Как повлияли события последнего года в Украине на украинцев, которые живут в Беларуси?
События такого масштаба вызывают неоднозначную реакцию у любого человека. Украина сейчас проходит через ряд тяжелых испытаний. Безусловно, разногласия в оценке Майдана, аннексии Крыма, политики, проводимой официальным Киевом, были достаточно остры в семьях и среди друзей, но война на Востоке, на мой взгляд, многих отрезвила и заставила задуматься. Стали ли мы более сплоченными, поднялся ли наш национальный дух? Думаю, да. Когда беда приходит в дом, когда теряешь друга, соседа, когда понимаешь, что наша Родина в войне, уже не до ссор и выяснения отношений. Понимание, сочувствие, помощь и взаимовыручка пришли в каждую украинскую семью в Беларуси. Мы стали менее критичны один к одному, больше стали слушать один одного, шире смотреть на происходящее и меньше придавать значение материальному.
Какого мнения придерживаются белорусские украинцы насчет событий, которые происходят сейчас в Украине? Ведь в Беларуси в свободном доступе нет украинских каналов (это либо кабельное, либо спутниковое телевидение), зато широко распространено российское вещание да и пророссийские взгляды в целом – это тоже имеет большое значение.
Мы можем спорить, обсуждать, ругаться из-за того или иного политического события или процесса, но никто из украинцев, находящихся в здравом уме и при памяти, не приемлет распад Украины. Единая и неделимая Украина важна не только украинцам, но и белорусам, полякам да и тем же русским. Ведь еще никто не стал богаче от того, что поджог соседский дом, оттяпал под шумок часть территории или украл при пожаре имущество соседа. Распад Украины – это колоссальный удар по всем нам: по Беларуси, по Польше, по самой же России, от которого мы не оправимся в ближайшие десятилетия.
Фото: politforums.net
Много ли в Беларуси украинцев, придерживающихся пророссийских взглядов?
Безусловно, фон кремлевской пропаганды как никогда силен и постоянно нарастает. Москве нужно оправдывать свои действия. Но даже многие россияне в Беларуси не придерживаются "официальной красной линии Кремля". Еще с самого начала крымской оккупации многие понимали, говорили, что Россия "захлебнется", что за победными реляциями а-ля "Крым наш!" последует расплата России и дальнейшие наступление на Украину. Не многие украинцы в Беларуси придерживаются риторики российской пропаганды, я не встречал украинца, который выступал бы за военщину так называемого "русского мира".
Как помогает украинская диаспора в Беларуси беженцам из Луганской и Донецкой областей?
Давайте договоримся о терминах. Официально на статус беженца в Республике Беларусь подали не более двухсот украинцев, большинство их документов сейчас находятся на рассмотрении у властей. Получили статус беженца пока не больше сотни. Большинство не желает получать официальный статус, так как планируют вернуться в Украину. Кто-то не хочет связываться с долгой административной процедурой, так как получить разрешение на работу для украинца в Беларуси не составляет особого труда. У многих в Беларуси родственники, которые помогают устроиться на новом месте – и им получать статус беженца не целесообразно. Кто-то не хочет получать статус, так как нанимателей пугает слово "беженец", да и с арендой жилья могут возникнуть проблемы. Украинский Дом не делит обратившихся за помощью на "красных" и "белых", на "левых" и "правых", беженцев или не беженцев, вынужденных переселенцев или трудовых мигрантов - мы помогаем всем украинцам, которые просят нас о помощи. Украинский Дом помогает украинцам в оформлении документов, заявлений, ходатайств в органы власти. Помогаем с трудоустройством. Мы тесно сотрудничаем с "Красным Крестом в Беларуси", местными органами власти в части обеспечения нуждающихся теплыми вещами и бытовой техникой.
Как белорусские власти и сами белорусы принимают беженцев?
Насколько нам известно из общения с теми же чиновниками на местах, им дано строгое указание максимально быстро разрешать возникающие вопросы с гражданами Украины. Сегодня власти упростили получение разрешения на работу для граждан Украины: достаточно заявления от нанимателя, сама процедура бесплатна с августа 2014 года, а разрешение выдается в кратчайшие сроки. На местном уровне исполкомы стараются незамедлительно разрешать вопросы с расселением и предоставлением работы. По Брестской области каких-либо жалоб на недопонимание, неоказание помощи чиновниками при запросе от украинских граждан нам не поступало. Вот по Гомельской области наши волонтеры сообщали, что украинским гражданам иногда отказывают в работе. Ранее были проблемы с медициной. Для граждан Украины бесплатно предоставлялась лишь неотложная медицинская помощь, все остальное – платно. Но с августа 2014 года граждане Украины могут бесплатно проходить медицинские осмотры, получать справки, делать прививки.
В социальных сетях и интернете белорусы объединяются для оказания помощи переселенцам – есть группы в Гродно, в Гомеле, в Бресте, в Минске, в Пинске, в Барановичах. Белорус никогда не оставит украинца в беде, а украинец – белоруса. Наши культуры, традиции, языки, история тесно переплетены. Нашим народам веками суждено жить вместе, переносить вместе радость и горе.
Активно ли вступают беженцы в украинскую диаспору в Беларуси или предпочитают жить обособлено? Сколько членов сейчас насчитывает украинская диаспора Беларуси?
В штате Украинского Дома на постоянной основе трудится семь человек, в регионах мы представлены 19 волонтёрами, списочная же численность членов нашей организации – 217 человек. Как и любая другая некоммерческая организация, мы испытываем большие трудности с финансированием. Но на сегодня Украинский Дом реализует ряд экономических и социальных проектов. Мы надеемся, что в 2015 году крепче станем на ноги, а это позволит нам привлечь в нашу диаспору больше украинцев. Мы понимаем, что беженцам, переселенцам да и любому человеку, переехавшему на постоянное место жительства, для адаптации нужен, примерно, год. Необходимо осмотреться, наладить быт своей семьи, наладить контакты с новой средой с новым окружением. Двери Украинского Дома всегда открыты для украинцев.
Украинский дом находится в Бресте, на западе Беларуси, где беженцев совсем немного. Не планируете ли вы открывать представительства на востоке Беларуси (в Гомельской, Могилевской, юге Минской областей) для лучшей консолидации украинцев, переехавших в Беларусь из-за войны?
Планы есть, но планы требуют вложений. В 2015 году наша организация реализует ряд экономических и социальных проектов в Беларуси. В ходе их реализации мы изыщем возможности для дальнейшего расширения Дома.
Что это за проекты?
На сегодня у нас есть договоренности с предприятиями из Украины и Беларуси об организации совместной переработки продукции. В феврале-марте мы планируем запустить ряд проектов в этой области. Из социальных: в мае-июне мы планируем запустить новый сайт Дома, на котором будет предоставлена информацию о вакансиях по всей Беларуси, о коммерческих предложениях в регионах и иная социальная информация из разных уголков страны.
Помогает ли украинской диаспоре официальный Киев?
Мы активно работаем с посольством Украины в Беларуси: обмениваемся информацией, помогаем в работе. В марте 2015 года запланирован ряд встреч с нашими партнерами в Киеве. Планируем, что выйдем на новый, более высокий этап сотрудничества с официальными органами власти на Украине.
Вадим Макеев
Есть ли у вас какая-нибудь собственная статистика по количеству беженцев из Украины в Беларуси?
По нашим подсчётам, в Брестскую область за прошлый год приехало около 5-6 тысяч украинцев, около 8-10 тысяч – в Гомельскую область. В общей сложности с начала 2014 года в Беларусь въехало около 30-35 тысяч украинцев.
Много ли людей возвращаются из Беларуси обратно домой, в Донецкую и Луганскую области, несмотря на военные действия?
О таких случаях нашей организации не известно.
Владислав Ковалевский