Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Иран vs Саудовская Аравия: битва титанов исламского мира

Иран vs Саудовская Аравия: битва титанов исламского мира
Фото: yementimes.com
После резких заявлений Ирана и нападения на саудовское посольство в Тегеране, произошедших после казни в Эр-Рияде известного шиитского проповедника, Саудовская Аравия, а также ряд других арабских стран разорвали дипломатические отношения с Исламской Республикой.

В ответ на казнь шиитского имама, в Тегеране разгромили посольство Саудовской Аравии (СА). В адрес официального Эр-Рияда и непосредственно короля Саудовской Аравии из уст верховного лидера аятоллы Хаменеи (рахбара) прозвучали прямые угрозы о "неминуемом божественном возмездии". В ответ Саудовская Аравия 3 января объявила о разрыве дипломатических отношений с Тегераном и пригрозила "стереть в пепел иранских аятолл за длинный язык". Ну что поделаешь - традиции: такой уж дипломатический язык общения на Ближнем Востоке. Приходится всегда читать между строк.

"Маленькие друзья" Саудовской Аравии поспешили засвидетельствовать свою солидарность: Бахрейн, ОАЭ, Судан уже успели отозвать послов из Тегерана, таким образом послав четкий сигнал руководству Ирана (ИРИ).

Стоит заметить, что казнь шиитского имама абсолютно нормально вписывается во внутренние "нормы и законы" в СА. В королевстве действуют жестокие нормы шариата, а по своему внутриполитическому устройству Саудовская Аравия почти ничем не отличается от той "реальности", царящей на территории так называемого "Исламского государства". Разве что казни на видео здесь стараются не снимать. На это все долго закрывали глаза в Вашингтоне, но роль союзника на Ближнем Востоке для Белого дома, с точки зрения национальных интересов, оправдано была важнейшей.


Фото: operationworld.org

Попробуем разобраться, почему такой опасной является эскалация в отношениях между двумя исламскими странами и во что это все может перерасти.

История противостояния в Персидском заливе - это мини-копия "холодной войны" с биполярным соперничеством, только в роли СССР и США выступают Иран и Саудовская Аравия, вокруг которых "кучкуются" союзники-сателлиты.

Военное противостояние назревает давно, но до него никогда не доходит. Исламскую Республику недавно сдерживала только ядерная сделка, которую в конце концов заключили летом этого года, несмотря на недовольство со стороны Саудовской Аравии и Израиля.

 

Небольшая предыстория битв между иранскими аятоллы и арабскими "чалмами".

В силу своей уникальности Персидский залив является стратегически невероятно важным районом земного шара: именно здесь сосредоточена львиная доля всех энергетических ресурсов в мире. Контроль над регионом позволяет купаться в нефтедолларах не только "хозяев" стран региона, но и их союзников, друзей и "покровителей".

Мировые цены на нефть де-факто определяются на Аравийском полуострове и в странах соседнего региона Персидского залива, и в ближайшее время этот факт останется неизменным. Поднятие цен на нефть, очевидно, может сыграть на руку только одной стороне - России. Чтобы не допустить этого, нужно уже сейчас задушить в зародыше возможные варианты военного противостояния. А еще лучше было сделать это вчера.

Саудиты и вечные "вассальные сателлиты" (Бахрейн, Катар, Иордания, ОАЭ, Катар, Кувейт) в совокупности всегда могли диктовать Ирану ценовую политику на нефть, тем самым фактически минимизируя нефтяные поступления в бюджет Ирана, которые являются важнейшим фактором в экономике Ирана. После постепенного снятия санкций иранская нефть потекла по миру, тем самым вызывая естественное раздражение у шейхов Аравийского полуострова.

Сегодня мы наблюдаем очередную "точку кипения" на Ближнем Востоке, главной причиной которой является формирование и противостояние двух извечных враждующих полюсов - суннитской Саудовской Аравии и шиитского Ирана.

История свидетельствует о том, что все, что происходит сейчас, происходило в ирано-арабских отношениях и раньше.

Ненависть между Тегераном и Эр-Риядом началась задолго до казни никому неизвестного шиитского священнослужителя шейха Нимра Бакра аль-Нимра. Да и не в нем лежит "яблоко раздора". Он оказался лишь пешкой на шахматной доске. Позволим себе сравнить его с Гаврилой Принципом перед Первой Мировой: маленький человек - глобальные проблемы.


Німр Бакр аль-Німр. Фото: АР

Исламская Республика Иран и Саудовская Аравия в течение последних десятилетий очень трудно терпели и уживались друг с другом. Оба государства претендуют на роль регионального лидера в исламском мире. При этом, Саудовская Аравия, арабское население которой исповедует ислам суннитского толка, является консервативной ваххабитской монархией, которая тесно связана союзническими отношениями с Соединенными Штатами. В то же время, Иран - это самая шиитская республика исламского мира, возникшая в результате антимонархической и "антизападной" революции 1979 года. Кажется, у этих стран нет ничего общего кроме "любви к черному золоту".

Тегеран, давний заклятый враг Саудовской Аравии. Еще во времена аятоллы Хомейни, Тегеран пытался создать на Ближнем Востоке так называемый "шиитский полумесяц" (территории, где компактно проживают шииты от Персидского залива до Средиземноморья). Покойный король Саудовской Аравии "старый лис" Абдалла предусматривал, что воплощение этой идеи стало бы катастрофой для всего региона. 

Геополитические амбиции Ирана сформировать "шиитский полумесяц" в течение последних десятилетий вызывают истерику у арабских монархий Аравийского полуострова, которые привыкли жить "на широкую ногу и разъезжать на золотых Бентли" по суетливым улочкам Лондона. Все силы, так или иначе, саудовские шейхи в белом, так или иначе возлагали на открытую и латентную борьбу с Ираном, который, по мнению арабов, финансирует шиитский "терроризм" в ближневосточном регионе и угрожает самой сути монархических режимов. 

Более чем понятно, что задача Саудовской Аравии, как одного из полюсов в регионе, заключается в недопущении создания шиитской коалиции Ливана, Сирии, Ирака, Бахрейна (здесь суннитское меньшинство правит шиитским большинством) во главе с Ираном. Кроме того, не надо забывать о том факте, что в королевстве проживает значительная часть шиитов (15%), которые даже для такой централизованной страны могут стать дестабилизирующим фактором в случае поддержки их со стороны Ирана.


Фото: biyokulule.com

Кроме того, начало войны в Сирии, где Иран поддерживает шиитский режим Асада, а саудовцы - оппозицию, нанес значительный ущерб попыткам хоть как-то наладить двусторонние отношения. Масла в огонь подлила гражданская война в Йемене, где Тегеран и Эр-Рияд поддерживают опять же разные лагеря. Явно не способствовала улучшению двусторонних отношений военная интервенция Саудовской Аравии в Бахрейне, который охвачен на фоне "арабской весны" протестами шиитского населения, что выступало против правящего суннитского королевского дома.

Борьба "двух китов" за региональное господство в данный момент разыгрывается через прокси-войны на территории Ливана, Ирака, Сирии, а теперь и Йемена.


Фото: meri-k.org

С ОАЭ сегодня звучат заявления даже жестче чем с Эр-Рияд. Да это и не удивительно. Шейхи из Дубаи уже давно хотят отплатить "око за око" наглым иранцам, которые отобрали у них лакомый кусок. В последние годы происходит новое обострение давнего спора между ИРИ и ОАЭ. Официальные представители королевства, заручившись поддержкой СА, требуют вернуть три спорные острова, которые занимают стратегически важное положение в Персидском заливе. Речь идет об островах Абу Муса, Большой Томб и Малый Томб, расположенные на выходе из Персидского залива в Ормутском проливе. Такое их расположение издавна делало их стратегически важными, тем более сегодня, когда через этот район проходит до 30-40% всего мирового экспорта нефти. На островах расположены также иранские гарнизоны, военно-морские базы, с которых могут действовать ракетные, торпедные катера и подводные лодки. 

 

ВЫВОДЫ

Конфликт за власть, сферы влияния и ресурсы могут перерасти в кровавое межрелигиозное "месиво". К большому сожалению, кровавая резня не обойдется только регионом Ближнего Востока. Теракты и стрельба точно не обойдут африканские страны, среднюю Азию, и даже Европу, где сегодня доля мусульман существенно увеличилась из-за притока мигрантов. Там где проживают мусульмане - высока вероятность кровавого противостояния. 

Таким образом, геополитические интересы, религиозное сектантство и этническая принадлежность образуют на Ближнем Востоке опасную смесь. И поскольку история показала, что без военного вмешательства ни решения, ни даже сдерживания подобных конфликтов невозможно, региональным лидерам придется разбираться между собой самостоятельно, что гораздо легче сказать, чем осуществить.

А этого бы очень не хотелось. Миру более чем достаточно "Исламского государства". Возникновение конфликта более масштабного планета может просто не выдержать.

Ближнему Востоку сейчас точно не нужна ни гонка ядерных вооружений, тем более религиозная ненависть, так же как и внешняя политика, основанная на военных интервенциях. Напротив, региону как воздух необходима достаточная выдержка, чтобы сесть вместе и договориться, а также разработать систему коллективной безопасности, которая бы отвечала законным интересам всех вовлеченных сторон. 

Единственная надежда в этом конфликте на Белый дом, который все еще может "вразумить" обе стороны, которые "наострили" кинжалы, сесть за стол переговоров и вернуться к диалогу. Возможно, Барак Обама вспомнит о своей "авансом" выданной Нобелевской премии и отведет угрозу новой войны. 

Без дипломатии и готовности работать в направлении жизнеспособных взаимных договоренностей, как это недавно произошло с соглашением на переговорах с Ираном, новый Ближний Восток останется пороховой бочкой мировой политики, а соответственно и причиной нестабильности во всем мире.

 
Эмаль Наби,
Журналист iPress.ua