Одним из критериев называют количество подготовленных законопроектов. За год их зарегистрировано 4745, рассмотрены 1344. Только 8,5% разработанных законопроектов подано Президентом Украины и Кабинетом Министров. Остальные подали депутаты.
Мы мало задумываемся над этими цифрами, а некоторые возможно даже утешаются такой результативностью. Но от таких цифр скорее надо рыдать, а не радоваться. Потому что только для рассмотрения всех законопроектов за 89 пленарных дней ежедневно должно обрабатываться 53 документа.
Каждый депутат в среднем за год подготовил более 10 проектов. Некоторые парламенты мира примерно такое количество законопроектов одобряют в год. У них депутаты - «бездельники». Пригласили бы для обмена опытом наших и сотни парламентов мира загрузили бы наконец настоящей парламентской работой.
Вполне очевидно, что надо забыть слово «качество» решений при таком количестве законопроектов. Нет места качества при условии, что для рассмотрения вопроса выделяется по несколько минут. Так называемая сокращенная процедура рассмотрения, предусмотренная регламентом в виде исключения, стала правилом. Исключением стала обычная процедура. В то же время отдельные проекты решений должны обсуждаться днями, неделями, месяцами (в режиме многократных дискуссий по отдельным вопросам или положений). При том количестве документов, которое мы имеем, о подобных дискуссиях надо забыть. А поэтому каждый парламентский день украинцев «радуют» количеством законопроектов в повестке дня.
Посмотрим еще на один аспект украинского законотворчества. Оцените по содержанию подготовленные проекты. Я не садист и не предложу читать почти 5 тысяч документов. Оцените всего один пленарный месяц и попробуйте ответить на вопрос: камо грядеши? Куда идем?
Ответы не найдете. Я тоже не нахожу. При нынешнем состоянии законотворческих дел иначе и быть не может. Прежде всего из-за невероятного количества законопроектов. Но есть и вторая, не менее важная причина. Пирамида законотворчества у нас перевернута с ног на голову. Потому подавляющее количество законопроектов (91,5%) готовят депутаты. Кто-то скажет: а разве может быть иначе? Не просто может, а должно. ПОТОМУ ЧТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ 450 ЦЕНТРОВ ВЫРАБОТКТ РЕШЕНИЙ. Забыл добавить еще два: Президент Украины и Кабинет Министров. При таком количестве законодательных центров украинское законотворчество всегда будет напоминать броуновское движение. А ДЛЯ ПРОДУМАННОГО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЙ. И таким центром не может быть парламент. Даже каждая фракция всегда действовала как единое целое. Потому что это все равно наличие нескольких центров. Поэтому не только непоследовательность движения, движения без вектора, в неизвестном направлении будут преследовать нас. Нередко можно увидеть и взаимоисключающие проекты решений.
Центром выработки решений должно стать Правительство (не затрагиваю отношений в плоскости Президент-Правительство, потому что это отдельный вопрос). Коалиция и правительство должны быть единым целым. И центром, который задает направление и последовательность движения, должно быть не коалиция, а правительство.
Ровно год назад, в первые дни работы нового парламента, я внес проект закона, по которому законопроект, что вносит депутат или депутаты парламентского большинства, должен подаваться вместе с положительным заключением правительства. Эта норма не касалась оппозиции. Потому у нее нет своего правительства. Полномочного правительства.
Парламентское большинство и сформированное им правительство должны быть единым организмом, первую скрипку в котором должно играть правительство. Парламентское большинство играет первую скрипку, формируя правительство и изменяя его. Поэтому формирование правительства это не просто разделение портфелей, это и делегирование полномочий - быть единственным центром подготовки решений. Конечно же, говорить о едином центре можно тогда, когда людей объединила четкая единая программа действий (я не говорю о документе под названием «коалиционное соглашение»). К большому сожалению, мы не имеем ни первого ни второго.
Понимаю, что немало людей не воспримет такую позицию из-за персонификации проблемы.
Меня трудно подозревать в особых симпатиях к нынешнему правительству. Но я говорю не об этом, не о каком-то конкретном правительстве. Если у скрипача в руках скрипка не рождает музыки, то не скрипку надо менять, а скрипача. Если кто-то «не тянет воз», меняют его, а не забирают соответствующую функцию. Говорю о правилах организации отношений парламентского большинства и сформированного им правительства. Не разделение должностей, а программа действий должна объединить большинство. Под эту программу должно формироваться правительство. Задача последнего - быть единственным центром подготовки решений. Святое же право депутатов принимать законы никто у них не забирает.
Положение на правительство функций центра выработки решений не обязательно реализовывать через изменение закона о регламенте. Это могло бы быть и элементом коалиционного соглашения. Но, судя по реакции на мой законопроект, предложение пока не имеет восприятия среди коллег. А без понимания проблемы и принятия адекватных решений мы всегда будем впереди планеты всей по количеству законопроектов. А вот понимать логику движения, развития страны при таком количестве и наличии сотен центров подготовки решений смогут разве что инопланетяне.
В завершение хочу призвать всех. Пожалуйста, покорнейше прошу: прекратите оценивать работу народных депутатов по количеству подготовленных законопроектов. Для депутата важное - позиция по тому или иному решению, голосует он «за» или «против». Нельзя поощрять депутатов к тому, кто больше зарегистрирует проектов законов, кто больше ... Точки замените сами.