Собственно за фабрику стоимостью примерно 100 миллионов долларов воюют два бизнесмена - Игорь Бойко и Юрий Лещинский.
Гражданин США Лещинский с начала 2000-х годов был основным инвестором "ЖЛ". Затем его партнером стал отечественный бизнесмен Игорь Бойко.
В 2010 году, благодаря манипуляциям с реестром акционеров и формой собственности фабрики, Бойко стал единолично контролировать предприятие. А Лещинский остался не у дел.
В 2015 году жителька Житомира Нина Грущак, которая является акционером фабрики, подала в суд иск с требованием отменить незаконное регистрационное действие о ликвидации ЗАО "ЖЛ", благодаря которому контроль над фабрикой в 2010-м установил Бойко.
Активизация конфликта вокруг ЗАО "ЖЛ" способствовала и активизации криминальных расследований относительно событий вокруг фабрики, которые ведут Национальная полиция, прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро.
Из материалов этого расследования становится понятно, что центральным событием установления Бойко контроля над фабрикой была манипуляция с реестром акционеров предприятия, который вела компания "Акция-Реестр". Казалось бы, правоохранители могли бы допросить работников этой компании и установить истину по делу.
Однако оказалось, что еще год назад человек, который представлял ЗАО "Акция-Реестр" в судах и сопровождал дело ЗАО "ЖЛ", бесследно исчез.
Полицейское дело
Как свидетельствуют данные Единого реестра судебных решений, расследование событий вокруг кондитерской фабрики "Житомирские лакомства" находится в производстве следственного отдела по особо важным делам Национальной полиции.
С судебных постановлений можно узнать всю хронологию событий, которые часто называют рейдерским захватом предприятия.
Как отмечается в документах, проблемная история "ЖЛ" началась в мае-июне 2010 года, когда один из членов наблюдательного совета предприятия, имя которого не раскрывается, имея ограниченную доверенность компании DeltaCapital SA безосновательно сменил на свое имя данные о распорядителе счетом в ценных бумагах, открытом в UniCreditBank.
Затем этот человек открыл новый счет в ценных бумагах для DeltaCapital SA в другом финучреждении - Агрокомбанке. Согласно материалам следствия, акции ЗАО "ЖЛ" были перечислены из одного банка в другой путем подделки официальных документов владельца.
Владельцами 75% компании DeltaCapital SA, которой принадлежала основная часть акций "ЖЛ", были граждане США Юрий Лещинский, Роман Кацнельсон и Аркадий Воловик. Еще 25% принадлежат Игорю Бойко.
После этого на основании решения судьи окружного админсуда Киева Федорчука с грубым нарушением действующего законодательства компания "Акция-Реестр" исключила из состава акционеров фабрики компании DeltaCapital SA, а ее акции были аннулированы и списаны.
Кроме акций DeltaCapital SA также были аннулированы акции всех других физических лиц, ставших акционерами ЗАО "ЖЛ" с момента его создания.
Как следует из опубликованных документов следствия, в ноябре 2010 года должностные лица регистратора "Акция-Реестр", "злоупотребляя своим служебным положением, составляют реестр акционеров "ЖЛ", который действовал по состоянию на 2000 год путем замены на резервную копию, безосновательно внося в реестр акционеров заведомо ложные сведения".
Перед общим собранием акционеров ЗАО "ЖЛ" служащие компании "Акция-Реестр" сообщают представителям DeltaCapital SA, что эта компания не учитывается в системе реестра акционеров кондитерской фабрики.
После этого общим собранием под председательством одного из акционеров и при отсутствии DeltaCapital SA был принят ряд решений, которые позволили установить полный контроль над фабрикой одним акционерам, и выбросить других.
Если коротко, то путем механических манипуляций с реестром акционеров ЗАО "ЖЛ" со стороны фирмы-регистратора - ЗАО "Акция-Реестр" - фабрика оказалась в руках гражданина РФ Игоря Бойко, который фактически "отжал" основного инвестора ЗАО "ЖЛ", американца Юрия Лещинского.
Узкое место
Собственно говоря, действия сотрудников компании "Акция-Реестр" являются наиболее "узким местом" в этом деле. Если следствию удастся их "раскрутить", то к уголовной ответственности за захват предприятия можно будет привлечь исполнителей и заказчиков по всей цепочке.
Однако есть одна неожиданная проблема. Кто эти служащие ЗАО "Акция-Реестр", совершившие манипуляцию с реестром акционеров "Житомирских лакомств"? Как свидетельствуют данные того же Единого реестра судебных решений, во время заседаний в хозяйственных делах о конфликте акционеров фабрики ЗАО "Акция-Реестр" представлял Петренко А.В.
Человек с таким же именем с конца 2014 года является соучредителем и руководителем житомирской общественной организации "Народные люстраторы". Его партнерами в этой деятельности являются представители менеджмента Игоря Бойко Татьяна Вдовиченко и Людмила Семенюк, а также сам Игорь Бойко.
Человек, который "отжала" фабрику "ЖЛ" и в интересах которой собственно действовал регистратор "Акция-Реестр".
Стоит отметить, что ОО "Народные люстраторы" развернула активную кампанию против некоторых чиновников, которая включала в себя уличные акции. В частности, "под раздачу" от люстраторов из Житомира попали экс-генпрокурор Виталий Ярема и его заместитель Олег Бачун.
В частности, на профильных митингах выступал и давал комментарии СМИ сам Александр Петренко.
Стоит отметить, что Олег Бачун, который во времена Виктора Ющенко был судьей окружного админсуда Киева, уже становился жертвой подобной пиар-компании. Ее авторами тогда была группа экс-бютовца и экс-заместителя главы АП Андрея Портнова.
Собственно, именно Александр Петренко, очевидно крепко связанный с персоной Игоря Бойко, мог бы многое рассказать следствию о манипуляции с реестром акционеров ЗАО "ЖЛ". Но пока это сделать невозможно.
Ведь год назад Петренко бесследно исчез.
По сообщениям СМИ, в последний раз его видели 27 февраля 2015 года. "Петренко сказал на работе, что едет домой, в Житомир. После этого 33-летнего мужчину никто не видел", - говорится в сообщении телеканала НТН.
Он сел в свой автомобиль Lexus, и поехал в Житомир. Связь с Петренко исчезла в столице возле метро "Дорогожичи". С тех пор его телефоны больше не включались.
Сегодня никто не может сказать, живой Петренко или нет. Но очевидно именно он мог бы стать ключевым свидетелем по делу "Житомирских лакомств" и рассказать о том, как фабрика оказалась под контролем его партнера Игоря Бойко.