Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Украинский политический кризис и китайская экономика

Андрій Калюжний
Украинский политический кризис и китайская экономика
Фото: kremlin.ru
Сегодня Владимир Путин прибыл с официальным визитом в Китай.

Уже известно, что в итоговом списке документов, которые российский президент подписал в Шанхае, нет контракта на поставки газа "Газпромом".

В то же время именно это было главной целью китайской поездки Путина.

Правда, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, надежду еще не потеряно: "Видим существенный прогресс, и соглашение о контракте "Газпрома" с китайской CNPC (China National Petroleum Corp. - Китайская национальная нефтегазовая компания) может быть подписан в любой момент".

Другое дело, в чью пользу будет этот контракт?

Каждый раз, когда российский президент встречается со своим китайскими коллегами, обе стороны всегда много говорят об "особых отношениях" и провозглашают, что намерены удвоить торговый оборот и расширить политические и дипломатические связи.

При этом между реальностью и риторикой всегда присутствует заметный разрыв.

Наиболее характерные примеры - соглашения от 2009 и 2013 годов, в которых были изложены детали таких проектов, как прокладка трубопроводов "Сила Сибири" и "Алтай" для поставки в Китай 38 миллиардов кубометров газа в год.

Детали были, но трубопроводов нет до сих пор.

Главная причина - стороны никак не могут договориться о цене.

Аналитики говорят, что сейчас Пекин и Москва, как никогда раньше, близки к заключению соглашения.

России нужны альтернативные покупатели энергоресурсов учитывая противостояние с Западом из-за ситуации в Украине.

Зато Китаю нужно удовлетворять растущий спрос на энергоресурсы и снижать зависимость от угля, которое наносит значительный ущерб экологии страны.

Этого года Китай повысил свои целевые показатели по потреблению природного газа до 420 миллиардов кубометров в год к 2020 году (в 2013 году объем потребления составил 170 млрд. кубометров).

Казалось, что дело наконец-то должно бы сдвинуться с мертвой точки.

Сегодня глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил, что Китай заявил о готовности отменить импортные пошлины на российский газ.

Владимир Путин в свою очередь предложил обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ в КНР.

Почему же в перечне подписанных в Шанхае документов нет базового газового контракта?

По мнению аналитиков, Китай решил воспользоваться ситуацией и выжать из Путина максимум.

"У Китая на руках достаточно сильные козыри против России, - заявил The Wall Street Journal старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies) Джеймс Хендерсон. - Газ в Восточной Сибири оказался в ловушке, его никуда поставлять, кроме как в Китай".

Вызвано это все большим разрывом Россией с Западом и снижением спроса на газ в странах ЕС.

Зато Китай начал импортировать газ из Мьянмы, а также заключил соглашения на поставку сжиженного природного газа из Катара, Австралии, Индонезии и Малайзии.

На фоне российской безысходности Пекин добивается цены, которая явно не радует Москву.

В прошлом году Китай платил около $10 за миллион британских тепловых единиц (BTU) в рамках газового контракта с Туркменией, которая является его крупнейшим иностранным поставщиком.

Вполне вероятно, что он хочет заключить аналогичное соглашение с Россией.

Вместе с тем аналитики отмечают, что это ниже средней цены в $12 за миллион BTU, которая нужна "Газпрому" для обеспечения рентабельности.

Но и этим китайские аппетиты не исчерпываются.

Китай настаивает на совместном освоения огромных запасов энергоресурсов в Восточной Сибири.

В частности, речь идет о предоставлении China National Petroleum Corp. 49% в совместном предприятии с российским государственным гигантом "Роснефть".

Кроме того CNPC хочет долю в амбициозном проекте компании "НОВАТЭК" "Ямал СПГ", который предусматривает освоение Юго-Тамбейского месторождения и строительство завода мощностью 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа и одного миллиона тонн газоконденсата в год.

Со своей стороны КНР готова инвестировать десятки миллиардов долларов в строительство трубопроводов и соответствующей инфраструктуры.

Также Китай хочет участвовать в реализации проектов по строительству новых генерирующих мощностей на российской территории для наращивания экспорта электроэнергии в КНР.

Путина явно не устраивает столь масштабная китайская экспансия в российскую энергетическую отрасль - базовая для экономики РФ.

С другой стороны - деваться ему некуда.

КНР имеет широкие возможности диверсифицировать газовые поставки.

В настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе тон задают потребители, зато поставщики со всего мира пытаются пробиться на этот рынок.

Если Россия будет недостаточно сговорчивой в вопросах цены, Китай может удовлетворить свои газовые потребности в другом месте, в частности, за счет поставок с севера Африки, стран Ближнего Востока и Ирана.

Время - и украинский кризис и вызванные им санкции против РФ - в данном случае работают на Китай.

Фото: kremlin.ru