Его люди скоро скурвились и стали отжимать бизнес в свою пользу не только у клятых папередников, но и у среднего класса. Отжимать не только контроль над потоками большого порта Поти, но и забирать рестораны. Забирать даже понравившиеся машины!
Сейчас есть около 10 тысяч уголовных дел, по которым бывшие владельцы пытаются доказать, что они под принуждением переписали свои «порши» и фирмы (51% уставного фонда) на представителей Саакашвили. Но это тяжело завершить нормальным исходом. Бо формально все оформляли через работавших по ночам нотариусов. Просто в договоре указывали цену в десять раз дешевле рынка. Поэтому за три года ничего не удалось вернуть. Плюс еще политические нюансы, но о них ниже.
Саакашвили монополизировал коррупцию. Например, главным бензотрейдером страны стал «Сокар». Но не сама азербайджанская госконтора, а ее торговый грузинский дом, якобы записанный на два офшора. Какой из них Алиева, а какой Саакашвили - формально до сих пор неизвестно.
Михеил Саакашвили и Ильхам Алиев
Но скоро вылезет большое расследование местных журналистов, там появятся разные офшоры, в том числе, из «Панама пейперс», и протянется ниточка фамилий и названий.
«Кассиром Саакашвили был молодой министр обороны Кезерашвили. На него переписывали бизнесы. Он во времена Саакашвили стал владельцем самого популярного телеканала «Рустави 2», а уже при новой власти переписал акции на своего родственника», - говорят журналисты из Тбилиси, живущие на гранты правительства США. К тому же этого орла подозревают в том, что он с благословения США стал международным торговцем оружием с доходом $1 миллиард в год. Но это уже совсем шпионская история, а я эту паранойю люблю только у Ле Карре, поэтому вернемся к более понятным баранам.
Давид Кезерашвили
Отжатие бизнеса в Грузии было еще гипертрофированнее, чем у нас при Януковиче. У нас ходили пацаны от Юры Енакиевского и Сашки Януковича и требовали 51% в бизнесе. Но можно было пропетлять – фирм много, смотрящих мало. Грузия – маленькая, всего 4 миллиона людей, из них почти половина в Тбилиси. Все и всё на виду. Поэтому спрятать бентли и гостинницу очень сложно. К тому же Саакашвили был настоящим зверем в борьбе с коррупцией.
Нулевая толерантность к коррупции обернулась сотнями тысяч зеков. Маленькая Грузия одно время была на первом месте в Европе по количеству людей в тюрьмах. 300 тысяч людей из 4 миллионов. Это приблизительно каждый пятый мужчина призывного возраста. У всех есть родственники. И все видели проспонсированное врагом Саакашвили видео о пытках в тюрьмах.
«У нас была страшная коррупция. Поэтому хватали по делу. Но паяли страшные сроки – до десяти лет за коррупцию. Треть арестованных при Саакашвили до сих пор сидит», - говорят журналисты.
В итоге реальный парадокс. Кого я ни спрашивал о наследии Саакашвили, все говорили: «Он поборол коррупцию». Все благодарили и отмечали, что при Иванишвили законы «Длинного» не отменили. Полиция, таможня, налоговая продолжают работать без взяток. То есть вроде бы большое спасибо Михо.
Но при этом его проклинают больше. Бо он не был Робин Гудом. Его люди забирали все что нравилось. Тупо забирали. Силой. И в медиа об этом не говорили. Не было пара в свисток.
Одним из первых захватов Саакашвили была свобода слова. «Все телеканалы очень скоро стали только хвалить его. Критиковать – означало быть против реформ. А это было непопулярно», - говорит журналистка, сама работавшая на «Рустави-2».
Это была такая высшая степень нашей порохофилии. Представляете Бирюкова или Нусса, но не как ломов, а главных дискурсоводов «Интера» и «1+1», отвешивающих ярлыки не в фбуке, а с экранов самых главных телеканалов? Вот это оно.
Тем более, что в маленькой стране все и без телевизора видели желтуху. Президентский дворец за $100 миллионов для шейха, куда по зову перца возили разных барышень. (Именно так сейчас говорят. Хотя построенный за государственный счет дворец остался государству, и им сейчас распоряжаются враги Саакашвили.)
За*бало. И как только люди интуитивно прочуствовали необратимость реформ, как только средний бизнес начал пищать от 51% Кезерашвили, как только Иванишвили понял, что спонсируемый им Саакашвили угрожает его будущему, как только Сорос разочаровался в Саакашвили, глядя на принципы наполнения околобюджетных фондов за счет наклона и нагиба коррупционеров и не очень коррупционеров (деньги и имущество за свободу), – Саакашвили упал ниже половины поддержки. И проиграл президентские выборы.
А потом люди увидели, что при Бидзине откат не наступил, что бизнес не доит вообще никто – ни налоговая, ни прокуратура, ни полиция, ни 51-процентщики. И партия Саакашвили чисто проиграла недавние парламентские выборы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спонсоры Саакашвили
Не, у него конечно же остались сторонники. Это вытащенное им из грязи в князи поколение, «социальные лифтовики» и их родичи. Ведь Михо - умница. Толковых абитуриентов он посылал учиться во всякие гарварды и сорбонны за счет бюджета. Они возвращались и продолжали херачить коррупцию. Но остальным грузинам было обидно, бо так карьеру можно было сделать только забожившись в преданности режиму Саакашвили. То есть ровно как наша Деева. Фуууууу…
Плюс нулевая толерантность к критике. Одним из спусковых крючков против Саакашвили стал случай с парнем, который шел по улице и увидел в ресторане знакомую девушку с одним из министров Саакашвили. Ну и высказал ей публично что-то типа «какого ты сидишь с этими нехорошими людьми». Скандал, драка, а потом его порезаный труп нашли в лесу. Люди возмутились и начался кач по типу нашего вокруг тела Гонгадзе. На эти демонстрации упала жестокость полиции (два трупа во время разгона де-юре незаконного митинга).
И дальше было все очень быстро. Жуки Саакашвили разбежались в США, Францию, Испанию, Венгрию. Кто-то решил остаться и как мер Тбилиси попал в тюрьму. Но большинство за границей, а поэтому имеют доступ к офшорным счетам. И новый режим не очень спешит уничтожать папередников. Даже подконтрольный новой власти парламент не спешит принять закон о возврате владельцам отжатого при Саакашвили имущества. Ничего не напоминает в отношениях порошковых и януковических?)))
Саакашвили выгнали потому, что привносимый им позитив стал меньше, чем порождаемый им негатив. В какой-то момент люди Михо должны были перестать забирать бизнес у людей (в идеале - вообще не начинать). А они наоборот – словно взбесились и стали вести себя как шейхи.
Да, люди стали жить богаче, вырос ВВП, уменьшилась безработица. Но на фоте роста сытости как раз и стал заметнее передел в пользу Саакашвили.
Плюс неудачная война с Россией - не смог создать атмосферу страха как Путин в России, бо у грузин башка на месте. Истории типа «не шатайте лодку» разбиваются тут о нормальное «та крысы проблюются и утонут, а нормальные поплывут дальше».
Плюс контрпропаганда грузинского патриарха. Реальный факап. Саакашвили потребовал, чтобы при новой власти церкви зарегистрировались как юрлица. Это не вопросов налогов или какой-то светотени. Но для грузинских православных это означало, что они получат код юрлица так же, как и армянские церковники в Грузии. А это в контексте многовекового вопроса «кто кому папа» - просто пи*дец. Бо эти коды их кагбэ уравнивали в глазах государства. Ну, грузинский патриарх не стерпел и понеслись проповеди. И даже строительство офигенного храма в Тбилиси для православных не примирило Михо с патриархом (на фото храм и президентский дворец).
Итого. Масса позитива от Саакашвили – это победа над коррупцией, это рост ВВП (зарплаты, безработица). Когда люди привыкли трохи, то стал выпирать негатив – элитарная коррупция, прижим среднего бизнеса, угнетение свободы слова, насилие. То есть реально пахло тоталитаризмом. Ну и грузины мирно выбрали другой путь. Просто проголосовали против действовашего президента.
Умницы. Давайте учиться у них трезвости и самоконтролю, НЕпатернализму.
Этот текст неминуемо попытаются использовать украинские враги Саакашвили. В первую очередь это порохофилы. Сосите.
Я бы очень хотел, чтобы у Михо хотя бы на пару лет появился тот объем полномочий, что у него был в Грузии. Ведь дома ему хватило несколько сотен людей для старта. А Украина в десять раз больше Грузии. И тут у заезжего априори меньше возможностей. Пусть у Михо даже был свой начальник областной прокуратуры, полиции и таможни. Но замы замов были наши. И все тонуло. Никто никого не сажал в тюрьму. А именно это было грузинским рецептом – нулевая толерантность к коррупции. В Украине основная масса людей после Майдана зассалась реально бороться с ворами.
Возможно, это правильно. Бо это означало бы реки крови. А на фига такая страна, в которой трупы висят шо яблоки в урожайный сезон? Возможно, нам нужно поступательно. Два шага с Ющенко вперед, и один с Тимошенко и Януковичем назад. Два шага с Порошенко вперед и один с ним же назад. Возможно, именно так мы через пару поколений получим более чистую страну, которой будут завидовать даже упоротые мракобесы Крыма и Донбасса.
Поэтому просто давайте не опускать руки. Пусть каждый становится более профессиональным в своем деле – это очень отвлекает от пустопорожних пиарфейков. Так победим. Бо у толковых людей не бывает засратых телевизором мозгов.
Юрий Николов, сооснователь проекта "Наші гроші"