Рада приняла реформу межбюджетных отношений
28 декабря 2014, 21:42
Фото: Леонід Ємець/facebook.com
Народные депутаты поддержали в целом законопроект №1557 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений)". За соответствующее решение проголосовали 231 нардеп из 226 минимально необходимых.
Об этом сообщает "РБК-Украина".
Как сообщил премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время заседания Верховной Рады Украины, данный документ также будет предусматривать, что во время военного положения правительство будет тратить бюджетные средства по согласованию с Президентом Украины.
"Если введено военное положение, то правительство принимает решение о расходах бюджетных средств по согласованию с Президентом. Как только парламент собрался, парламент принимает решение о расходах бюджетных средств", - сказал он.
Местные власти смогут самостоятельно формировать местные бюджеты, начиная с 15 сентября года, предшествующего плановому, и независимо от того, принят ли государственный бюджет, местные органы будут иметь возможность до 25 декабря утверждать свои собственные бюджеты, исходя из соответствующих полномочий. А после принятия государственного бюджета будут происходить только корректировки и уточнения показателей в части трансферов, которые передаются из госбюджета на местный.
Также упрощается процедура предоставления гарантий.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроектом предусмотрено:
1. Повышение бюджетной и финансовой самостоятельности местных бюджетов.
2. Стимулирование общин к объединению и формированию способных территориальных общин через механизм перехода бюджетов объединенных общин на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом, наделение таких общин полномочиями, равнозначными полномочиями городов областного значения, лишение права на выполнение делегированных государством полномочий органов местного самоуправления в селах, поселках, городах районного значения, что не объединились.
3. Расширение имеющейся доходной базы местных бюджетов путем:
- Передачи из государственного бюджета платы за предоставление административных услуг (кроме 50% административного сбора за госрегистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений и государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей), государственной пошлины;
- Увеличение процента зачисления экологического налога с 35 до 80%;
- Закрепление за местными бюджетами стабильных источников - налога на доходы физических лиц по новым нормативам (бюджеты городов областного значения, районов - 60%, областные бюджеты - 15%, бюджет г. Киев - 40%) и налога на прибыль предприятий частного сектора экономики (областные бюджеты - 10%);
- Введение с 2015 г., зборов по розничной продаже подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты) по ставке в диапазоне от 2% до 5% стоимости реализованного товара вместо сбора за виноградарство, садоводство и хмелеводство, который будет поступать в местные бюджеты;
- Расширение с 2015 базы налога на недвижимость путем включения в налогообложение коммерческого (нежилого) имущества.
4. Децентрализацию расходных полномочий в социально-культурной сфере и четкое распределение компетенций, сформированное по принципу субсидиарности.
Из государственного на региональный и местный уровень передаются отдельные мероприятия и заведения в образовательной и медицинской и культурной сферах; поддержка местных советов физкультурно-спортивных обществ и их спортивных баз и тому подобное.
5. Введение новых видов трансфертов (базовая дотация, образовательная субвенция, субвенция на подготовку рабочих кадров, медицинская субвенция; субвенция на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера, реверсная дотация).
Базовая дотация будет иметь компенсаторный характер и будет обеспечивать выравнивание налогоспособности местных бюджетов за закрепленными доходами (налогом на доходы физических лиц, налогом на прибыль).
Определен механизм распределения и использования новых субвенций в разрезе административно-территориальных единиц.
6. Установка новой системы выравнивания по закрепленным общегосударственным налогам (налог на прибыль и налог на доходы физических лиц) - в зависимости от уровня поступлений на одного жителя. Остальные платежи выравниванию не подлежат и останутся в полном распоряжении местных бюджетов. Указанное будет способствовать обеспечению местных бюджетов достаточными поступлениями и будет стимулировать местные органы власти к привлечению дополнительных поступлений и расширению базы налогообложения.
Показатели доходов столичного бюджета не учитываются при осуществлении фискального выравнивания, объем средств, что превышает средний показатель поступлений по налогам на одного жителя по Украине, изымается и может быть направлен на финансирование расходов для выполнения г. Киевом функций столицы.
7. Усиление ответственности профильных министерств по реализации государственной политики в образовательной и медицинской отраслях путем определения их главными распорядителями средств соответствующих субвенций.
8. Предоставление права самостоятельного выбора учреждения (в органах Казначейства или учреждениях банков) по обслуживанию средств бюджета развития местных бюджетов и собственных поступлений бюджетных учреждений.
9. Упрощение процедуры предоставления местных гарантий и осуществление заимствований от международных финансовых организаций.
10. Изменения в разграничении зачисления средств экологического налога (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов), с предвидением зачисления в государственный бюджет 20% поступлений, а в местные бюджеты - 80%, в том числе в областные бюджеты - 55%, сельских, поселковых, городских бюджетов -25% и бюджета города Киева - 80%.
Значительное увеличение ресурса областных бюджетов позволит обеспечить финансирование расходов, связанных с финансированием государственных ветеринарных больниц и ветеринарных лабораторий, которыми обеспечивается эпизоотическое благополучие соответствующих территорий путем проведения лечебных, лабораторно-диагностических, профилактических работ, контроля за качеством продуктов питания.
Также предусмотрено законодательное регулирование других вопросов бюджетных отношений, в частности:
- Определен порядок казначейского обслуживания в особенный период;
- Усилена ответственность главных распорядителей бюджетных средств в части формирования паспортов бюджетных программ и внедрение формы внутрихозяйственного (управленческого) учета для сбора информации, необходимой для подтверждения результативных показателей бюджетных программ;
- Предусмотрена норма относительно формирования местными органами власти объема бюджета развития (не менее 10% объема общего фонда собственных доходов местных бюджетов);
- Дополнен перечень защищенных расходов расходами на мероприятия, связанные с обороноспособностью государства, что осуществляются за счет средств резервного фонда бюджета;
- Урегулировано бюджетные отношения в особенный период.