А Виктор Медведчук, которого отныне можно называть «верховным представителем ДНР и ЛНР» – человек опытный, с пониманием ситуации. Тяжелых наркотических средств не употребляет, чем выгодно отличается от многих более мелких вождей ДНР и ЛНР. Да и связь с Кремлем у него прямая, без ненужных посредников.
С другой стороны, Медведчук – не чужой человек для украинской власти. Президент Петр Порошенко стартовал в политике в медведчуковской СДПУ(о). Да и после какая-никакая коммуникация поддерживалась. Глава Администрации президента Борис Ложкин – давний бизнес-партнер и просто приятель новоявленного лидера Новороссии. Заместитель Ложкина Олег Рафальский пришел во власть также не без участия Медведчука. Да и вообще, в украинском политикуме мало сыщется людей, с коими не был бы тесно знаком Виктор Медведчук.
Борис Ложкин, Виктор Медведчук. Фото: jetsetter.ua
Но от имени кого и в каком качестве будет говорить с Украиной Виктор Медведчук?
Как электоральный политик Донбасса? Но в этом смысле он полный ноль. О существовании Медведчука догадываются даже не все лидеры тамошних бандформирований. Не говоря уже о простых сторонниках ДНР и ЛНР. Даже скандальная помощница Медведчука Ксюша Шкода – невзрачное существо со злыми глазами – и то популярней своего шефа будет. Как-никак с самим Гиркиным обнималась. Фактически, Медведчук не нужен ни лидерам сепаратистов, успешно грабящих Донбасс и без кума Владимира Путина, ни тамошним сторонникам ДНР и ЛНР, уставшим ждать прихода российской армии. Что может предложить им лидер «Украинского выбора»? Да ничего.
Игорь Гиркин (Стрелок), Оксана Шкода. Фото: argumentua.com
Как представитель Путина? В этой роли Медведчук непублично выступает уже многие годы – как человек, связанный с президентом РФ не только политически или денежно, но, прежде всего, как давний друг и кум. Помнится, в свое время Путин брутально «опустил» Виктора Януковича, опоздав на встречу с ним на несколько часом. А после формальной краткой беседы поехал на длительные посиделки к куму – в его крымское имение. Благодаря такому демонстративному расположению, Медведчук выполнял роль неформального коммуникатора с Москвой и при Тимошенко, и при Януковиче. Наверняка выполняет и сейчас, встречаясь с Порошенко и Ко. Но роль публичного переговорщика – это несколько иное. Это в России, благодаря тамошнему ТВ, Медведчук – влиятельный украинский политик. В Украине же все знают, что он – одиозный предводитель пророссийских маргиналов. Вести публичные переговоры с которым крайне рискованно для репутации.
Медведчук нужен лишь Москве, Владимиру Путину, теряющему контроль за происходящим на востоке Украины и пытающемуся легализировать тамошних сепаратистов в качестве политического субъекта. А своего кума – в качестве лидера этого субъекта.
Владимир Путин, Виктор Медведчук. Фото: upogau.org
Но пока что все политические проекты и начинания Медведчука после 2004 года терпели полнейшее фиаско. В 2006 его антиоранжевый блок «Не так!», сделавший ставку на антизападную и пророссийскую риторику, набрал всего 1,1% на парламентских выборах. Созданное в 2012 году движение «Украинский выбор», на рекламу которого потрачено больше, чем, наверное, на все остальные партии вместе взятые, также электорального веса не набрало. Фактически, провалилась и крайне примитивная антиЕСсовская кампания, которую вел «Украинский выбор» накануне саммита в Вильнюсе. В итоге, подписание соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС было сорвано из-за личных договоренностей Путина и Януковича, а вовсе не благодаря публичным телодвижениям Медведчука и компашки.
Так что публичная роль Медведчука в новом качестве без вариантов обречена на провал. Разве что украинские правоохранители получат повод привлечь Виктора Владимировича к ответственности по делу донецких сепаратистов.