Яценюк предлагает Раде исправлять президентский проект об антикоррупционном суде
"Президент высказал свое видение того, как должен быть сформирован антикоррупционный суд. Парламент еще не высказал своего видения по этому вопросу. Вчера спикер заявил о том, что в кратчайшие сроки законопроект будет включен в повестку дня и я убежден, что он будет проголосован в первом чтении " , - сказал бывший премьер-министр Украины в интервью Украинской службе" Голоса Америки ".
Яценюк убежден, что парламент сможет внести "изменения, которые должны соответствовать рекомендациям Венецианской комиссии" между первым и вторым чтениями законопроекта.
В течение встреч с американскими чиновниками во время своего пребывания в Вашингтоне на этой неделе, Яценюк отмечал, что преодоление коррупции потребует больше, чем создание антикоррупционного суда.
"Мы обсуждали с нашими американскими партнерами не только о суде как один из инструментов борьбы с коррупцией. А о всеобъемлющую программу борьбы с коррупцией" , - сообщил он.
В интервью Яценюк назвал шесть факторов необходимых для преодоления коррупции в Украине.
1. Демонополизация экономики.
2. Приватизация государственных компаний, ведь "именно там сидят политические коррумпированные интересы".
3. Преодоление коррупции в системе государственных закупок. "Электронные закупки позволили раскрыть этот рынок и уменьшить там коррупцию", подчеркнул политик.
4. Реформа правоохранительной системы и системы государственной службы. Здесь Яценюк, в частности, отметил низкий уровень заработных плат госслужащих. Этот вопрос решается в Украине, убежден Яценюк. "Посмотрите на общий уровень заработных плат и в армии, и в полиции, для судей - это же было очень важно - и новый Верховный суд уже приобретает не 10000 гривен, а сотни тысяч гривен", - подчеркнул он.
5. Дерегуляция экономики. "Чем меньше влияния государства, чем меньше всякого рода лицензий, разрешении, чем меньше механизмов этой коррупционной деятельности, тем меньше будет самой коррупции", - убежден политик.
6. Децентрализация, "для того, чтобы передать ресурсы из Киева на низ. И мы это сделали. Тогда местные власти должны нести ответственность перед гражданами, проживающими на этой территории, как они использовали эти деньги", - отметил Яценюк.
Напомним, депутатам 18 января трижды не удалось рассмотреть закон о Антикоррупционный суд .
Президент Петр Порошенко 22 декабря внес в Верховную Раду законопроект № 7440 "О Высшем антикоррупционный суд".
Европейский союз выступил с критикой в адрес Банковой за того, что президент подал законопроект о Антикоррупционный суд, противоречит обещаниям Киева и рекомендациям Венецианской комиссии.
Ранее директор Всемирного банка, ответственное за украинское направление, направила в Верховную Раду и Администрации президента письмо, в котором предупредила о недопустимости принятия закона о Антикоррупционный суд (АКС) в редакции, предложенной президентом.
В частности украинское представительство "Transparency International" призвало президента Петра Порошенко отозвать законопроект о Антикоррупционный суд и внести новый с учетом рекомендаций Венецианской комиссии.
TI Украины объясняет , что в ч.5 ст.8 проекта закона предусмотрена только совещательный роль Общественного совета международных экспертов. Ее отрицательное заключение относительно кандидата на должность судьи может быть проигнорирован Высшей квалификационной комиссией судей Украины - 11 голосами из 16 членов ВККС.
Зато Венецианская комиссия рекомендовала предоставить международным организациям и донорам решающую роль в процессе отбора судей. Следовательно, под вопросом чистота отбора судей.
Предметная подсудность Высшего антикоррупционного суда не включает все преступления, подследственные НАБУ. В то же время, она расширена до целого ряда преступлений, подследственные Национальной полиции Украины и Государственному бюро расследований.
В заключении Венецианской комиссии четко указано, что юрисдикция суда должна отвечать подследственности НАБУ и САП. Это может загрузить Высший антикоррупционный суд слишком большим количеством дел.
"Transparency International Украина" считает, что в ч.2 ст.7 проекта закона определяет нереалистично высокие требования к кандидатам на должность судьи Высшего антикоррупционного суда.