Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Какие "сюрпризы" от банков и финучреждений возможны в период карантина

Какие "сюрпризы" от банков и финучреждений возможны в период карантина
Фото: с общедоступного ресурса
По данным Кабмина, из-за карантина потеряли работу почти 2 млн человек. К тому же есть те, кто стал получать значительно меньшую заработную плату.

У людей появилась потребность чаще обращаться к финансовым учреждениям или банков за получением кредитов.

Однако не все финучреждения являются добросовестными. Так, недавно Ольга Лобайчук, начальник управления защиты прав потребителей финансовых услуг Нацбанка Украины призвала украинский не верить рекламе, в которой речь идет о кредитах "под 0%". Мол, финансовые учреждения не раздают деньги просто так. Нужно внимательно читать договоры займа, чтобы избежать согласия с скрытой комиссией или слишком высокой процентной ставке со второй недели пользования кредитом. "Вы удивитесь, в обращениях граждан мы встречали максимальную ставку по кредиту ссылки - 1702% годовых", - отметила Лобайчук.

И это не единственная проблема. Во время карантина права потребителей финансовых услуг часто нарушались. Так, в марте НБУ получил 217 обращений и 886 звонков на горячую линию от граждан, которые остались недовольны качеством полученных услуг.

  • Дефицит наличной валюты в кассах банков пожаловались 85 украинский (39%), звонков на горячую линию по этому вопросу позвонили 484 человека (почти 55%).

  • Проблемы с оформлением кредитных каникул во время карантина возникли почти 350 человек - 89 из них написали письменное заявление (41%), 258 (29%) - позвонили на горячую линию. 

  • По вопросам работы платежных карточек и онлайн-операций Нацбанк получил 14 (6,5%) письменных заявлений и 45 (5%) звонков на горячую линию.

Предполагаем, что заявлений могло быть и больше, если бы люди знали, куда надо обращаться, чтобы защищать свои права. В конце августа планируется пилотный запуск IT-платформы "ФинСкарга", которая имеет несколько разгрузить управления защиты прав потребителей финансовых услуг НБУ. Это - первая независимая платформа медиации для разрешения спорных вопросов между потребителями и поставщиками финансовых услуг. На платформе потребители смогут бесплатно урегулировать жалобы финансового характера без необходимости обращения к регулятору или суда. Проект финансируется USAID в рамках программы "Трансформация финансового сектора".

Однако жаловаться - это крайняя мера. Прежде всего, людям необходимо повышать уровень собственной финансовой грамотности. И начать следует с того, чтобы приучить себя внимательно читать договоры и, при необходимости, консультироваться с юристами, прежде чем подписывать какие-либо документы для оформления займа.

Наталья Михайлова