Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Как можно воплотить польский опыт самоуправления в Украине

Как можно воплотить польский опыт самоуправления в Украине
Марцин Свенцицкий. Фото: aobe.ru
На просьбу главы украинского правительства Арсения Яценюка, в Варшаве была создана группа экспертов из местного самоуправления, призванную помочь украинским специалистам в разработке соответствующих изменений в законодательство. Председателем этой группы стал польский экономист, депутат Сейма Марчин Свенцицкий. Он будет консультировать украинское правительство по вопросам передачи власти общинам, антикоррупционных мероприятий и законодательной подготовки к реформам.

Кабмин уже расчитал этот процесс своими проектами изменений к Конституции и закону относительно добровольного объединения малых общин, который уже зарегистрирован в парламенте. Марцин Свенцицкий посетил львовский Уличный университет и представил свою программу децентрализации Украины.

Мы предлагаем вам основные тезисы этого проекта.

Права и обязанности регионов

Согласно проекту децентрализации польской стороны, рекомендуется создать в Украине три уровня местного самоуправления:

  • община, которая будет больше всего компетентна
  • район - средний уровень самоуправления
  • область - творит собственную региональную политику

У каждого из уровней есть свои права, а принцип иерархии полностью устранен. Каждая единица самоуправления имеет счета в банках, самостоятельно распоряжается финансами и владеет коммунальным имуществом.

На местном уровне избирается законодательная и исполнительная власть, формируется руководство. Это даст возможность жителям регионов выбирать власть, которая не только будет заниматься популизмом среди избирателей и поедет после выборов в Киев, а работать на местах и каждый день с нее можно потребовать отчет. Соответственно, чиновничий аппарат можно существенно сократить, но рекомендуется оставить должность префекта области и, возможно, района. В его функции входит надзор за самоуправлением и его соответствие действующему законодательству.

ЧИТАЙТЕ: Реформа управления поможет Украине избавиться от коррупции, - Томбинский

Важно, что согласно проекту децентрализации польской стороны, общины получат права юридических лиц, но заниматься коммерческой деятельностью не могут за исключением предоставления коммунальных услуг.

В их обязанности входит уход за школами, детскими садами, муниципальным жилищным фондом, местными дорогами, мостами, уборкой улиц, местным общественным транспортом, водоснабжением, вывозом мусора, канализацией, местными культурными заведениями, защитой окружающей среды, утилизацией отходов и так далее.

Однако, не все из этих учреждений готовы перейти под надзор местных общин.

"Начальники театров и других культурных заведений в Польше боялись идти под опеку местных общин, но увидев результат таки изменили свое мнение. Все же, есть места национального значения, которые подчиняются исключительно министерствам", - комментирует Марцин Свенцицкий.

Несмотря на большое количество обязанностей, которые сваливаются на местные общины, правительство может дать им дополнительные задания, например: регистрация транспорта, выдача разрешений на строительство, поддержка государственных программ, сооружение и поддержание состояния региональных и национальных дорог в пределах единицы самоуправления.

Также, крупные и успешно функционирующие общины могут добровольно брать на себя и другие задачи.

В обязанности областей входят глобальные задачи - политика развития, которую одобряет Областной Совет и к которой входит создание условий для экономического развития, поддержка областной технической и социальной инфраструктуры, сотрудничество науки и промышленности, продвижение области, опека над культурным наследием. Также в обязанности входит планирование территорий области, где есть характеристика развития и изменения населенных пунктов, транспортных маршрутов между ними и размещения публичных инвестиций.

Имущество и финансирование общин

Имущество общин - весь общественный жилищный фонд на территории муниципалитетов за исключением земель, которые находятся в подчинении других общественных органов. Местные предприятия, а также предприятия коммунальных услуг, жилищный фонд, местная техническая и социальная инфраструктура и транспортные фирмы также составляют имущество общин.

Регион может полностью распоряжаться своим имуществом, изменять его целевое назначение и использование, сдавать в аренду, продавать, приватизировать, использовать как вклад в совместное предприятие.

Распорядителем имущества является исполнительный орган, но за исключением тех случаев, когда предполагается смена собственника или проведения аукциона. Такие действия требуют согласия совета общины, района или области.

Относительно финансирования и самофинансирования общины, района или области, Марцин Свенцицкий называет лишь примерные цифры и процентные ставки, потому что реальное положение дел можно будет понять только после проведения правительством расчетов.

ЧИТАЙТЕ: Реформа местного самоуправления: отныне территориальные общины смогут объединяться

В соответствии с моделью, предлагаемой поляками, самофинансирования региона осуществляется за счет местных оплат (торговля, интернет). Также, на местах остаются 100% налогов на недвижимость, землю, наследство, а судьба у всенаціональному налога на доход составляет 25% с физического лица и 15% с юридической. Казну местных общин пополнять доход от приватизации, аренды, а также дивиденды от собственных предприятий и части выравнивающей субсидии.

Относительно последней, то смысл ее в том, что общины, которые с помощью собственных средств не могут получить 70% среднего бюджетного дохода на жителя региона, будут получать 90% той разницы, которой не хватает до уровня 70%.

Отдельной темой являются антикоррупционные меры. Для начала Марцин Свенцицкий рекомендует создать не просто Антикоррупционный комитет при Кабмине, а независимое Агентство по борьбе с коррупцией. В его компетенцию будет входить контроль за общественными закупам, тендерами, аукционами.

 

Это агентство будет иметь широкие полномочия, но оно обязательно должно быть открытым общественности, давать ему возможность свободного доступа к документам, публикации решений. В компетенции структуры будет входить устранение конфликтов интересов между работниками одной единицы самоуправления. Например, не может быть ситуации, когда мэр и его чиновники являются владельцами предприятий, которые предоставляют услуги муниципалитета, или принимают участие в приватизации общественного имущества. Агентство по борьбе с коррупцией также проверять налоговые и имущественные декларации чиновников.

Необходимые реформы

Децентрализация в Украине не заработает, если, к примеру, не сократить количество общин в Украине. Малые общины нужно объединять, но без отдельного закона это невозможно сделать. На пути к увеличению власти на местах стоит пока не изменена Конституция, где нужно подробно расписать права общин, без которых невозможно будет воплотить глубокую децентрализацию.

Также, необходимо подробно расписать разделение прав между тремя уровнями самоуправления и центральной исполнительной властью. Жизненно необходимо провести финансовые стимуляции, чтобы подготовить к самостоятельной финансового обеспечения органы самоуправления.

ЧИТАЙТЕ: Кабмин одобрил законопроект о бюджетной децентрализации

Марцин Свенцицкий отмечает, что на местах нужно ликвидировать властный аппарат на уровне общин и уменьшить его на уровне районов и областей. Для чиновников всех уровней необходимо провести тренинги по самоуправления и передать в подчинение общин земельные фонды. Главное, по словам польского эксперта, провести выборы в органах местного самоуправления не позднее осени 2015 года, иначе будет потерян темп быстрого реформирования.

"Процесс увеличения власти общин длинный, но ожидание того стоит. Польша тому пример" - Марцин Свенцицкий

Подготовил Ярослав Назар