Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Мирослав Маринович: пример Иисуса - это самый безумный бизнес-проект

Мирослав Маринович: пример Иисуса - это самый безумный бизнес-проект
Мирослав Маринович. Фото: Львовская бизнес школа УКУ
От того какими являются духовные и моральные ценности в обществе, зависит судьба бизнеса как системы. Об этом на лекции-встрече для львовских предпринимателей рассказал, диссидент, правозащитник, вице-ректор Украинского католического университета во Львове Мирослав Маринович.

Будущее Украины требует подъема гуманитарно-духовных ценностей над близорукими экономической выгодой и политической целесообразностью

В обществе духовные процессы первичны. 1 декабря 2011 года три представителя украинских церквей выступили с обращением к украинскому обществу: "Главная причина неурядиц, скрыта в нас самих, в духовном кризисе, который разъедает наше общество. Первоисточник общественных неурядиц не материальная, а духовная нищета". Этот тезис поддержали 11 членов инициативной группы "Первого декабря", которые были убеждены, что язвы нашего общества - это проекция главной проблемы - заиление нашего духа.

Будущее Украины требует подъема гуманитарно-духовных ценностей над близорукими экономическим выгодой и политической целесообразностью. Поэтому духовный выбор пронизывает все другие выборы. Духовное это то, что в дали, незаметное, невидимое, но оно дает проекции на видимое пространство где есть и экономический, и политический, и социальный замеры.

Проблемы нашего парламента в том, что внешне он выглядит как демократический, а внутри есть недемократические ценности: диктат денег, пренебрежение к достоинству человека. Это искажает всю работу.

Власть это - экстракт яда, который булькает в середине нашего общества

Во время Майдана на "Украинской правде" была статья Кирилла Тура. Я был от нее в восторге: в частности там была одна фраза: "Этот украинский преступный кошмар, вырос с твоей слабой и рабской души. Москаль и еврей здесь ни к чему, и Янукович тоже. Оставь его. Он закономерная персонификация наличия достаточного количества "януковичей" на украинской земле, которые не нуждаются, не хотят, боятся правды и свободы". Вывод философов такой, что духовные процессы первичные, следует не потому что кто-то хочет выглядеть выше над другими категориями, а от сущностных основ бытия. Почему так тяжело дается нам это принять? Это все люди воспринимают как вторично, а первичным является интерес и власть. Деньги - вот что регулирует наше общество. И духовные вещи мы не воспринимаем, потому что они невидимые. Мы не видим, как духовные процессы происходят, мы видим лишь последствия, которые объясняем экономическими причинами не видя, как работает человеческий дух.

Власть это - экстракт яда, который булькает в середине нашего общества. Поэтому просто заменить власть не меняя систему ничего не даст. Ложная ценностная основа все равно будет влиять.

Правильной является формула: "Сознание определяет бытие, а бытие через петлю обратной связи влияет на сознание". Сознание задает параметры бытия, а потом от изменения этих параметров идет соответствующее влияние на само человеческое сознание.

Приведу такой пример - бедность. Чем беднее человек, тем меньше он думает о философии, а больше о выживании, тем меньше заботится о морали, потому что должен выжить. И если для этого нужно украсть буханку, потому что человек голоден и нечего есть, то он будет это делать. Но справедливой является следующая фраза: "Чем богаче человек, тем он моральнее"? Нет. Это не имеет значения. Как публицист я могу сказать, что свои лучшие вещи, которыми я горжусь, я написал в лагере, где был очень строгий режим, или на Дрогобычском нефтеперерабатывающем заводе, в цехе, под матерные слова моих коллег. Сейчас очень часто используется фраза "выйти из зоны комфорта". Вот это и имеется в виду. Нет прямой зависимости между комфортом и духовными процессами. Для бизнеса важно понимать приоритетность духовных процессов, вовремя различить, где есть духовная составляющая в экономической проблеме или в общественно-политической проблеме, на которую вы хотите реагировать. Важно способствовать духовному лечению, чтобы оно дало положительные результаты.

Крайняя точка собственного упадка - это духовный Майдан

Духовные процессы происходят особым образом: сначала идет медленный упадок, который мы не замечаем часто у нас есть иллюзия постоянства, однако, это ошибка. На самом деле человек из-за разных обстоятельств - деградирует. Деградирует до того времени пока не приходит осознание упадка. И тогда человек начинает резко бороться с этим и поднимается на новый уровень. И снова процесс повторяется. Главное в этом медленное убывание человеческого духа, а затем резкий подъем. Крайняя точка собственного упадка - это духовный Майдан. Это ощущение края и изменений. Это мгновенный, быстрый этап.

Вот например, когда вы курите, можете себе это как-то распределить: сегодня я выкурю столько-то, завтра столько-то, и так перестану курить. А в моральных вещах вы так не скажете, потому что нельзя так сказать "сегодня вожу за нос 20 раз, завтра -19 раз...". Вы принимаете решение и не обманываете. Это система выбора: или так, или иначе. момент подъема с этой точки является важным, потому что здесь вы принимаете решение и тут происходит то, что вас поднимает вверх. Важный вывод для бизнеса: зло найдет себе лазейку. Оно действует. Вот человек в упадке, катится сам, его не нужно подталкивать потому, что он сам уже падает, а вот, чтобы он поднялся, нужно ему помочь, дать дополнительную энергию. Вы должны посодействовать человеку, чтобы он поднимался в своем духовном развитии. А энергия в бизнесе - это деньги. Здесь важна роль Церкви. И важно, чтобы бизнес это понимал, потому что часто Церковь воспринимают, как нечто такое, что навязывает, заставляет выйти из зоны комфорта. Человек нуждается в корсете. И этот корсет как раз ей дает Церковь.

Большинство людей не верят в перемены, не верят в то, что всех можно поднять. Но это правильно, потому что не будет такого, чтобы в один момент массово все поднялись. Может, в последний день, когда придет второе пришествие Христа. А как тогда действуют духовные процессы, когда в истории человечества приходит критическая масса людей, которая хочет изменить общество, которая задает новые правила игры и общество поднимается на новую ступеньку. Пример - апостолы.

Иисус говорит о формуле "добавленной стоимости" другими словами

Демократия - это система, которая немыслима без личной ответственности за состояние дел. Это ежедневный плебисцит. Как тут быть? До недавнего времени мы говорили, что должен измениться кто-то наверху. Приводили пример Саакашвили. А у нас нет таких лидеров, мы ждем когда появится лидер. Но Саакашвили не родился лидером. Сначала это была группа людей, группа пасионаров, которые сказали "надоело", мы предлагаем обществу новую модель и пробиваем все барьеры и задаем новый образ жизни. Когда мы говорим об изменениях сверху, то стоит помнить предшествующие этому изменения снизу. Есть еще другой способ критики идеи "сверху": Какую модель имел Иуда? Он хотел, чтобы Христос баллотировался в Синедрион (высшая иудейская политическая организация - ред.). Он хотел, чтобы Иисус стал царем, царем который руководит. И логика Иуды была земной и понятной. Для того, чтобы управлять государством, чтобы изменить положение дел надо стать "сверху", и начать менять общество. Это ли не странно? Большая часть Украины так думает, если не вся. Так логично. А что делает Иисус? Вообще, это самый безумный бизнес-проект, который можно себе представить. Он идет к рыбакам, к проституткам, к простым самым низким слоям населения и начинает их морально менять, но они не имеют никакого влияния. Они не имеют рычагов власти. А прошло два века и вся, и эта смена стала самой успешной, поэтому в Римской империи сменилась власть. Нахождение критической массы пассионариев, которые меняют систему "снизу", "изнутри" - является мудрой идеей.

Иисус говорит о формуле добавленной стоимости другими словами: "давайте учтем интересы друг друга и все выиграем". Изменение параметра бытия от инерционной к формуле иной цивилизации.

Настоящие изменения в обществе начинаются с духовной трансформации людей. И поэтому для бизнеса, если вы хотите создать себе систему положительного влияния, вы должны формировать человеческий капитал изменений. Бизнес должен реагировать, бизнес хочет свободы, пространства. Для того, чтобы иметь свободу нужно сформировать эту критическую массу людей, помочь ей сформироваться.

Идея фондов, которые поддерживают идею ценностных изменений является очень важной

Когда человек один, он практически не борется. Может конечно, но это сложнее чем тогда, когда есть больше людей, или когда есть определенный фонд. Когда ты знаешь, что тебя поддержат. Это важно в моральном плане. Во время диссидентства к моей маме на улице подошел мужчина и сказал, что мне передали деньги с греко-католической общины. Для меня и мамы это был праздник души, что нас поддержали. Идея фондов, которые поддерживают идею ценностных изменений является очень важной. Платите за экологию души. Вы не сразу получите прибыль от этого, но это закладывает основы вашего стабильного существования.

Бизнес может игнорировать ценности, но он должен быть готовым, что из-за этого он не сможет существовать. Бизнес, конечно, можете воспользоваться упадком вокруг, но это то, что доводит общество до руины.

Кристина Головко