"А что бывают тексты, где нет ни одного факта?..."
Люди, которые мыслят критически, не попадают под пропаганду. Если бы 23 года назад Украина приняла международный опыт и внедрила изучения критического мышления, то сегодня степень поражения пропагандой был бы значительно меньше.
Парадоксально то, что люди, мировоззрение которых формировалось одной общей для всех средой, под влиянием пропаганды вдруг становятся инакомыслящими - оказываются в различных информационных реальностях. Почему одни попадают под ее действие, а другие - нет?
Пропаганда затягивает тех, кто не умеет анализировать и не подвергает критической оценке новости. К примеру, один из воздействий на сознание происходит по следующей схеме: отключается рацио, на человека внушается страх, после чего остается только "подцепить его на крючок спасителя". На этих трех шагах строится абсолютно все. "Хунта", "бандеровцы", "западэнцы" - все это не более, чем слова, которые используются российской пропагандой в рамках первого и второго шагов. Если человек, на которого направлена пропаганда такого типа, научится работать с текстами, ему откроются глаза.
Механизм работы пропаганды, или как не поверить в "распятого мальчика"
Мои студенты, например, проходили курс критического мышления. Это - ответ на вопрос, почему пропаганда влияет на одних и обходит сознание других. Потому что есть люди, которые понимают механизм пропаганды - их сознанием невозможно манипулировать.
Критическое мышление должно включаться там, где начинается информация, так как ни заметка, ни новостной сюжет, ни статья не является готовым продуктом, не является правдой или ложью. Любая информация всегда является переходной точкой - не конечной. Анализируйте.
Валентина Потапова.
После одного из тренингов меня спросили: "А что бывают тексты, где нет ни одного факта?..." Бывают.
Критическое мышление требует убедительной аргументации. Ее построению нужно учиться на практике. Это можно делать ежедневно, вдумчиво просматривая вечерние новости различных телеканалов. Сопоставление информации из различных источников помогает сконструировать реальную картинку мира, независимую от информационного давления олигархов и редакционной политики СМИ. При этом, первое, что нужно преодолеть, - внутренний запрет выделяться, избавиться желание быть как все. Критическое мышление - это прешь всего мышления самостоятельное. Какая бы мысль не пришла в голову - вы умны по умолчанию, потому что вы личность, и мышление у вас индивидуальное.
"Я смотрю им в глаза и понимаю, мы - в разных реальностях"
Я много путешествую по Украине. Раньше мне всегда казалось, что чем ближе к Западу, тем больше патриотов. Но такое мнение оказалась стереотипом. Не нужно говорить о каком-то природнем сепаратизме Донбасса или Крыма - мы все абсолютно одинаковы. Я могу вам рассказать о естественном сепаратизме Полтавщины, Закарпатья и т. д.
Меня спрашивают: "Почему вы жалуетесь, в Крыму же высокие пенсии?". Цены у нас тоже высокие, но если вы хотите ответ о пенсии, то да, высокие. "И в Крыму же не стреляют?". И это правда: не стреляют. В их реальности - пенсии, "не стреляют", "хочу, чтобы было как в СССР, когда кусок хлеба гарантирован и у меня его никто не отберет", "хочу, чтобы все было закрыто железным занавесом и никакая Европа к нам не лезла". Людей с такой жизненной позицией я увидела повсюду - по всей Украине. Мы с ними находимся в разных реальностях, потому что информацию понимаем по-разному и выводы у нас - разные.
"Не тратьте свои силы на пораженных пропагандой, которые являются смертельно больными"
Представьте себе эпидемию страшной болезни, которой заражена большая часть общества. Если вы пойдете лечить смертельно больного, вы его не спасете, потому что ему до смерти осталось 2 часа. Не тратьте свои силы. Есть больные, у которых есть время выздороветь. Они имеют шанс и им следует помочь. Это трудно. Говорите с такими людьми, делитесь убедительными аргументами. Если вы не достигли согласия в процессе разговора, это не значит, что он был безрезультатным. Вы возвращаетесь домой, задумавшись, и ваш собеседник - тоже. И это уже результат.
Среди зараженных можно выделить третью категорию - тех, кто еще не болеет, но находится непосредственно в зоне заражения. Они, как люди, которых еще можно спасти, - наша основная целевая аудитория. От того, насколько широко они смогут открыть глаза на информацию, зависит их дальнейшее мировосприятие.
Справка:
Валентина Потапова - координатор образовательных программ Центра гражданского образования "Альменда", в прошлом преподаватель Крымского гуманитарного университета, работала на кафедре истории и правоведения, занималась критическим мышлением, организацией киноклубов. Вследствие активной гражданской позиции попала в список "неблагонадежных преподавателей", была уволена, и в октябре 2014 переехала из Крыма в Киев.
Юлия Костюк