История, о которой пойдет далее речь, демонструезнайоми уже нам новые старые факты - власть изменилась, а ситуация с государственными закупками - не слишком. Более того, деньги как шли, так и идут в карманы тех же людей, что и во времена президентства Януковича!
Бедный, но щедрый аэропорт
Международный аэропорт "Львов" имени Даниила Галицкого был построен к Евро-2012. Огромный современный терминал способен обслуживать 7 млн 300 тыс. пассажиров в год. Однако в прошлом году его загруженность была на уровне 8% от мощности. В этом году не намного больше - 14%.
Без соглашения об открытом небе аэропорт "Львов", в строительство которого государство вложило колоссальную сумму - 4 млрд. 603 млн. - изначально был обречен на то, чтобы едва сводить концы. В такой экономической ситуации казалось бы государственный аэропорт имел экономить каждую копейку. Но не экономит.
Открытие аэропорта в 2012 году. На фото: тогдашний председатель Львовской ОГА Михаил Костюк, вице-премьер Борис Колесников, Виктор Янукович и президент УЕФА Мишель Платини. Фото: Сергей Бобра
В марте 2013 года тогдашний гендиректор аэропорта Роман Гонтарева, (выходец из Донецка, был назначен руководителем "Львова" в 2011 году вице-премьером Борисом Колесниковым), решил провести тендер по закупке услуг уборки. Уборка внутренних и внешних территорий объединили в одну закупку.
"Сама процедура тендера вызвала много вопросов - нигде не было объявлено о его проведении, не было четкой процедуры подачи и даже даты подачи, раскрытие предложений и т.д. Мы подавали тендерные предложения четыре раза, чтобы не прогадать. Каждый раз подавали предложения с меньшими ценам поскольку наши цены "сливались" конкуренту, и поэтому нужно было уменьшать предложения", - рассказал iPress.ua генеральный директор ЧП "Клининг Про" Сергей Козолуп.
По его словам последняя цена, которую установило предприятие "Клининг- Про" была 174 тыс. грн. с НДС/месяц внутренних помещений и 20 тыс грн. с НДС/месяц за уборку прилегающей территории. Ведь ЧП "Клининг- Про" принимало аэропорт от начала и знало все особенности этого объекта, потому что никто другой во Львове не мог обеспечить уборку такого большого объекта и еще после строительства в короткие сроки.
"За счет наших постоянных просьб, предложений и писем о пролонгации договора нам удалось все же продлить срок обслуживания объекта согласно договора еще на три месяца- к 31 августа 2013 по уборке внутренних помещений", - говорит генеральный директор "Клининг Про".
А вот по уборке наружных территорий, директор аэропорта решил, что в дальнейшем будет обслуживать их собственными силами.
События, которые развивались дальше, вызывают ряд вопросов к руководству аэропорта.
В мае 2013 руководство аэропорта без проведения каких тендерных процедур привлекло к уборке прилегающих территорий компании ООО "Инплейс Аэро". Сумма договора составляла около 80 тыс грн./месяц. (ЧП "Клининг Про" предлагали те же услуги по цене в четыре раза меньше - всего 20 тыс грн!).
Приближенные к фирме "Инплейс Аэро" лица уже фигурировали в тендерах, но в другом аэропорту.
Так, 8-10 января 2013 г. ГП "Международный аэропорт "Борисполь" заключил соглашения с ООО "Инвайт" на услуги уборки внутренних помещений и территорий аэропорта и обслуживание багажных тележек на сумму 50,31 млн грн. Об этом сообщали "Наши деньги".
Свои люди
Единственным участником, допущенным к торгам на всех тендерах, было ООО "Инплейс Аэро", совладельцем которого является ООО "Инвайт Системс", зарегистрировано в одном доме с ООО "Инвайт". Директором "Инплейс Аэро" является Эвелина Галоян, которая от основания и до прошлого года была директором "Инвайт".
А теперь самое интересное. Фирмой "Инвайт" обладают Виталий Байлов, Алексей Харько, Сергей и София Морозовы. Супруги Морозовых также являются партнерами Владислава Тынного по фирме ООО "Ай Ви Ти Инвестментс".
Владислав Тынный является отцом Игоря Тынного, бизнес-партнера Ивана Фурсина по ООО "Первая обувная фабрика "Киев". Напомним, Фурсин является партнером Дмитрия Фирташа по фирме "РосУкрЭнерго".
Компании "Инплейс Аэро" и "Инвайт солюшн" были зарегистрированы за несколько месяцев перед подписанием договоров с аэропортами.
Площадь нового терминала и прилегающей территории - 39 тыс квадратных метров. Фото: profidom.com.ua
Поэтому становится понятно, что обе фирмы были созданы под один заказ - одна под Львов, другая - под Борисполь.
Победить в тендере, где принимает участие фирма с такими владельцами, просто невозможно ...
Дальнейшие события это подтверждают.
Власть новая, схемы старые
На протяжении июля и августа 2013 в связи с окончанием срока действия договора с Львовским аэропортом, ЧП "Клининг Про" неоднократно обращалась с письмами к генеральному директору Роману Гонтареву по дальнейшей работе. Он эти предложения игнорировал.
Свои предложение аэропорту посылала также компания "Импел Гриффин". Причем с ценой меньше на 10 тыс грн (около 165 тыс грн/месяц).
Ставленник Бориса Колесникова ответил представителям этой фирмы, что "скидка в 10 тыс грн несущественна и это не деньги".
Вне этого Гонтарева поручил коммерческому директору аэропорта Вячеславу Ченглатоневу провести отбор клининговых компаний.
Отбор выглядел следующим образом: аэропорт получил предложения трех компаний - ООО "Инплейс Аэро" и двух подставных компаний.
Без привлечения тендерного комитета руководство аэропорта приняло решение о дальнейшем сотрудничестве с ООО "Инплейс Аэро". И уже с 01.09.2013 года ООО "Инплейс Аэро" предоставляет услуги уборки как внешних так и внутренних территорий ГП "Международный Аэропорт" Львов им. Д. Галицкого ". Сумма договора по внутренним территориям составляла 174 тыс. грн. с НДС/месяц.
Стоимость обслуживания прилегающей территории компанией "Инплейс Аэро" составляет около 160 тыс грн в месяц, а внутренних помещений около 180 тыс. Грн.
Это на 150 тыс грн больше чем предлагало ЧП "Клининг Про"!
"2 июля 2014 наша компания обратилась во Львовский аэропорт им. Даниила Галицкого и Министерство инфраструктуры Украины с просьбой рассмотреть предложение по обслуживанию помещений и территории аэропорта с меньшей ценой чем это есть на сегодня, что позволит сэкономить около 1 млн 140 тыс. грн. в год. Мы предлагали убирать внутренние помещения за 150 тыс грн/мес, а внешнюю территорию - за 95 тыс грн, ведь договор с "Инплейс Аэро" был подписан на один год до 01.09.2014 г", - говорит генеральный директор "Клининг Про".
Прошел месяц, а ответа от Львовского аэропорта так и не поступило, а Министерство отписало, что в августе 2014 году будет проводиться тендер на закупку услуг уборки внутренних помещений и "Клининг Про" сможет принять в нем участие.
"О внешней территории, где и спрятан основной "откат" ответа мы так и не получили, - добавляет представитель "Клининг Про". - В процессе ведения переговоров с должностными лицами аэропорта и нынешним гененеральним директором аэропорта Ростиславом Веселовым мы получили информацию, что существует негласное указание заинтересованных лиц Министерства инфраструктуры не прекращать сотрудничество с ООО "Инплейс Аэро" и найти выход, как продолжить существующий договор с этой компанией на таких же условиях".
Ориентировочно 11-15 июля 2014 Аэропорт подписал дополнительное соглашение о пролонгации Договора с ООО "Инплейс Аэро" еще на год до 31.08.2015 г.. По действующим ценам. Подписание состоялось "задним числом" - 11 апреля текущего 2014!
Фото: Дирекция по строительству объектов к Евро-2012 во. Львове
30.07.2014 в адрес "Клининг Про" пришел ответ от Международного аэропорта "Львов" имени Даниила Галицкого, в котором сообщалось, что проведение торгов по закупке услуг по уборке и уходу помещений на 2014 год не предусмотрено.
Одним из активных участников и организатором подписания дополнительного соглашения был коммерческий директор Вячеслав Ченглатонев, который как и Гонтарев является человеком регионала Бориса Колесникова.
Парадокс: правительство Яценюка включило режим жесткой экономии для всех госструктур.
Сам аэропорт критически нуждается в деньгах на оплату газа в зимний период для отопления, и при этом государственное предприятие отказывается от экономии в размере 1,2 млн грн - чтобы сохранить старые коррупционные схемы!
21 июля 2014 компания "Клининг Про" подала в прокуратуру Львовской области заявление о совершении преступления. Пока львовские предприниматели ожидают информацию о внесении соответствующей записи в ЕДРДР.
Редакция iPress.ua еще 31 июля направила в МА "Львов" имени Даниила Галицкого информационный запрос, в котором попросила разъяснить, почему на предприятия сложилась такая ситуации. Однако по состоянию на 8 августа ответ от Аэропорта так и не пришла.