На выборах в Европейский Парламент, которые состоялись во всей Европе в минувшее воскресенье, явка была низкой (43%), а антиевропейские ультраправые силы достигли значительных успехов, прежде всего, во Франции, где Национальный фронт получил 25% голосов. На президентских выборах, которые произошли того самого дня в Украине, явка была высокой (61%), кандидат-победитель имел проевропейскую программу, а ультраправые кандидаты (2%) были побеждены практически всеми, включая кандидатом-евреем. Если бы европейцы проголосовали так, как украинцы, Европа могла бы рассчитывать на гораздо безопасное и богатое будущее.
Одной из причин такой катастрофы является альтернативная реальность, в которой живут много европейцев в 2014 году. Для европейских левых, особенно немецких левых (в частности, партии Die Linke), воображаемого критика фашизма постреволюционного правительства в Украине является вполне приличной. Никакие информация и аргументы не смогли изменить эту установку. Можно лишь надеяться, что эти результаты выборов, которые привели к Европейскому Парламенту греческую партию, которая открыто неонацистская и венгерская партия, которая является однозначно антисемитской - откроют кому-то глаза. В европейских левых есть реальная проблема, и это не украинские ультраправые. Это европейские ультраправые, которые, оказывается, стали популярными и которых поддерживают российские ультраправые, что, собственно, находятся при власти в Москве.
ЧИТАЙТЕ: В выборах в Европарламент лидируют евроскептики и радикалы
Тем временем, европейские ультраправые этого года предлагают иллюзию, которой является национальное государство. Если бы только Шотландия, Англия, Франция, Австрия, или Греция или Болгария могли, наконец, освободиться от настойчивых европейских бюрократов, то жизнь вернулась бы в нормальное русло, и все было бы хорошо. Все не будет хорошо. Естественно сетовать на далеких бюрократов, которые не понимают местных реалий. Но совсем другое дело - превращать нормальное разочарование от деятельности любого крупного государства или межгосударственного объединения на свою программу. Национальное государство является утопией. К нему невозможно вернуться. Европейцам, которые считают, что распад ЕС является хорошей идеей, следует изучить историю 1920-х и 1930-х годов. Или спросить совета у украинцев, что столкнулись с российской аннексией Крыма и с агрессией в своих юго-восточных областях, которую поддерживает Россия.
Лидеры европейских ультраправых сил - чему способствует головокружение большей части европейских левых - ведут свои народы не обратно к национальному государству (что невозможно), а к российской гегемонии в Европе. Несмотря на различные разногласия, вот один пункт, с которым соглашаются европейские популисты, фашисты и неонацисты: Путин является превосходным лидером, который имеет здоровые для Европы идеи. Такие партии, как "Национальный фронт", Партия независимости Соединенного Королевства, "Северная лига" из Италии, бельгийский "Фламандский блок" и венгерский "Йоббик" играют роль националистов, и, одновременно, поддерживают политику иностранца, который не скрывает, что имеет цель овладеть их странами.
ЧИТАЙТЕ: Украинцы в большей степени европейцы, чем французы, - Bloomberg
Достаточно ясной есть измена патриотизму этими кажущимися патриотами. То, что делает измену гротескной, есть реальный баланс сил. Европа гораздо сильнее, чем Россия. Путинский режим, зная свою слабость, ищет защиты в Китая. Таким образом, немало европейцев голосуют за людей, которые хотят, чтобы Европа стала колонией иностранного государства, которая сама склоняется в сторону Китая, как своего основного союзника. Вероятно, справедливо будет сказать, что совсем немного избирателей европейских ультраправых действительно хотят жить в России или Китае. Они голосуют за иллюзию изоляции от мира, а то, что их лидеры намерены дать им, является интеграцией в мир, который им будет нравиться гораздо меньше.
ЧИТАЙТЕ: На выборах в Европарламент большинство получила Европейская народная партия
Шокирующие результаты выборов в Европе отрезвят некоторые главы, но здесь надо что-то гораздо серьезнее. То, что мы заметили на протяжении десятилетий от момента большого расширения ЕС - когда десять новых стран вступили в него в 2004 году - Европейский Союз не может стоять на месте. Он нуждается вызовов, и требует перспектив. Он нуждается в энергии и энтузиазме людей, которые не воспринимают свободу и порядок как должное, и что готовы работать для их достижения. Во время революции в Украине люди боролись под флагом ЕС; во время выборов в Украине они стояли в очередях часами, имея на себе символы ЕС. Европейский Союз расширяется от момента своего основания, как Союз Европейских Сообществ, и он должен делать это и в дальнейшем. Обещание о дальнейшем расширении не было бы дорогим: наоборот, мотивация для реформ и стимулы для инвестиций могли бы уменьшить потребность в дальнейшей помощи.
Украина, тем временем, нуждается в помощи. Ее революция началась как протест против бывшего режима, который в последний момент отклонил важное торговое соглашение с Европейским Союзом, известное как "соглашение об ассоциации". Эта сделка вскоре вступит в силу и станет планом для реформ, а также частично откроет доступ к рынкам ЕС. Но это совсем не полное членство в ЕС. И здесь появляется возможность для обеих сторон быть более дешевой, удачной, привлекательной и результативной.
ЧИТАЙТЕ: "Друзья Украины", евродепутаты Павел Коваль и Павел Залевский, проиграли выборы в Европарламент
Если Европейский Союз предоставит Украине официальный статус страны-кандидата в члены ЕС и объявит, что она может стать полноправным членом, например, за десять лет, если выполнит необходимые административные и политические критерии, то сразу же произойдут две вещи. Во-первых, Украина сразу получит, как Польша и другие страны перед ней, положительный стимул для искоренения коррупции, что является большим бедствием для нее, поскольку станет ясно, каким будет вознаграждение за успех в этом деле. Во-вторых, международные инвесторы, включая российских, которые сейчас оставляют Россию, придут в Украину. Экономическое развитие, которое принесет в Украину это обещание ЕС, будет иметь большую выгоду и для Европейского Союза, поскольку даст возможность стабилизировать восточный рубеж, и продемонстрирует, что европейские ценности являются не только привлекательными, но и эффективными.
Европа нуждается в этом - для того, чтобы напомнить другим, как для того, чтобы напомнить о себе.
Тимоти Снайдер
Источник: NYREV