Металл, является одним из основных материалов, используемых в судостроении. Судостроительная сталь должна соответствовать особым требованиям по качеству и стойкости к воздействию внешних факторов. Чаще всего в этой области используют углеродную сталь (металлический сплав, содержащий до 2% углерода и другие металлургические примеси: марганец (до 0,7%), кремний (до 0,4%), серу и фосфор (до 0,05%) .
По назначению судостроительные стали могут быть:
-
Конструкционными (обычной и высокого качества с содержанием углерода до 0,6%);
-
Инструментальными (содержание углерода более 0,6%).
При наличии в металлическом сплаве дополнительных элементов, таких как никель, марганец, хром, ванадий и другие, сталь называют легированной. Наличие легирующих компонентов позволяет улучшать механические и физико-химические свойства стали. Применение такого материала позволяет существенно уменьшить массу корпусов и повысить грузоподъемность судов.
В судостроении используют металлический прокат в виде листов и профилей. Листовая сталь применяется для изготовления обшивки кораблей. Габаритные параметры стальных листов определяются требованиями ГОСТ.
Толщина: 6-30 мм;
Ширина: 2-2.5 м;
Длина: 6-8 м.
Кроме производства обшивки металлопрокат используют в судостроении для:
- Изготовление цепей и предметов такелажного оборудования;
- Производства пластырей и элементов аварийного снабжения;
- Изготовление морских узлов
- Производства тросов;
- Соединение частей корпуса судна.
Среди металлов, используемых судостроительной отраслью, наиболее распространенными являются:
- Чугун - сплав железа с углеродом (содержание до 2%). Непластичный сплав, широко используют в судовом машиностроении.
- Алюминий - сплав с малой массой и повышенным сопротивлением коррозионной процессам. Алюминий используют как для изготовления отдельных судовых конструкций, так и при обустройстве корпусов. Чаще всего в этой сфере применяют сплавы алюминия и марганца, или алюминия и магния, а также сплавы дюралюминия (медь, магний, марганец) с повышенной прочностью. Корпуса судов изготавливают из профильного металлопроката.
- Медь - используется в некоторых случаях при изготовлении судовых трубопроводов, чаще всего в виде сплава с латунью или бронзой.
- Латунь (медно-цинковый сплав) - применяется в качестве арматуры и некоторых деталей судовых механизмов. Для повышения коррозионной стойкости в состав сплава добавляют 1% олова. При производстве гребных винтов применяют сплавы латуни с марганцем.
- Бронза - используется в судовом машиностроении и производстве гребных винтов (кроме сплавов с цинком и никелем).
Все параметры, которым должен соответствовать судостроительная сталь, указанные в ГОСТ. Они касаются широкополосного, толстолистового, универсального и фасонного проката. Для речного и морского судостроения используют различные марки стали.
В целом судостроительную сталь отличают следующие свойства:
- Устойчивость к коррозии;
- ударопрочность;
- Высокая текучесть;
- свариваемость;
- прочность;
- Сопротивляемость.
Следует учитывать, что стальной прокат не должно быть слишком дорогим, и увеличивать общий вес судна. ДСТУ четко определяет характеристики судостроительной стали, а самовольная замена одной марки металла на другую не допускается. Покупать судостроительный металлопрокат стоит в проверенных производителей, со всеми необходимыми документами и сертификатами.